Дивизиональная структура управления





 

В настоящее время классические линейно-функциональные структуры присущи лишь мелким и части средних компаний. Для большинства средних и крупных компаний доминирующим стал дивизиональный подход к построению организационных структур управления.

Дивизиональные (отделенческие) структуры управления являются наиболее совершенной разновидностью организационных структур иерархического типа. Впервые данные структуры появились в конце 20х годов, а наибольшее распространение получили в 70-е годы ХХ столетия. В настоящее время в США такой тип структуры применяют более 80 процентов специализированных компаний, в Японии – около 45 процентов.

Дивизиональные структуры возникли как реакция на недостатки линейно-функциональных структур. В условиях динамично изменяющейся внешней среды невозможно стало управлять из единого центра непохожими друг на друга или географически удаленными подразделениями компании.

Дивизиональные структуры – это такой тип структур, которые основаны на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Отделение (дивизион) – это организационная товарно-рыночная единица, имеющая внутри все необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение (дивизион) возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона компании высвобождается для решения стратегических задач. Оперативный уровень управления в этом случае отделен от стратегического, отвечающего за рост и развитие компании в целом. Высший руководящий орган оставляет за собой право контроля по общефирменным вопросам.

Следовательно, для дивизиональных структур характерно сочетание централизованного стратегического планирования в верхнем уровне власти и децентрализованной деятельности отделений. Данный подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями. Данные структуры характеризуются полной ответственностью руководителей подразделений за результаты деятельности возглавляемых ими подразделений.

Структуризация компании по отделениям (дивизионам) производится по одному из трех принципов:

- по продуктовому, когда учитываются особенности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг,

- по ориентации на конкретного потребителя,

- по региональному, то есть в зависимости от обслуживающих территорий.

В связи с этим выделяется три типа дивизиональных структур:

- дивизионально-продуктовая,

- организационная,

- дивизионально-региональная.

 

При дивизионально- продукторой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции или услуги (рис. 3.9). Компании с такой структурой быстро реагируют на изменение внешней среды, однако возникает необходимость дублирования видов работ, а значит увеличиваются затраты.

Если оргструктура будет ориентирована на потребителя, подразделения группируются вокруг их отдельных групп, цель организаций в этом случае – удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Если деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, то применяется дивизионально-региональная структура. Деятельность компании в отдельном регионе подчиняется отдельному руководителю (рис.3.10), который несет за нее ответственность. Такие структуры облегчают разрешение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства. Территориальное деление создает условия для подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) на месте.

По мере развития компаний и выхода их на международные рынки дивизиональные структуры преобразуются. Можно выделить следующие наиболее распространенные разновидности международных дивизиональных структур: глобально-ориентированная продуктовая, глобально-ориентированная региональная и смешанные структуры.

Глобально ориентированная продуктовая структура базируется на дивизиональной и имеет подразделения по продуктовому признаку, каждое из которых самостоятельно работает на мировой рынок. Такая структура используется, когда продукция резко отличается по технологии ее производства. Этот вид структур способствует международной ориентации компании.

Глобально ориентированная региональная структура базируется на дивизиональной структуре и использует географический принцип построения. Наиболее рационально использование такого типа структур в отраслях с технологически медленно изменяющейся продукцией. К достоинствам можно отнести тесную взаимосвязь с географическими регионами и высокую координацию деятельности в их рамках.

 

 

 


 

           
     

 

 


Рис. 3.9. Продуктовая дивизиональная структура

 

 

 


 

       
   
 

 

 


Рис. 3.10 Дивизиональная региональная структура

 

 

 


Рис. 3. 11 Глобально-ориентированная продуктовая (товарная) структура

 

Смешанная структура имеет дополнительно встроенные структурные связи территориального и функционального типов. Этот тип структур возник в связи с тем, что образовалось много транснациональных компаний.

Мы кратко охарактеризовали дивизиональные структуры на уровне компаний, внутри же них управление строится, как правило, на основе линейно-функционального признака.

Подводя итог рассмотрения дивизиональных структур, отметим их достоинства, недостатки условия наиболее эффективного применения. В качестве преимуществ данного вида структур можно назвать следующие:

- использование дивизиональных структур позволяет компании уделять отдельному продукту, потребителю или географическому региону столько же внимания, сколько уделяет небольшая специализированная компания, в результате чего возможно быстрое реагирование на изменения внешней среды;

- данный вид структур ориентирует компании на достижение конкретных результатов их деятельности, уменьшая сложность управления, отделяя оперативное управление от стратегического, усиливая ответственность дивизионов за получение прибыли.

В то же время данный тип организационных структур имеет следующие недостатки:

- данные структуры привели к росту вертикали управления из-за введения промежуточных уровней, что привело к несовпадению интересов,

- увеличиваются затраты на содержание управленческого персонала вследствие дублирования функций.

Наиболее эффективно применение дивизиональных структур управления при следующих условиях:

- в компаниях очень крупных размеров при расширении производства или с широкой номенклатурой выпускаемой продукции,

- в компаниях, где производство мало зависит от технологических нововведений и слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры,

- при интенсивном проникновении компаний на зарубежные рынки.

Проведенный анализ разновидностей организационных структур иерархического типа показал, что переход к более гибким, адаптивным структурам управления стал объективно необходим и закономерен.

 





Читайте также:
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.016 с.