Билет №17. Основные темы философии Августина




Августи́н Блаже́нный Аврелий (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская импе­рия), заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики.

Схоластика (от лат. schola - школа) возникает как рационализация христианского вероучения. Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми). Античные источники схоластической мысли - это неоплатоническая традиция, Августин, Боэций. Позднее I нормативными стали «переоткрытые», вновь прочитанные сочинения Аристотеля.

Ранняя схоластика связана с возрождением интереса к знанию. Мышление в это время характеризовалось большей самостоятельностью в постановке вопросов.

Среди основных проблем ранней схоластики были следующие:

• отношения веры и знания;

• проблема универсалий;

• согласование аристотелевской логики и других форм познания;

• согласование мистики и религиозного опыта.

Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным рели­гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе­ковые теологи при изучении и преподавании схоластики. Другие сочинения: «Против академиков», «О жизни блаженной», «О порядке», «Исповедь» (!), «О Троице». У Августина своё видение философии истории - время линейно и развивается поэтапно.

Философию Платона Августин делит на три части: естественную (то есть онтологию), рациональную (логику, или гносеологию) и этическую. Во всех частях философии Платон выше всех античных философов и единственный, кто вплотную приблизился к положениям христианства. У Платона Августин вычитал многие истины Святого Писания, а самое главное - взял его метод, благодаря которому смог преодолеть собственный скептицизм и манихейство (два Бога - всё хорошее от доброго, а злое - от плохого), решить проблему зла и доказать, что истину существует и является познаваемой.

Вера и разум

Августин впервые вводит положение о том, что вера и знание, различаясь, не исключают друг друга. Вера есть один из видов знания, один из видов разума. Вера противопоставляется только постигающему, рациональному мышлению. Но вера тоже есть мышление. Не всякое мышление есть вера, но всякая вера есть мышление. Любой процесс познания начинается с веры.

Августин делит все объекты человеческой веры на три вида:

1. Те области, которые доступны лишь человеческой Вере и не допускает понимания (история)

2. Те области, где вера равна пониманию (доказательные науки - логика и математика)

3. Та область, где только через веру достигается понимание (религия)

Опровержение скептицизма

Главным для Августина является самопознание. Если человек сомневается, то он мыслит, он существует - это истина. Нельзя сомневаться в собственном сомнении - эта самая очевидная истина. Для Августина убеждённость в своём существовании как свидетельство об истине есть лишь способ познания Бога.

Теория познания. Чувственное познание

Августин разделяет тезис о том, что подобное познаётся подобным. Если Бог нематериален, если он выше всякой материальной изменчивости, то и познать его можно только на основе Идея добродетели: добродетель - это наша любовь.

Августин не может признать, что Материальный мир воздействует на душу человека, потому что материя пассивна, а активна лишь душа, поскольку материя онтологически ниже души. При познании внешнего мира активность проявляет не мир, а душа. Посредством чувств, душа осведомляется о том, что испытывает тело, и может влиять на него. Таким образом душа связана с телом, а материальное с нематериальным, остаётся тайной.

Теория познания. Разум

Основной упор Августин делает на рассудочное, разумное познание и указывает, что кроме познания чувственного, которое является по своей природе изменчивым, существует и познание умопостигаемое, дающее неизменное значение. Вся истина содержится у человека в памяти в потенциальной форме.

Онтология

Кроме того, что Бог есть истина, Он, по Августину, есть и бытие. Он не имеет в себе никакого небытия, он вечен, не изменятся, не уничтожается и всегда подобен только себе.

Учение о времени

О существовании времени можно говорить лишь в аспекте настоящего. И прошлое, и будущее существуют лишь в том, что мы в настоящий момент представляем - или вспоминаем или предвидим.

Зло

Для Августина важно решить вопрос, откуда в человеке берётся зло. Физическое зло - каким бы ни был Бог совершенным, он всё-таки творит этот мир. Воспроизвести самого себя невозможно, всегда будет несовершенство - уродства, безобразия. Оно не зависит от Бога и это необходимый атрибут его творения.

Есть метафора «двух град», которые распределены между людьми. Град божий и град земной: человек не знает, к какому он принадлежит, и может только выбирать, как ему поступать: любить Бога или отречься от него.

Философия истории

История - это релятивизм (относительность истины). Всю историю Августин делит на семь периодов (вернее на 6) - по числу дней творения, а седьмой период, который наступит после конца света, символизирует седьмой день, когда Бог "почил от всех дней Своих". каждый период имеет свой смысл.

1. От Адама до Всемирного потопа

2. От Потопа до Авраама

3. От Авраама до Давида

4. От Давида до переселение в Вавилон

5. От переселения в Вавилон до воплощения Иисуса Христа

6. Сейчас идёт шестой период, шестой век

7. Будет потом, этот век будет наш субботой после воскресения из мертвых

Об обществе и истории

Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое государство — христианское государство.

На небесах существует политический строй – республика: истинная справедливость, которая возможна только там, среди достойнейших из людей.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: