Законодательство и нормативные акты о налогах и сборах




Глава 4. Законодательство о налогах и сборах

Существенным признаком права в целом и налогового права в частности является формальная определенность. Налогово-правовые нормы фиксируются уполномоченными государством субъектами в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Источники налогового права - это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. При этом источники налогового права образуют многоуровневую, иерархическую систему.

Центральное место в системе налогового права занимает законодательство о налогах и сборах.

Большинство авторов прямо включают Конституцию РФ в число источников налогового права. «Конституция является основополагающим источником налогового права, - пишет Г.П. Толстопятенко, - так как содержит принципы, определяющие нормативное регулирование центральных и местных налогов и являющиеся базовыми для налогового законодательства (материального и процессуального), а также устанавливает правовые основы налоговой деятельности государства, компетенцию центральных и местных органов в сфере налоговых отношений».

Норма, закрепленная в ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», предопределяет то особое место, которое законы о налогах и сборах занимают в системе источников налогового права.

Толкование этой нормы, которое сформировалось на основе ряда решений Конституционного Суда РФ (например, Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»), исходит из того, что конституционная обязанность платить налоги имеет публично-правовой, а не частноправовой характер. Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении и предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу - принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и соответствующая обязанность налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. Именно с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства, по мнению Конституционного Суда РФ, связана в первую очередь законодательная форма учреждения налога. Учреждение налога в форме законодательного акта является основной правовой гарантией обязательности уплаты налога, принудительности его изъятия. «Законодательная оболочка» налоговой нормы позволяет распространить обязанность платить налоги на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования.

При этом благодаря той же законодательной форме учреждения налога его взыскание не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, поскольку в этом случае оно будет представлять собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В упомянутом Постановлении Конституционного Суда РФ отмечается, что в обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) по уплате налогов воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

Обязательное законодательное оформление учреждения налога важно не только для легализации факта отчуждения частной собственности в пользу государства. Оно позволяет успешно решать и другие задачи - способствует более эффективному регулированию и контролю за лоббистской деятельностью в сфере налогового нормотворчества, делает налогообложение менее конъюнктурным инструментом экономической политики, а следовательно, существенно снижает возможность его использования в тактических целях различных государственных и политических структур.

Необходимо отметить, что толкование содержащегося в Конституции РФ понятия «законно установленный налог» постоянно развивается и совершенствуется в решениях Конституционного Суда РФ. Оно относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию акта законодательства о налогах и сборах, но и к порядку вступления его в силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П).

Очевидно, что основной формой законодательного регулирования налоговых отношений в Российской Федерации является принятие законов (муниципальных нормативных актов) о налогах и сборах законодательными (представительными) органами всех уровней - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Для обозначения законодательных актов, являющихся источниками налогового права, применяют понятие «законодательство о налогах и сборах », включающее три уровня: федеральный - законодательство о налогах и сборах Российской Федерации, региональный - законодательство о налогах субъектов Российской Федерации и местный - нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 НК законодательство о налогах и сборах это:

- Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Фраза «принятые в соответствии с ним» может подразумевать двоякое толкование: во-первых, федеральные законы только тогда будут входить в систему законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, когда в самом тексте Кодекса они будут прямо или косвенно упоминаться; во-вторых, использование термина «принятые в соответствии» может трактоваться и как «не противоречащие Кодексу», то есть упоминание налоговых законов в тексте Кодекса не является обязательным;

- законы о налогах субъектов Российской Федерации, принятые в соответствии с Кодексом;

- нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые в соответствии с Кодексом.

 

Статьей 4 НК предусмотрено право Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами,только при соблюдении следующих оснований:

- законодательство о налогах и сборах должно предусматривать возможность органам исполнительной власти издать нормативный правовой акт. Так, к примеру, в соответствии со ст. 59 НК законодателем делегировано полномочие Правительству Российской Федерации по установлению оснований для списания безнадежной ко взысканию недоимки (задолженности по налогу);

- нормативные правовые акты принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции;

- нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

В случае несоблюдения любого из вышеуказанных оснований, а также в случае наличия одного из оснований, указанных в ст. 6 НК, нормативный правовой акт, принятый органом исполнительной власти, может быть признан не соответствующим законодательству о налогах и сборах в судебном порядке.

Пунктом 2 ст. 4 НК федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальным органам, а также подчиненным федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенным органам Российской Федерации прямо запрещено издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Необходимо отметить, что через закрепление в ст. 2 НК круга отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не только четко обозначен предмет соответствующей отрасли законодательства, но и устанавливается сфера общественных отношений, которые не могут регулироваться нормами, актов иных отраслей законодательства (гражданского, бюджетного, таможенного и др.).

Как отмечалось выше, особая роль в налоговом законодательстве принадлежит Налоговому кодексу, устанавливающим систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

Указанные законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте НК РФ как "законодательство о налогах и сборах".

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля над уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК.

Основные положения налогообложения соответственно современному налоговому законодательству следующие.

 

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

 

Акты законодательства о налогах вступают в силу (ст. 5 НК) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу и могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренными этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу и могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренными этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.

Положения, предусмотренные НК, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК;

3) вводит обязанности, не предусмотренные НК, или изменяет определенное НК содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК;

7) изменяет установленные НК основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК.

Признание нормативного правового акта не соответствующим НК осуществляется в судебном порядке. Правительство РФ, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, применяются положения, установленные Таможенным кодексом РФ.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока. Годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. Квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующий месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

 

Законодательство Российской Федерации постепенно приближается к существующей в ряде зарубежных стран концепции налогового закона. Уже четко обозначился подход российского законодателя к тому, что нормы, регулирующие налоговые отношения, могут содержаться только в актах законодательства о налогах и сборах. Тем самым законодатель покончил с господствовавшей на протяжении 1990-х г.г. практикой включения налоговых норм в тексты «непрофильных» (иными словами - неналоговых) законов. Прием, получивший в теории финансового права название «налоговые наездники», когда налоговые нормы «пристегивались» к законодательным актам, не связанным непосредственно с регулированием налоговых отношений, использовался на практике чаще всего в популистских целях (нормы, устанавливающие налоговые льготы, включались в различные социальные законы - о молодежи, об образовании, о ветеранах и т.п.) либо для лоббирования интересов крупного бизнеса. В результате за налоговым законом, в котором устанавливались все основные элементы налогообложения, тянулся шлейф из многочисленных «непрофильных» законов, в которых обычно содержались нормы, устанавливающие льготный порядок налогообложения.

 

Содержание основных понятий, используемых в Налоговом кодексе РФ

Законодательству о налогах и сборах, как и иному законодательству, регулирующему определенную сферу правоотношений, присущ свой понятийный аппарат.

Понятия и термины, используемые в законодательстве о налогах и сборах, содержатся в различных статьях Кодекса (в основном в части первой Налогового кодекса).

В ст. 11 НК прописан основной правовой инструментарий прочтения норм законодательства о налогах и сборах, приведен понятийный аппарат из набора наиболее важных понятий и терминов, используемых в Налоговом кодексе. Определения этих понятий и терминов служат для единообразного толкования норм законодательства о налогах и сборах.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 июня 2002 года уточнил, что нормы-дефиниции, содержащиеся в ст. 11 НК, предназначены для применения исключительно в целях налогообложения.

В п. 1 ст. 11 НК сформулирована также важнейшая правовая норма, устанавливающая, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено кодексом.

Другими словами, только в тех случаях, когда в кодексе не установлены специальные значения институтов, понятий и терминов других отраслей законодательства, институты, понятия и термины иных отраслей законодательства применяются в целях законодательства о налогах и сборах в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях.

Важно отметить, что многочисленные изменения, дополнения и различного рода поправки вносятся ежегодно не только в Налоговый кодекс, но и в законодательные и нормативные правовые акты других отраслей права. Нередко изменяются значения институтов понятий и терминов, устанавливаемые этими актами. В таких случаях даже сохраняющиеся неизменными отдельные положения актов законодательства о налогах и сборах для отдельных категорий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут создавать новые обязанности, отменять прежние обязанности, улучшать или ухудшать их положение.

В п. 8 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 41/9 разъяснено, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, если в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

В Определении от 8 июня 2004 года № 228-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что содержащееся в пункте 1 статьи 11 Кодекса требование направлено на достижение конституционно значимой цели - обеспечение определенности при применении налогового законодательства, распространяется и на те случаи, когда используемые в отраслевом законодательстве институты, понятия и термины содержательно не определены в законах о налогах и сборах, принятых до введения в действие Кодекса и сохраняющих свою силу, и само по себе не может рассматриваться как неконституционное.

Как уже отмечалось, в п. 2 ст. 11 НК сформулированы ключевые определения понятий и терминов, используемых для целей НК и иных актов законодательства о налогах и сборах:

- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

- физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

- лица (лицо) - организации и (или) физические лица;

- банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

- счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

- лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- счета Федерального казначейства - счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

- источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

- недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

- уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации по просьбе этого физического лица для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по месту пребывания физического лица. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

- учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Кроме указанных выше понятий необходимо отметить еще ряд основных категорий (понятий), используемых для целей НК:

- налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК);

- налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК);

- под имуществом в НК понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 38 НК);

- товаром для целей кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК);

- работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК);

- услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК);

- реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК).

- льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК);

- изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК);

- требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК);

- пеней признается установленная фиксированная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК);

- налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: