Паскаль как ученый, философ, христианин




 

Блез Паскаль - выдающийся французский математик, физик, писатель, религиозный философ.

Паскаль приверженец декартовского рационализма. Резко выступает против схоластической мудрости. Дополняет рационализм позитивным положением - «познавать истину не только разумом, но и сердцем». Предшественник экзистенционализма. Сердце чувствует истину непосредственно и это - нерациональный факт.

Бог – центральная тема в философии Паскаля. В поиске Бога он критикует тех философов, которые не замечают двойственного положения человека. Человек делает выбор — если выбирает Бога, то обретает уверенность, а если выбирает мир и познание, то обретает сомнения в истинности познанного. Для Паскаля этот выбор решался однозначно — в пользу Бога.

Паскаль выступил в своих размышлениях против рациональной идеи Бога. Полагал, что мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Разум, научное познание ничего не могут сказать о бытии бога. В бога можно только верить. Паскаль признает не разумное доказательство бытия бога, а разумное доказательство пользы от признания бытия бога. «Пари Паскаля» таково: признаем бытие бога – если он есть, выиграем все, если нет, не теряем ничего.

Паскаль учил, что Бог непознаваем, а само человеческое познание ограничено. Влияние Мишеля Монтеня: полной истины человек не сможет достичь, потому что, во-первых, мир бесконечен, человек – конечен, ограничен. Во-вторых, человек – сложное существо из души и тела, а мир состоит из материи, материя не может познавать сама себя, поэтому, познавая мир, человек познаёт его идеальный образ, адекватного совпадения нет. Таким образом, получается, что человек находится в противоречивом положении, т. к. не способен ни к полному незнанию, ни к всеобъемлющему знанию. Для человека истина всегда частична, относительна. Истина существует, иначе не было бы Бога. Человеку нужна не идея Бога, а живой, личностный Бог. Эти мысли Паскаля кратко и ярко выражены в знаменитом "Мемориале" или "Амулете Паскаля". Примерно в 1652 г. у Паскаля возник замысел фундаментальной работы «Апология христианской религии», которая защищала бы религиозное мировоззрение.

Паскаль после 1654 г. отказался от служения науке, стал затворником и писал книгу о христианстве "Мысли о религии", которая не была закончена. В ней развернута цельная религиозно-этическая система, которая основана на принципах агностицизма. Сочинение Паскаля делится на две части. 1-я часть называется "Человек, не познавший Бога", 2-я часть — "Человек, обретший Бога".

Еще один важный предмет философии Паскаля – человек. Его трактовка дуалистическая, есть душа и есть тело (Декарт). Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед, ибо само сущее находится в состоянии вечного обновления. Все наше достоинство заключается в мышлении. Человек противостоит равнодушной природе как сознательное существо. В ничтожном теле человека скрывается его величие - он мыслящий. Сознание собственного ничтожества - признак величия. Благодаря мышлению человек осознает, что «он нечто, но не все», «середина между всем и ничем».

Таким образом, человек – хрупкий тростник, в нем соединяются мощь разумности и хрупкость телесности: «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее». Ум поднимает людей над миром природы, не дает им примириться с участью всего живого, указывает на их высшее назначении.

Человек, познающий природу, неизбежно приходит к идее бесконечности, к ощущению собственной затерянности в бесконечных мирах. Человек во Вселенной обречен жить между двумя безднами — бездной бесконечности и бездной небытия. Представление о бесконечности мира и Бога: это актуальная бесконечность, которая ускользает от понимания. Достоверный, рациональный закон возможен только относительно конечных вещей. Что касается бесконечности, разум бессилен. Бесконечность - то, что ясно для Бога, выражение божественного Абсолюта. Когда Паскаль сравнивает бесконечность с Богом, он примыкает к концепции Мальбранша (видение мира в Боге).

Таким образом, появляется антиномия: человек одновременно влюблен в истину и терзаем страстью, он знает лишь бесконечное, а любит лишь конечное и преходящее. Человеку невозможно выбрать что-то одно, исключив при этом другое. Он не может выбрать, потому что «в нашем мире ничего не бывает безусловно истинно и, значит, все ложно».

Паскаль был одним из первых, кто отчетливо поставил философскую проблему ценностей. Для него моральные суждения важнее, чем теоретические суждения науки, так как они определяют всю жизнь и судьбу человека. Но Паскаль убежден, что еще выше моральных ценностей стоят ценности религиозные и что иерархия ценностей установлена Богом и дана в христианском Откровении.

Паскаль был одним из первых, кто выступил с критикой типичного для Нового времени мировоззрения, согласно которому в основе решения человеческих проблем лежит прогресс науки и техники. Ему удалось осознать и философски осмыслить антиномию сциентизма и гуманизма. Но делал он это с точки зрения религиозного сознания и даже мистики.

Философ решительно выступил против Декарта, деизм которого отождествлял с атеизмом. Ведь деизм минимизирует роль Бога, практически сводит ее на нет. Именно это вызвало возмущение Паскаля. И если в вопросах методологии естествознания Паскаль был близок к Декарту, то в решении мировоззренческих проблем резко расходился с ним. "Мысли" Паскаля в этом отношении являются своеобразным ответом Декарту. В отличие от Декарта, который ставил нравственность в зависимости от мышления (чтобы правильно действовать, надо правильно мыслить), Паскаль провозгласил другой тезис: чтобы правильно мыслить, надо правильно жить. То есть действовать согласно христианской морали.

Он также не разделял оптимистической веры Декарта в способность человеческого разума иметь окончательную истину. Исчерпывающее знание возможно, по его мнению, только по конечным предметам. Но каждая вещь бесконечная по своей природе, поэтому человеческое познание никогда не исчерпает своего предмета, а вероятность знаний может иметь лишь относительный, а не абсолютный характер.

В философском учении Паскаля говорит целая история, история сердца, борющегося с самим собой. В этом и заключается главнейшая прелесть его сочинения: оно привлекает не как философия, а как личная исповедь, и производит впечатление не великой работы мысли, а великой личности, облик которой тем обаятельней, чем более она выделяется как чуждая общему фону своего рационалистического времени.

Христианство, а не науку выбрал Паскаль, считая, что все разумное, вместе взятое, не стоит малейшего порыва христианского милосердия. Однако, Паскалю, конечно, не удалось повернуть вспять "колесо истории". Рациональное направление в философии и науке стало преобладающим.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: