Экзистенциальная философия Серена Кьеркегора.




Экзистенциализм (философия существования (от лат. existentia – существование)) – направление философии, считающееся одним из крупнейших течений мировой философии ХХ в. Главным предметом изучения которого является человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире. Также, в нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности.

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал, как уже было сказано, одним из популярных философских направлений в Западной Европе.

Философы – экзистенциалисты уделяли своё внимание таким проблемам, как: уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я»); проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он чувствовал бы себя нужным); проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора; проблема поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.

Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени», а в 1938 году вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет выдающегося датского мыслителя - Серена Кьеркегора (1813 — 1856).

Философские взгляды вышеупомянутого мыслителя сформировались под влиянием немецкого романтизма и реакции на гегелевскую философию. (В целом, в своих работах, Кьергегор опирается на переиначенную гегелевскую диалектику: перетолковывает многие понятия Гегеля и отвергает предложенное им помещение человека в исторически конкретную систему реализации объективного духа, усматривая в этом подчинение человека истории и лишение его самостоятельности и ответственности за свои поступки.) Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

Центральной категорией философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, уникальное, но временное существование человека – экзистенция. Экзистенция – cуществование - традиционно противопоставляется сущности (essentia, substantia), которая выражается через понятие смысла какой-то определенной вещи, тем, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) состояний.

Философ различает три сменяющие друг друга стадии познания человеком своего существования и четыре (в некоторых источниках, правда, было три) человеческих типа, в концентрированной форме воплощающих эти стадии-формы.

Нулевой стадией (или, кое-где, первой) я назову стадию обывателя – человека, который плывет по течению, старается быть как все, ни от кого не отличаться, следует стадному инстинкту. Он не думает ни о каких изменениях в своей жизни – ему это попросту не нужно, он даже не понимает того, что у него есть выбор.

Первая стадия и форма — эстетическая. Кьеркегор рассуждает об "эстетизме" как форме существования и называет "эстетиком" человека, который остается ею поглощенным. Ее символом является Дон Жуан.Эстетик захлестнут переживаниями минуты; он охвачен желанием "остановить мгновение", он сам выбирает свой путь, который, безусловно, будет полон удовольствий. «Дон Жуан» не думает о морали и чувстве долга, его главная цель – получать удовольствие от жизни, при отсутствии которого жизнь кажется «дону» скучной и и пустой. Эстетик часто недоволен своим Я: он постоянно ждет его чудесного превращения в некое другое Я и, если этого не происходит, он чувствует недовольство. Для эстетика характерно безразличие к этическому измерению существования. И хотя он переживает отчаяние и стремится к спасению, его отчаяние неистинно, ибо сковано слабостью.

Вторая стадия и форма — этическая. "Этический человек" ("этик") живет мыслью и заботой о будущем. В отличие от эстетика, он не зациклен на настоящем. Ему присущи глубокая серьезность, нравственная ответственность и то самое чувство долга. Он также движется к Богу и вере через отчаяние. Но его отчаяние не имеет ничего общего с тем сомнением, о котором писали философы прошлого, например Декарт, и которое было чисто временным и в значительной степени искусственным отчаянием мысли. Отчаяние этической стадии — отчаяние личности, отчаяние, соединенное с мужеством и моральной ответственностью. Все силы души концентрируются в акте отчаяния, чтобы духовность проложила путь к вере. Однако и вторая, т.е. этическая стадия обладает существенным пороком: "этик" охвачен гордыней; он уповает лишь на собственные силы и свой возможный прорыв к будущему ценит выше приобщения к вечному, истинно абсолютному. К тому же, на этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а существует в колебании между эстетическим и этическим.

Наибольшие преимущества имеет поэтому третья стадия — религиозная. Истинно религиозный человек оставляет позади и "отчаяние слабости" эстетика, и "отчаяние-вызов" этика. Он поднимается на высшую стадию — абсолютного отчаяния. Оно выводит религиозного человека к такой вере и к такому Богу, которые истинно сопрягаются с вечностью. Религиозный человек, по Кьеркегору, понимает, что он грешен, поэтому он нуждается в Боге, И верит в то, что он его простит.

Сёрен Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться от эстетического отношения жизни, при котором целью существования выступает наслаждение, к этическому, при котором целью жизни становится разумное служение долгу, и приближаться к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

Интересным образом Кьергегор рассматривает отчаяние – именно этим словом философ определяет всю человеческую жизнь. И в соответствии с тремя стадиями развитиями он рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» - отчаяние эстетика, который встречается с жизнью, не соответствующей его ожиданиям. Как уже было сказано, в таком случае, своем сознании эстетик стремится подменить своё Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости – собственной личности. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий «этика». «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Философия Кьеркегора не была по достоинству оценена современниками. Зато в XX веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, Кьеркегор и его прозрения оказались более чем актуальны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: