Этика — учение о нравственности




Л. Е. Балашов.

Этика: Учебное пособие.— 3-е издание, расширенное. —М., 2011. — 357 с.

 

В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, морали, человеческого общежития, культуры поведения. Приводится обширный фактический материал из современной жизни, содержащий поучительные примеры и отражающий разные моральные коллизии-проблемы.

Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

В конце учебного пособия даются задачи и упражнения по этике.

В приложении 1 приводится открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.

В приложении 2 приведены мысли-высказывания разных авторов на темы морали.

 

Отзывы и предложения направлять по адресу:

Россия, 115583, Москва, Воронежская ул., д. 9, кв. 110

Телефон: 397-77-91 E-mail: lev_balashov@mail.ru

 

 

ISBN© Балашов Л.Е., 2011

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Человек и общество...................................................... 7

2. Этика — учение о нравственности....................... 8

2.1. Этика................................................................................. 8

2.2. Мораль — форма общественной воли............................ 9

2.3. Мораль и право............................................................... 11

2.4. Значение нравственности............................................... 12

Имморализм и аморализм.................................................. 13

3. О жизни, смысле и цели жизни.............................. 15

3.1. Что такое жизнь?............................................................ 15

3.2. О смысле жизни.............................................................. 16

3.3. Цель жизни...................................................................... 18

3.4. Постоянная ориентация на полноценную жизнь, активное долголетие, бодрость духа, оптимизм, жизнерадостность и жизнелюбие......................................... 21

4. Мораль как норма, здоровье общества............. 29

Норма..................................................................................... 29

Здоровье человека................................................................. 30

3доровье общества (система моральных и правовых норм) 35

5. Золотое правило поведения................................... 39

5.1. Исторический экскурс.................................................... 39

Древние о золотом правиле................................................ 39

Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле............................... 43

Золотое правило и категорический императив Иммануила Канта 46

Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева. 49

Л. Н. Толстой о золотом правиле....................................... 55

5.2. Золотое правило — главный принцип человеческого общежития 57

5.3. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно 62

6. Добро и зло....................................................................... 65

6.1. Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла 65

6.2. Что такое добро?............................................................ 66

6.3. Добро и зло в аспекте соотношения действительности и возможности 70

6.4. Человек по своей природе добр.................................... 80

6.5. Добродушный................................................................. 92

6.6. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться?........ 92

6.7. Гений и злодейство — две вещи несовместные........... 95

7. Долг..................................................................................... 96

8. Совесть: внутренний регулятор морального поведения 99

9. Внешние регуляторы морального поведения: общественная мораль, общественное мнение, мнение других............................................... 104

10. Благородство............................................................. 106

11. Честность..................................................................... 106

12. Скромность, гордость, самоуничижение, высокомерие 107

13. Гуманизм — философия человечности (тезисы) 112

Комментарии к тезисам...................................................... 123

14. О любви к себе и другим (эгоизм, альтруизм, нормальное поведение) 147

14.1. Эгоизм......................................................................... 147

14.2. Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность 154

14.3. Героизм....................................................................... 156

14.4. Нормальное поведение.............................................. 158

15. Коллективизм и/или индивидуализм............ 160

15.1. Коллективизм: за и против......................................... 160

15.2. Положительная сила коллективизма......................... 161

15.3. Минусы коллективистского принципа "один за всех и все за одного" 163

15.4. Разрушительный или уродливый коллективизм (гиперколлективизм) 164

15.5. Положительное значение индивидуализма............... 166

15.6. Удушение посредством объятий (коммунистический коллективизм) 168

15.7. Гримасы коллективизма и индивидуализма............. 169

15.8. Минусы индивидуализма........................................... 169

15.9. Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма 173

15.10. Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма 174

15.11. Товарищество........................................................... 175

15.12. Братство.................................................................... 176

15.13. Человечность............................................................ 176

16. Человеческое счастье............................................ 176

16.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья....................... 176

16.2. Что такое счастье?..................................................... 177

16.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда 178

16.4. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности 180

16.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми? 183

17. Любовь и мораль....................................................... 186

17.1. Любовь-деятельность................................................. 187

17.2. Любовь — солнце жизни............................................ 191

17.3. Любовь и бессмертие жизни...................................... 192

17.4. Продолжение человеческого рода............................ 193

17.5. Ценность любви для жизни........................................ 195

17.6. Любовь: норма, отклонения, патология.................... 197

17.7. Любовь и брак............................................................. 200

17.8. Половая мораль.......................................................... 201

18. Несчастное и преступное сознание............... 202

19. Духовное, морально-психологическое закаливание 205

20. О культуре поведения............................................ 208

Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя 210

О воспитанности и благовоспитанности............................ 211

О вежливости....................................................................... 212

Волшебные слова................................................................ 212

Этика телефонного разговора............................................. 213

Обязательность, точность................................................... 214

21. Негатив жизни: антикультура и антифилософия 215

21.1. Антикультура............................................................. 215

Антикультура — болезнь цивилизации........................... 215

Пропаганда анормального в современном обществе..... 218

О влиянии средств массовой информации, художественной литературы, кино на поведение людей, общества в целом.............................................................. 230

Распространение наркотической антикультуры как заразы в современной России 248

Некрофилия антикультуры............................................... 250

Ненормальности разного рода — это нарушение меры, разрушение гармонии жизни и, в итоге, самой жизни.................................................................................. 272

Бум мистицизма................................................................ 275

21.2. Антифилософия (Геростраты философии)............... 284

Ф. Ницше — фюрер антикультуры.................................. 285

Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды.......... 312

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ЭТИКЕ............................... 318

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.................................................................... 331

Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств.... 331

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.................................................................... 335

Мысли разных авторов на темы морали............................ 335

ЛИТЕРАТУРА......................................................................... 349

Именной указатель....................................................... 350

Предметный указатель................................................ 350

 

 


Человек и общество

 

О человеке говорят и пишут многие:писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек — деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и “я”, и “мы”, и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.

Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими “человековедами” они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.

 

Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.

Между тем и другим “человеком” существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность “человек—общество” (или: “личность—общество”, “индивид—род”, “я — мы” и т. п.). Слово “человек” чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово “общество”.

Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек “светит” своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!

Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.

 

Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы...

 

Этика — учение о нравственности

Этика

 

Предметом этики является нравственность, мораль[1]. Этика — учение, наука, размышление о нравственности. В этом своем значении слово «этика» применяется к различным этическим учениям и направлениям, к различным учебным курсам. Говорят, например, об этике Аристотеля, об этике Канта или об этике счастья, этике долга, этике утилитаризма или о философской науке, учебном предмете, курсе «этика».

Порой этику понимают как учение о поведении человека вообще и включают в нее всё, чем занимается практическая философия и, шире, философия человека.

Иногда путают слова «этика» и «мораль», т. е. слово «этика» употребляют в значении «мораль», а слово «мораль» в значении «этика». Отсюда, в частности, возникают разного рода искажения морали, когда ее сводят к некоторым нормам-принципам-правилам, к некоторой нравственной рефлексии, нравственному сознанию.

Этика — не сама мораль, а то, что мы думаем о морали или то, что мы осознанно устанавливаем как нормы, правила, принципы морали. Правда, и в самой морали как реальной практике регулирования поведения людей есть не только непосредственный импульс-действие, но и то, что называют нравственным сознанием, размышлением.

Кстати, в самой реальности есть феномены, которые трудно оценить только как этику или только как мораль. Например, различные формы религиозной морали (этики). Христианская мораль — что это такое? Этическое учение, представленное в христианских книгах-проповедях или реальная мораль верующих христиан?!

Слово «этика» употребляется еще в значении специальной (специализированной) формы морали, предназначенной для определенной категории или организованной группы людей. Говорят о врачебной этике, о судебной этике, об этике бизнеса, корпоративной этике, вообще о разных формах профессиональной, служебной этики и т. д., и т. п.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!