Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология - их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здоровья человека. Неолитическая, промышленная и экологическая революции в жизни и становлении человека и социума. Роль культуры в эволюции человека. Антропогенное воздействие на биосферу. Озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект – причины и последствия.
Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Темы эссе (рефератов)
1. Образы природных стихий и космогонических идей в древнеиндийских ведах и упанишадах.
2. Древнекитайское естествознание и даосизм.
3. Милетская (ионийская) школа древнегреческой натурфилософии.
4. Элейская школа природы и логики в древнегреческой натурфилософии.
5. Апории Зенона и проблемы движения и пространства.
6. Пифагорийская школа гармонии, меры и числа.
7. Афинская школа атомизма и космологии.
8. Аттическая школа и учение Платона.
9. Аттическая школа и естественнонаучные идеи Аристотеля.
10. Архимед как физик и математик.
11. Физические основания «Начал» Евклида.
12. Космологические воззрения древних египтян и греков (дохристианское время).
13. Космология Птолемея.
14. Античные воззрения на органический (биологический) мир.
15. Аристотель как биолог.
16. Начала медико-биологических знаний (Гиппократ и Гален).
17. Эмпиризм и энциклопедизм школы перипатетиков(последователей Аристотеля).
18. Космогония Эпикура в поэме Лукреция «О природе вещей».
19. Понятие времени в античном естествознании.
20. Ибн-Сина (Авиценна), ал-Бируни и естествознание арабского Средневековья.
21. Ибн-Сина (Авиценна) и медицина Средневековья.
22. Учение о времени в средние века (Августин, арабский Восток, схоласты, Оккам).
23. Основные цели и проблемы алхимии.
24. Идеи Гроссетеста, Роджера Бэкона и Брадвердина в естествознании позднего Средневековья.
25. Гелиоцентрическая космология Николая Коперника.
26. Тихо Браге, Иоганн Кеплер и движение планет.
27. Аристарх, Гиппарх, Аристотель, Птолемей, Коперник, Бруно о движении Земли и Солнца.
28. Энциклопедическая «Естественная история» Плиния Старшего.
29. Идеи о методе Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта и начало классической науки.
30. Физические открытия Галилея.
31. Место физики (натуральной философии) Ньютона в классической науке.
32. «Математические начала натуральной философии» Ньютона как продолжение «Начал» Евклида.
33. Физические идеи мыслителя Ренессанса Николая Кузанского.
34. Естественнонаучные взгляды на мир Леонардо да Винчи.
35. Роберт Бойль и начало химии элементов.
36. Движение и однородное пространство Галилея, Декарта и Ньютона.
37. Становление классической концепции времени в 16–17 веках (Ф. Бэкон, Галилей, Кеплер, Декарт, Спиноза, Локк).
38. Концепция классического времени Ньютона.
39. Дискуссия о классическом времени в трудах Лейбница, Эйлера, Юма, Канта.
40. Небулярная гипотеза Канта и космогония Лапласа.
41. Натурфилософские и физические образы Лейбница.
42. Механицизм и картезианская физика.
43. Природа тяготения по Ньютону и его космология.
44. Корпускулярная концепция света Ньютона.
45. Возникновение и становление лапласовского детерминизма (причинно-следственных связей физических явлений).
46. Концепции времени в классической немецкой философии и естествознании 18–19 веков (Фихте, Гегель, Фейербах).
47. Электричество и магнетизм от античности до Гильберта, Кулона, Эрстеда и Ома.
48. Волновые концепции света Юнга и Френеля.
49. Механика явлений в изложении Эйлера и Лагранжа.
50. Концепция теплоты по Карно, Джоулю и Майеру.
51. Основные положения механистической картины мира.
52. Джон Локк и создание критического эмпиризма.
53. Идеи Дидро об объяснении природы.
54. Атомизм Гассенди в работе «Физика, или учение о природе».
55. От трансформизма Ж. Бюффона к единству живой природы Ж. Сент-Илера.
56. Классификация растений и животных Карла Линнея.
57. От концепций трансформации биологических видов к идее эволюции на рубеже 18–19 вв.
58. Ламарк, эволюция видов и ламаркизм.
59. Концепция катастрофизма Кювье в развитии биологических видов
60. Биологический униформизм и актуалистический метод Ч. Лайеля.
61. Эволюционное учение Дарвина и его основополагающие принципы.
62. Филогенез Геккеля и становление эволюционной биологии в 19 веке.
63. Возникновение и становление учения о наследственности(генетики) в 19 веке.
64. Клеточные теории Шлейдена – Шванна и Вирхова.
65. Лавуазье и Бертолле – родоначальники научной химии 18 столетия.
66. Установление основных законов химии Дальтоном, Авогадро и Берцеллиусом.
67. «Трактат о свете» Гюйгенса.
68. Создание первых источников электричества Франклином, Гальвани и Вольта.
69. Физические идеи Ломоносова.
70. Становление идеи об электромагнитном поле из опытов Фарадея.
71. Системный метод и таблица элементов Менделеева.
72. Больцман и его молекулярно-кинетические идеи.
73. Концепции структуры химических соединений по Кекуле и Бутлерову.
74. Кристаллы и кристаллографические группы Федорова.
75. Эмбриология и анатомия животных и человека в 16 и 17 веках.
76. Бернар, Пастер, Мендель, Бюхнер и Кох – основоположники современной микробиологии.
77. Становление отечественной физиологии: Сеченов, Мечников и Павлов.
78. Второе начало термодинамики и тепловая смерть Вселенной по Клаузиусу.
79. Герц, Попов и Маркони –основоположники радиосвязи.
80. Парадоксы теплового излучения тел в конце 19 века.
81. Проблема эфира от античности до конца 19 столетия.
82. Максвелл как основоположник классического естествознания.
83. Гаусс, Лобачевский и Больяи и новая геометрия пространства.
84. Геометрия Римана и физическое пространство.
85. Бэр, Рулье и Северцов – первые русские биологи.
86. Броуновское движение частиц как пример неклассического движения.
87. Множественность миров и Вселенная Джордано Бруно.
88. Э. де Бомон и Э. Зюсс и первые гипотезы о строении Земли.
89. Принципы Аррениуса, Ле – Шателье, Брауна и Вант – Гоффа и химические реакции.
90. Концепции относительности Лармора, Лоренца и Пуанкаре.
91. Концепции времени Бергсона, Конта, Спенсера и Маха.
92. Возникновение и становление закона сохранения энергии.
93. Развитие дарвинизма в России Писаревым, Тимирязевым и Мечниковым.
94. Концепции дискретного пространства-времени в древности.
95. Геккель, Гексли и Гукер – приверженцы дарвинизма.
96. Естественнонаучные представления в Древней Руси.
97. М. Фарадей как основоположник учения о физическом поле.
98. Естественнонаучные представления древних японцев.
99. Естественнонаучные идеи Лейбница.
6.2. Контрольные вопросы для экзамена
1. Наука. Естествознание и его отличие от других циклов наук.
2. Структура естественнонаучного познания. Классификация естественных наук.
3. История естествознания. Системы мира Аристотеля, Птолемея и Коперника.
4. Физическая картина мира, физические измерения и единицы.
5. Материя. Структурные уровни организации материи. Виды материи.
6. Принципы современной физики (неопределенности, суперпозиции, дополнительности)
7. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.
8. Синергетика. Значение синергетики для современной физики.
9. Структурные уровни организации материи: объекты мега-макро- и микромира.
10. Современные представления о пространстве и времени.
11. Принцип относительности Галилея.
12. Теория относительности Эйнштейна.
13. Законы сохранения в физике.
14. Современная научная картина мира.
15. Астрономия, её разделы, предмет изучения, методы изучения.
16. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.
17. Происхождение и эволюция звёзд.
18. Отличие живого от неживого и модели происхождения жизни.
19. Ведущие генетические законы и механизм воспроизводства жизни.
20. Понятия и законы экологии.
21. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
22. Этапы формирования геосферы, роль геохимических циклов в эволюции Земли.
23. Биотический круговорот и его значение для эволюции биосферы.
24. Этапы становления человека, его отличия от животных.
25. Концепция ноосферы и ее научное обоснование.
26. Эволюция видов – эволюция экосистем.
27. Сущность жизни. Свойства живых систем, их отличие от неживой материи.
28. Типы сред. Действие факторов среды.
29. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.
30. Взгляды выдающихся мыслителей древности на окружающий мир.
31. Наука эпохи возрождения.
32. Наука как эволюционный процесс. Научные революции.
33. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.
34. Г. Галилей и его роль в становлении классической науки.
35. Современное естествознание и его роль в науке и жизни общества.
36. Альберт Эйнштейн и создание теории относительности.
37. И Ньютон и создание фундамента механической картины мира.
38. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
39. Пространство-время и вещество.
40. Пути развития человеческой цивилизации.
41. Человек в центре естественных наук.
42. Техносфера. Влияние человечества на природу.
43. Глобальные проблемы человеческой цивилизации.
44. Глобальное изменение климата. Роль человека в изменении климата.
45. Экологические проблемы человечества.