Человек как предмет естественнонаучного познания




Человек как объект естественнонаучного познания. Представления о появлении человека в эволюции. Социобиология, этология, этнология и социальная экология - их достижения в изучении человека. Особенности физиологии и здоровья человека. Неолитическая, промышленная и экологическая революции в жизни и становлении человека и социума. Роль культуры в эволюции человека. Антропогенное воздействие на биосферу. Озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект – причины и последствия.

 

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Темы эссе (рефератов)

 

 

1. Образы природных стихий и космогонических идей в древнеиндийских ведах и упанишадах.

2. Древнекитайское естествознание и даосизм.

3. Милетская (ионийская) школа древнегреческой натурфилософии.

4. Элейская школа природы и логики в древнегреческой натурфилософии.

5. Апории Зенона и проблемы движения и пространства.

6. Пифагорийская школа гармонии, меры и числа.

7. Афинская школа атомизма и космологии.

8. Аттическая школа и учение Платона.

9. Аттическая школа и естественнонаучные идеи Аристотеля.

10. Архимед как физик и математик.

11. Физические основания «Начал» Евклида.

12. Космологические воззрения древних египтян и греков (дохристианское время).

13. Космология Птолемея.

14. Античные воззрения на органический (биологический) мир.

15. Аристотель как биолог.

16. Начала медико-биологических знаний (Гиппократ и Гален).

17. Эмпиризм и энциклопедизм школы перипатетиков(последователей Аристотеля).

18. Космогония Эпикура в поэме Лукреция «О природе вещей».

19. Понятие времени в античном естествознании.

20. Ибн-Сина (Авиценна), ал-Бируни и естествознание арабского Средневековья.

21. Ибн-Сина (Авиценна) и медицина Средневековья.

22. Учение о времени в средние века (Августин, арабский Восток, схоласты, Оккам).

23. Основные цели и проблемы алхимии.

24. Идеи Гроссетеста, Роджера Бэкона и Брадвердина в естествознании позднего Средневековья.

25. Гелиоцентрическая космология Николая Коперника.

26. Тихо Браге, Иоганн Кеплер и движение планет.

27. Аристарх, Гиппарх, Аристотель, Птолемей, Коперник, Бруно о движении Земли и Солнца.

28. Энциклопедическая «Естественная история» Плиния Старшего.

29. Идеи о методе Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта и начало классической науки.

30. Физические открытия Галилея.

31. Место физики (натуральной философии) Ньютона в классической науке.

32. «Математические начала натуральной философии» Ньютона как продолжение «Начал» Евклида.

33. Физические идеи мыслителя Ренессанса Николая Кузанского.

34. Естественнонаучные взгляды на мир Леонардо да Винчи.

35. Роберт Бойль и начало химии элементов.

36. Движение и однородное пространство Галилея, Декарта и Ньютона.

37. Становление классической концепции времени в 16–17 веках (Ф. Бэкон, Галилей, Кеплер, Декарт, Спиноза, Локк).

38. Концепция классического времени Ньютона.

39. Дискуссия о классическом времени в трудах Лейбница, Эйлера, Юма, Канта.

40. Небулярная гипотеза Канта и космогония Лапласа.

41. Натурфилософские и физические образы Лейбница.

42. Механицизм и картезианская физика.

43. Природа тяготения по Ньютону и его космология.

44. Корпускулярная концепция света Ньютона.

45. Возникновение и становление лапласовского детерминизма (причинно-следственных связей физических явлений).

46. Концепции времени в классической немецкой философии и естествознании 18–19 веков (Фихте, Гегель, Фейербах).

47. Электричество и магнетизм от античности до Гильберта, Кулона, Эрстеда и Ома.

48. Волновые концепции света Юнга и Френеля.

49. Механика явлений в изложении Эйлера и Лагранжа.

50. Концепция теплоты по Карно, Джоулю и Майеру.

51. Основные положения механистической картины мира.

52. Джон Локк и создание критического эмпиризма.

53. Идеи Дидро об объяснении природы.

54. Атомизм Гассенди в работе «Физика, или учение о природе».

55. От трансформизма Ж. Бюффона к единству живой природы Ж. Сент-Илера.

56. Классификация растений и животных Карла Линнея.

57. От концепций трансформации биологических видов к идее эволюции на рубеже 18–19 вв.

58. Ламарк, эволюция видов и ламаркизм.

59. Концепция катастрофизма Кювье в развитии биологических видов

60. Биологический униформизм и актуалистический метод Ч. Лайеля.

61. Эволюционное учение Дарвина и его основополагающие принципы.

62. Филогенез Геккеля и становление эволюционной биологии в 19 веке.

63. Возникновение и становление учения о наследственности(генетики) в 19 веке.

64. Клеточные теории Шлейдена – Шванна и Вирхова.

65. Лавуазье и Бертолле – родоначальники научной химии 18 столетия.

66. Установление основных законов химии Дальтоном, Авогадро и Берцеллиусом.

67. «Трактат о свете» Гюйгенса.

68. Создание первых источников электричества Франклином, Гальвани и Вольта.

69. Физические идеи Ломоносова.

70. Становление идеи об электромагнитном поле из опытов Фарадея.

71. Системный метод и таблица элементов Менделеева.

72. Больцман и его молекулярно-кинетические идеи.

73. Концепции структуры химических соединений по Кекуле и Бутлерову.

74. Кристаллы и кристаллографические группы Федорова.

75. Эмбриология и анатомия животных и человека в 16 и 17 веках.

76. Бернар, Пастер, Мендель, Бюхнер и Кох – основоположники современной микробиологии.

77. Становление отечественной физиологии: Сеченов, Мечников и Павлов.

78. Второе начало термодинамики и тепловая смерть Вселенной по Клаузиусу.

79. Герц, Попов и Маркони –основоположники радиосвязи.

80. Парадоксы теплового излучения тел в конце 19 века.

81. Проблема эфира от античности до конца 19 столетия.

82. Максвелл как основоположник классического естествознания.

83. Гаусс, Лобачевский и Больяи и новая геометрия пространства.

84. Геометрия Римана и физическое пространство.

85. Бэр, Рулье и Северцов – первые русские биологи.

86. Броуновское движение частиц как пример неклассического движения.

87. Множественность миров и Вселенная Джордано Бруно.

88. Э. де Бомон и Э. Зюсс и первые гипотезы о строении Земли.

89. Принципы Аррениуса, Ле – Шателье, Брауна и Вант – Гоффа и химические реакции.

90. Концепции относительности Лармора, Лоренца и Пуанкаре.

91. Концепции времени Бергсона, Конта, Спенсера и Маха.

92. Возникновение и становление закона сохранения энергии.

93. Развитие дарвинизма в России Писаревым, Тимирязевым и Мечниковым.

94. Концепции дискретного пространства-времени в древности.

95. Геккель, Гексли и Гукер – приверженцы дарвинизма.

96. Естественнонаучные представления в Древней Руси.

97. М. Фарадей как основоположник учения о физическом поле.

98. Естественнонаучные представления древних японцев.

99. Естественнонаучные идеи Лейбница.

6.2. Контрольные вопросы для экзамена

1. Наука. Естествознание и его отличие от других циклов наук.

2. Структура естественнонаучного познания. Классификация естественных наук.

3. История естествознания. Системы мира Аристотеля, Птолемея и Коперника.

4. Физическая картина мира, физические измерения и единицы.

5. Материя. Структурные уровни организации материи. Виды материи.

6. Принципы современной физики (неопределенности, суперпозиции, дополнительности)

7. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.

8. Синергетика. Значение синергетики для современной физики.

9. Структурные уровни организации материи: объекты мега-макро- и микромира.

10. Современные представления о пространстве и времени.

11. Принцип относительности Галилея.

12. Теория относительности Эйнштейна.

13. Законы сохранения в физике.

14. Современная научная картина мира.

15. Астрономия, её разделы, предмет изучения, методы изучения.

16. Модель Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной.

17. Происхождение и эволюция звёзд.

18. Отличие живого от неживого и модели происхождения жизни.

19. Ведущие генетические законы и механизм воспроизводства жизни.

20. Понятия и законы экологии.

21. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

22. Этапы формирования геосферы, роль геохимических циклов в эволюции Земли.

23. Биотический круговорот и его значение для эволюции биосферы.

24. Этапы становления человека, его отличия от животных.

25. Концепция ноосферы и ее научное обоснование.

26. Эволюция видов – эволюция экосистем.

27. Сущность жизни. Свойства живых систем, их отличие от неживой материи.

28. Типы сред. Действие факторов среды.

29. Роль мутаций и окружающей среды в эволюции живого.

30. Взгляды выдающихся мыслителей древности на окружающий мир.

31. Наука эпохи возрождения.

32. Наука как эволюционный процесс. Научные революции.

33. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит.

34. Г. Галилей и его роль в становлении классической науки.

35. Современное естествознание и его роль в науке и жизни общества.

36. Альберт Эйнштейн и создание теории относительности.

37. И Ньютон и создание фундамента механической картины мира.

38. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

39. Пространство-время и вещество.

40. Пути развития человеческой цивилизации.

41. Человек в центре естественных наук.

42. Техносфера. Влияние человечества на природу.

43. Глобальные проблемы человеческой цивилизации.

44. Глобальное изменение климата. Роль человека в изменении климата.

45. Экологические проблемы человечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: