Государство как главный субъект управления инновационной деятельностью




Государство является главным субъектом управления инновационной деятельностью. На государственном уровне определяются приоритеты научно-технической деятельности и поддерживается их развитие через систему финансово-кредитных и налоговых инструментов, организационные механизмы информационного и ресурсного обеспечения инновационной деятельности, создание условий для роста научно-технического потенциала страны. С этой целью разрабатывается законодательная база, определяются стратегические и текущие задачи в сфере инновационной деятельности, формируя долгосрочную и текущую инновационную политику.

Долгосрочная инновационная политика. Суть ее состоит в создании условий для общего социально-экономического развития страны на инновационной основе. Ее целью явл-ся:

— определение государственных приоритетов инновационного развития;

— прямое государственное финансирование важных инновационных проектов для реализации программ структурной перестройки экономики;

— поддержка новых конкурентоспособных наукоемких областей и производств, которые могут осуществить технологический прорыв и создать основу материально-технической базы долгосрочного экономического развития страны (биотехнологии, аэрокосмический комплекс, информационные технологии, производство новых материалов и т.п.);

— формирование единого технологического пространства (это междисциплинарное понятие, означающее совокупность концепций, методов, накопленных знаний, инструментов, навыков и возможностей. Технологическое пространство обычно связано с определённым сообществом, в котором происходит накопление и активный обмен знаниями и умениями, связанными с этой областью.
— осуществление благоприятной кредитной, налоговой и таможенной политики в сфере инновационной деятельности;

— создание условий для сохранности, развития и эффективного использования отечественного научно-технического и инновационного потенциала;

— поддержание высокого общественного статуса всех участников инновационного процесса (ученых, конструкторов, инженеров и др.);

— формирование нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности, т.е. обеспечение охраны прав интеллектуальной собственности с целью гарантирования неотъемлемого права субъекта инновационной деятельности на коммерческую выгоду от производственной реализации своего права на объект интеллектуальной собственности;

— прямое государственное финансирование развития современной инновационной инфраструктуры; активная поддержка процессов развития транспортных и коммуникационных сетей, особенно информационных, с предоставлением возможностей пользования мировыми информационными сетями, с присоединением к существующей европейской и мировой инфраструктуре бизнеса для расширения доступа субъектов инновационной деятельности в общемировой банк знаний;

— регулирование инновационной деятельности в регионах (рациональное размещение инновационного потенциала, выравнивание социально-экономических диспропорций развития регионов);

— содействие международной научно-технической кооперации, в частности через участие в общих научно-технических и исследовательских проектах; поощрение иностранных инвесторов к созданию совместных предприятий, которые изготовляют наукоемкую продукцию; содействие трансферу технологий; внедрение международных стандартов для отечественных производств; стимулирование экспортно-импортных операций в торговле инновационными товарами, услугами и т.п..

 

Текущая инновационная политика. Эта политика предусматривает оперативное регулирование и поддержку инновационной деятельности на микроэкономическом уровне, в частности:

— координация инновационной деятельности, в т.ч. на уровне регионов: разработка программ инновационного развития, содействие взаимодействию и кооперации науки, образования, производства, финансово-кредитных учреждений в процессе осуществления инновационной деятельности;

— защита прав и интересов субъектов инновационной деятельности;

— подготовка высококвалифицированных рабочих кадров, ориентация на непрерывность развития знаний и повышение квалификации;

— анализ нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности для оценивания результативности соответствующих норм и законов;

— определение целесообразности предоставления финансовой поддержки для реализации конкретных инновационных проектов;

— осуществление мониторинга реализации инновационных проектов по целью определения эффективности вложения инвестиций;

— организация, планирование и контроль ресурсного обеспечения поддерживаемых государством инновационных проектов по государственным и негосударственным источникам;

— разработка организационных форм поддержки инновационной деятельности на уровне регионов (технопарки, технополисы, инновационные центры и т.п.);

— создание венчурных инновационных фондов, которые пользуются налоговыми льготами;

— предоставление индивидуальным изобретателям и малым инновационным предприятиям беспроцентных банковских займов;

— обеспечение реализации прав предприятий, которые используют современные технологии, на ускоренную амортизацию оборудования;

— обеспечение благоприятных торговых условий для формирования конкурентоспособного национального товаропроизводителя инновационных продуктов:

— осуществление соответствующей торговой политики с элементами протекционизма для экспортеров инновационных товаров;

— отстаивание прав и интересов отечественных инноваторов на внешних рынках;

— поддержка активного участия отечественного производителя товаров и услуг в международном разделении труда, предотвращение случаев неразрешенной или нечестной конкуренции, активное участие во всех ведущих международных организациях, которые регулируют мировой трансфер технологий.

В настоящее время действуют Законы Украины «Об инновационной деятельности», «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине», «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков», «О научной и научно-технической экспертизе», «О приоритетных направлениях развития науки и техники».

Утверджено постановление Верховной Рады Украины «О концепции научно-технического и инновационного развития» и др. нормативные акты.

Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Пэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

  1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input):
    • Институты;
    • Человеческий капитал и исследования;
    • Инфрастурктура;
    • Развитие внутреннего рынка;
    • Развитие бизнеса.
  2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output):
    • Развитие технологий и экономики;
    • Результаты креативной деятельности.

Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране.

Финансовая поддержка инновационных проектов не означает их прямое государственное финансирование без возвращения вложенных средств. Согласно Закону субъектам инновационной деятельности для выполнения ими инновационных проектов может быть предоставлена финансовая поддержка на таких условиях:

— Полное беспроцентное кредитование приоритетных инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины

— Частичное (до 50%) беспроцентное кредитование инновационных проектов за счет средств Государственного бюджета Украины, при условии привлечения к финансированию проекта сдачи необходимых средств исполнителя проекта и (или) других субъектов инновационной деятельности.

— Полная или частичная компенсация (за счет средств Государственного бюджета Украины, средств бюджета Автономной Республики Крым и средств местных бюджетов) процентов, которые уплатили субъекты инновационной деятельности коммерческим банкам и другим финансово-кредитным учреждениям за кредитование инновационных проектов.

— Предоставление государственных гарантий коммерческим банкам, которые осуществляют кредитование приоритетных инновационных проектов.

— Имущественное страхование реализации инновационных проектов у страховщиков согласно Закону Украины «О страховании».

 

Кроме кредитных преференций инновационным проектам, в Украине предприятиям-инноваторам предоставляются определенные налоговые льготы:

— 50% налога на прибыль и 50% налога на добавленную стоимость остается в распоряжении предприятия при условиях, что выполнение инновационного проекта начнется не позднее, чем через полтора года от даты его государственной регистрации. Эти средства должны быть зачисленны на специальный счет и использоваться исключительно на финансирование инновационной деятельности. Если эти средства не использованны на протяжении срока льготного налогообложения и одного года после его истечения, они подлежат зачислению в Государственный бюджет Украины. Однако льготное налогообложение реализуется при условии, что субъект инновационной деятельности сообщает в месячный срок в соответствующий орган Государственной налоговой администрации о начале реализации инновационного проекта и о всех хозяйственных операций, связанных с выполнением инновационного проекта, ведет отдельный бухгалтерский учет;

— инновационным предприятиям разрешается ускоренная амортизация основных фондов и устанавливается ежегодная двадцатипроцентная норма ускоренной амортизации основных фондов третьей группы;

— инновационные предприятия платят земельный налог по половинной ставке от действующей ставки налогообложения;

Перечисленные льготы касаются инновационных предприятий, в которых доля инновационной продукции составляет не меньше 70% от общего количества продукции или же тех, что реализуют инновационные проекты, внесенные в Государственный реестр инновационных проектов.

Итак, первоочередной задачей государства как субъекта управления инновационной деятельностью является формирование эффективной инновационной политики, которая бы обеспечила условия для реализации инновационной модели развития.

 

Особенности поддержки инновационного развития в ведущих индустриальных странах

Каждое государство прибегает к разнообразным формам активизации развития инновационной сферы - от программ содействия распространению знаний к стимулированию трансфера новейших технологий. В странах с развитой рыночной экономикой косвенные методы управления касаются преимущественно сферы налогообложения, где действуют:

1) льготное налогообложение прибыли путем уменьшения налогооблагаемой базы и ставок налогообложения;

2) льготное налогообложение операций, связанных с оборотом научно-технической продукции;

— предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части расходов из прибыли на инновационные цели;

— уменьшение налога на прирост инновационных расходов;

— «налоговые каникулы» на протяжении нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

— льготное налогообложение дивидендов юридических и физический лиц, полученных по акциям инновационных предприятий;

— льготное налогообложение прибыли, полученной вследствие использования платежей, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов интеллектуальной собственности;

— уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, которые передаются высшим учебным заведениям;

— вычитание из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

— зачисление части прибыли инновационных предприятий на специальные счета с дальнейшим льготным налогообложением в случае использования средств на инновационные цели.

Установление налоговых льгот зависит от того, какая модель научно-инновационного развития реализуется в стране. Условно существует три модели: модель научно- технического лидерства; модель быстрого распространения перспективных нововведений; модель всестороннего инновационного развития.

1. Модель научно-технического лидерства. Она реализуется в странах с высоким инновационным коэффициентом, которые ориентируются на масштабные целевые инновационные проекты, которые охватывают все стадии инновационного процесса (СІІІА, Великобритания, Франция). В этих странах поддерживают низкий уровень налогообложения корпораций, считая именно их структурами, которые способны осуществлять масштабные научно-технические исследования. Низкий уровень налогообложения дает возможность накапливать ресурсы для значительных и рискованных технологических изменений.

2. Модель быстрого распространения перспективных нововведений. Страны, которые ее используют, ориентированны на распространение и кластеризацию (группирование в классы) базисных нововведений через создание благоприятной научно-технической среды и поощрение через финансово-кредитные рычаги рискованных проектов (Германия, Швеция, Швейцария). В этих странах действует общий высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования и льготный режим относительно налогообложения инновационных проектов.

3. Модель всестороннего инновационного развития. Она присуща странам, где государство координирует действие разных секторов в сфере науки и технологий и стимулирует развитие инновационной инфраструктуры (технополисы, технопарки), обеспечивает реализацию современных достижений мирового научно-технического процесса (Япония и Южная Корея). Поддержка инновационной деятельности здесь заключается не в предоставлении налоговых льгот, а в создании условий для активной творческой деятельности жителей страны, прежде всего в научно-технической сфере. Для этого разрабатывают и реализуют разнообразные государственные образовательные программы, в т.ч. инициированные местными органами управления.

Приведенные модели инновационного развития сформировались под действием разных факторов. Важную роль сыграли особенности национального менталитета, которые влияли на поведение людей в общем, в т.ч. в сфере экономической деятельности. Так, высокий уровень индивидуализма, стремление достичь успеха благодаря собственным усилиям (знанием, умением, авантюризма и т.п.) и умению правильно сориентироваться в ситуации, рискуя потерять все в случае неудачи, но и получить много при благоприятном завершении проекта, обусловили формирование на уровне корпораций и отдельных субъектов хозяйствования в США рисково- индивидуалистического менеджмента, нацеленного на активный поиск новых возможностей, которые кроются в разнообразных инновациях. Главными координаторами в области НИОКР в США явл-ся Американский научный фонд, который направляет направления фундаментальных исследований, и Американский научный совет, который представляет интересы промышленности и университетов в научно-технической политике. Они определяют перспективные направления фундаментальных и прикладных научных исследований, которые нуждаются в государственной поддержке. Их финансирование осуществляется по результатам конкурсов. Победителям конкурса выделяют гранты, величина которых устанавливается учитывая прогнозируемые расходы на исследование и ожидаемые результаты. Кроме того, объективность и демократизм в процедуре оценивания результатов конкурса и высокий уровень оплаты труда исполнителей привлекают к участию в нем научный работников из разных стран. При этом фундаментальные научные исследования выполняют преимущественно в высших учебных заведениях. Научно-исследовательские лаборатории оснащенны наиболее современным оборудованием, в них работают ведущие научный работники, которые привлекают к этому процессу и студентов.

Как правило, большие корпорации имеют свои мощные лаборатории. Важной составляющей инновационного механизма США явл-ся постоянные и плодотворные контакты научных работников и представителей бизнеса. Благодаря этому обеспечивается обратная связь между бизнесом и наукой, что с одной стороны, предоставляет информацию об эффективности для бизнеса исследований научный работников, а с другой - определяет потребности бизнеса в новых знаниях.

В США действуют эффективные механизмы защиты интеллектуальной собственности, которые обеспечивают большие доходы инноваторам и таким способом привлекают внимание людей к инновационной деятельности. Быстрый рост мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и «стартовым» производством, стало характерной особенностью американского инновационного предпринимательства.

В странах ЕС увеличиваются масштабы межгосударственной кооперации относительно научных исследований, особенно фундаментальных. Учитывая высокий научный потенциал европейских стран, это дает эффект синергии и обеспечивает не только поддержание лидерства ведущих европейских стран в научных исследованиях, а и возможность использования полученных результатов другими членами ЕС благодаря кластеризации и быстрому распространению перспективных нововведений.

 

Модель всестороннего инновационного развития первой начала реализовывать Япония. К началу 80-х гг XX ст. она заметно отставала от США и Западной Европы в области фундаментальных исследований. Исчерпав экстенсивные факторы развития, через ограниченные природные ресурсы, Япония перешла к стимулированию наукоемких областей, сосредоточив усилия на собственных исследованиях, а не на использовании научно-технических достижений других стран. Однако для этого необходимо было создать собственные научные школы, подготовить специалистов высокого уровня, способных продуцировать новые идеи и воплощать их в жизнь. Поэтому была сделана ставка на культивирование высокого образовательного уровня всего население страны, что обеспечило появление работников, способных к овладению новых знаний и работы в новых сферах деятельности. И вдобавок для координирования научно-технической деятельности начали разрабатывать долгосрочные программы научно-технического развития, которые определяли приоритетные для страны направления фундаментальных научных исследований. Это оказывало содействие концентрации усилий на соответствующих направлениях и давало высокие результаты инновационной деятельности.

В мощных корпорациях, где аккумулируется значительный научно-технический потенциал страны, создаются наилучшие условия для инновационной деятельности. Через кружки качества к созданию инноваций привлекают всех работников компании, из-за чего инновационный менеджмент Японии получил название корпоративно- коллективистского.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: