Тема 3: Правовое положение лиц, отбывающих наказание (2 часа)




  1. Понятие правового положения (статуса) осужденных, его виды и структура.

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде правовой статус осужденных – это урегулированное нормами различных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства Российской Федерации по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина Российской Федерации имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляют и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Виды правового статуса осужденного: 1) общий, или конституционный, статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан; 3) особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний; 4) индивидуальный статус. Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Иной статус имеют осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства. Они пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наиболее значимы для понимания сущности правового положения осужденного общий, специальный и индивидуальный статусы.

Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется прежде всего Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 УИК РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Конституция РФ устанавливает основные общегражданские обязанности осужденных (ст. 57, 58). От исполнения иных своих гражданских обязанностей осужденные могут быть освобождены только федеральным законом.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Поэтому сужение общего правового статуса осужденного осуществляется прежде всего нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этого лица.

Правоограничения для осужденных на этапе исполнения (отбывания) наказания устанавливаются уголовно-исполнительным законодательством. Именно оно в зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденного. Данное обстоятельство позволяет подразделить специальный (родовой) статус осужденного на особенные (видовые) правовые статусы лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний.

Кроме того, УИК РФ (ч. 2 ст. 10) предусматривает возможность ограничения прав и свобод осужденного и иными федеральными законами. К примеру, ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» определяет, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, отбывающим наказание за совершенное преступление.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений осужденных во время отбывания уголовного наказания. При отбывании одинакового вида наказания осужденные могут иметь различный индивидуальный правовой статус, это зависит от многих факторов: пола, возраста, состояния здоровья, поведения и др. В частности, индивидуальный правовой статус осужденных к лишению свободы женщин существенно отличается от индивидуального статуса лишенных свободы мужчин, а статус несовершеннолетних от статуса взрослых осужденных. Индивидуальный правовой статус осужденного подвижен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека во время отбывания уголовного наказания.

Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права, законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания.

Юридическая обязанность осужденных – это мера юридически необходимого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязывающих и запрещающих нормах права. Юридические обязанности осужденных состоят в необходимости совершать определенные действия (обязывающие нормы) либо воздержаться от них (запрещающие нормы). Эти требования должны обеспечить интересы общества, государства и иных граждан при исполнении уголовных наказаний, оказывать непрерывное воспитательное воздействие на самих осужденных. За неисполнение установленных в законе обязанностей осужденные несут юридическую ответственность.

Субъективное право осужденного – это мера юридически возможного поведения, позволяющая осужденному пользоваться определенными социальными благами, обеспечиваемая юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Сущность субъективного права осужденного заключается в гарантированной возможности его определенного (дозволенного, разрешенного) поведения. Для этого в законе устанавливаются возможности осужденного: совершать различные действия (кроме запрещенных юридическими нормами); требовать исполнения соответствующих его праву юридических обязанностей от персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных лиц; обратиться за защитой своего нарушенного права в государственные или общественные органы.

Законные интересы осужденных – закрепленные в нормах права стремления осужденного пользоваться конкретными социальными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате объективной оценки его поведения администрацией учреждений или органов, исполняющих уголовные наказания, прокуратурой, судом. Законные интересы осужденных имеют сходство с субъективными правами, но не идентичны последним. Субъективное право предполагает закрепленную в законе возможность осужденного свободно пользоваться социальным благом, которая обеспечивается юридической обязанностью иных субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Законный интерес представляет собой потенциальную возможность осужденного обладать каким-то социальным благом, которая реализуется при выполнении осужденным определенных фактических условий, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и иные субъекты уголовно-исполнительных правоотношений здесь в большинстве случаев осуществляют оценку поведения осужденного (выполнение режимных требований, отношение к труду, учебе и др.). Законный интерес представляет собой правовой стимул и является правовым побуждением к законопослушному поведению осужденного. Такое поведение создает лицам, отбывающим уголовные наказания, благоприятные условия для осуществления собственных потребностей и интересов. Только при наличии правомерного поведения осужденного могут быть реализованы законные интересы, направленные на получение поощрений (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, получение дополнительного свидания и др.) либо льгот (выезд за пределы мест лишения свободы на период отпуска, перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы и др.).

Правовые ограничения осужденных – правовое сдерживание противозаконного поведения осужденного, создающее условия для обеспечения установленных порядка и условий исполнения (отбывания) уголовного наказания и достижения его целей. Исполнение уголовных наказаний связано с ограничением таких социальных ценностей и благ осужденного, как свобода передвижения, свобода общения, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайна переписки, право на неприкосновенность жилища и др., а также особенностями реализации остальных прав и свобод. Объем правовых ограничений осужденных при исполнении разных видов уголовных наказаний различен. Изъятия и ограничения, специфика их осуществления в этом случае устанавливаются Конституцией РФ, уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

По своей природе правовые ограничения относятся к охранительным правовым средствам (мерам защиты), т.е. представляют собой в первую очередь разновидность правового принуждения, обеспечивающую исполнение осужденными установленных обязанностей и направленную на реализацию целей уголовного наказания. Правовое ограничение осуществляется в государственном принуждении и предназначено для охраны уголовно-исполнительных правоотношений от возможных правонарушений со стороны осужденных путем предупреждения, пресечения и привлечения виновных к конкретному виду юридической ответственности. К правовым ограничениям, направленным на сдерживание противоправных устремлений осужденных, относятся установление за осужденными надзора и контроля, введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ), применение к осужденным физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86 УИК РФ), перевод осужденных, лишенных свободы, в строгие условия отбывания наказания и др.

Кроме того, правовые ограничения реализуются посредством привлечения осужденных к ответственности. В зависимости от характера нарушаемых норм права различают уголовную, гражданскую, дисциплинарную и материальную ответственность осужденных. Наиболее распространенным видом является дисциплинарная ответственность (ст. 58, 71, 115 УИК РФ).

Итак, под правовым статусом осужденных понимают совокупность юридических элементов (обязанностей и прав, законных интересов и правовых ограничений), выражающих специфику и определяющих содержание положения осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.

  1. Содержание основных обязанностей осужденных.

Осужденный в период отбывания наказания выполняет в обществе специальную роль - искупителя своей вины, ибо он обязан исполнить приговор суда о применении к нему наказания и, неся при этом тяготы и лишения и другие негативные последствия, исправляться под воздействием мер государственного принуждения, цель которых - сформировать у него социально полезные качества, обеспечивающие правопослушное поведение, уважение интересов других граждан, общества и государства.

Статья 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает основные обязанности осужденных.

Перечисленные в данной статье обязанности составляют лишь часть из тех обязанностей, которые возлагаются на осужденных.

Основными они именуются потому, что, во-первых, распространяются на всех лиц, отбывающих уголовное наказание, независимо от его вида, и, во-вторых, закрепляют наиболее важные с точки зрения обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания требования, предъявляемые к осужденным.

Уголовное наказание не влечет лишения гражданства, поэтому осужденные обязаны исполнять установленные законодательством РФ гражданские обязанности.

К осужденным к лишению свободы предъявляются повышенные требования по сравнению с лицами, находящимися в условиях свободы. В частности, в условиях свободы граждане вольны в выполнении нравственных норм поведения.

На осужденных возлагается специфическая обязанность соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных актов.

Администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, обязана довести до осужденных в полном объеме требования федеральных законов, в особенности нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общие положения относительно обязанностей и запретов.

На осужденных возлагается обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Законность предъявляемых требований определяется исходя из их общей характеристики, а не из оценки компетентности сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Уголовно-исполнительным законодательством установлена специфическая обязанность осужденных - вежливо относиться к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющим наказания, а также к другим осужденным.

Соблюдение данной обязанности обеспечивается установленным порядком исполнения и отбывания наказания в местах содержания осужденных, а также комплексом воспитательных мероприятий.

В отношении осужденных установлена также обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора.

Установленная обязанность касается как осужденных к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, так и в отношении осужденных к другим видам наказаний,

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность. Эта норма распространяется на все установленные для осужденных обязанности, а не только на основные.

Необходимо заметить, что на обеспечение исполнения осужденными своих обязанностей направлены наряду с юридической ответственностью организационные и психолого-педагогические средства.

Разновидности ответственности за неисполнение обязанностей в связи с исполнением приговора суда ограничены некоторыми видами: уголовной, дисциплинарной и материальной. Это связано с тем, что возможности осужденных выступать в качестве субъектов иных правоотношений в той или иной мере ограничены.

Уголовно-правовая ответственность за уклонение от отбывания наказания или злостное нарушение установленного порядка его отбывания может наступать для осужденных к наказанию в виде: штрафа, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы.

Осужденные к наказаниям в виде исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы, пожизненного лишения свободы, а также осужденные военнослужащие могут быть подвергнуты особому виду юридической ответственности - дисциплинарной ответственности осужденных.

Особый характер дисциплинарной ответственности зависит от правонарушений, рассматриваемых в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве нарушений режима. Эта особенность состоит также в том, что ответственность наступает за расширенный круг правонарушений: как за нарушения режима отбывания наказания, за деяния, формально носящие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности.

В отношении осужденных к лишению свободы могут быть применены различные меры ответственности, в том числе помещение в штрафной изолятор (ШИЗО), помещение камерного типа (ПКТ).

В качестве меры реализации ответственности к злостным нарушителям режима содержания может быть применен их перевод в единое помещение камерного типа (ЕПКТ).

В случае недостаточной эффективности таких дисциплинарных взысканий может наступать ответственность более строгая - замена вида наказания другим, более строгим (например, замена ограничения свободы лишением свободы), изменение вида исправительного учреждения.

Установлением разнообразной системы специальной ответственности уголовно-исполнительное законодательство обеспечивает надлежащий порядок отбывания осужденными наказаний.

  1. Содержание основных прав и свобод осужденных.

Основные права осужденных вытекают из общегражданских прав и закреплены в ст. 12 УИК РФ. Они включают в себя право: на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона; на жизнь и здоровье. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

К числу основных прав относится право осужденных на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). Это право означает, что при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо но собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место - как правило, это изолированное помещение (камера) внутри указанных учреждений, исполняющих наказания. Кроме этого могут быть приняты и иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Например, изоляция лица, от которого исходит угроза, привлечение его к уголовной или дисциплинарной ответственности.

 

В ст. 14 УИК РФ закреплено право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. В отношении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, реализация этого общегражданского права каких-либо особенностей не имеет. К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение. По состоянию на 1 февраля 2013 г. при исправительных и воспитательных колониях действуют 555 храмов, 702 молитвенные комнаты.

Кроме того, тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе должна быть обеспечена возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Применительно к конкретному виду уголовного наказания основные права осужденных раскрываются в нормах Особенной части УИК РФ. В частности, право осужденных на охрану здоровья - в ст. 60.6, 72, 101, 170, право на социальное обеспечение - в нормах ст. 98 УИК РФ и др.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Так, общий порядок реализации права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами определен ст. 15 УИК РФ, согласно которой предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченному по правам человека в субъекте РФ, уполномоченному по правам ребенка в субъекте РФ, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также адресованные в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, и не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. Получение ответов на данные обращения осужденных также осуществляется через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством сроки и довести принятые решения до сведения осужденных. При рассмотрении заявлений, предложений и жалоб осужденных государственные органы и должностные лица руководствуются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Уголовно-исполнительное законодательство закрепляет принципиальное положение, определяющее, что при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (ч. 11 ст. 12 УИК РФ).

Специальные права осужденных и порядок их реализации закреплены в нормах Особенной части УИК РФ и в нормативных правовых актах, принятых в его развитие. Так, в соответствии со ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Порядок его осуществления определен в гл. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Телефонный разговор предоставляется по письменному заявлению осужденного, в котором указывается адрес, номер телефона абонента и продолжительность разговора, не превышающая 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Телефонные разговоры могут контролироваться администрацией.

Реализация права на телефонные разговоры осуществляется, как правило, в нерабочее время в специально оборудованных переговорных пунктах или выделенных для этих целей помещениях учреждений, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых переговоров.

По прибытии в исправительное учреждение, а также при наличии исключительных личных обстоятельств администрация исправительного учреждения предоставляет осужденному возможность телефонного разговора по его просьбе. В исключительных случаях с разрешения начальника исправительного учреждения осужденному может быть разрешен телефонный разговор с родственником, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

  1. Законные интересы осужденных.

В качестве одного из элементов правового статуса осужденных рассматриваются их законные интересы.

В литературе по уголовно-исполнительному праву понятие "законные интересы"рассматривается как стремление осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемое, как правило, в результате оценки поведения осужденных во время отбывания наказания <116>. Представляется, что такое определение требует определенных дополнений. Интересы осужденных не сводятся только к улучшению их положения непосредственно в исправительных учреждениях (ослабление режимных требований), они выходят за их рамки и в какой-то мере пересекаются с интересами других лиц. Бесспорным является тот факт, что эти интересы должны быть законными, то есть основанными на законе и допустимыми к удовлетворению. Государство обязано гарантировать защиту законных интересов осужденных. Эти вопросы касаются родственников, близких, руководства предприятий, организаций, акционерных обществ, а равно и других лиц и сфер деятельности, с которыми осужденный связан теми или иными законными интересами и отношениями.

Законные интересы осужденных следует рассматривать в качестве относительно самостоятельного элемента содержания их правового положения (статуса). Законные интересы позволяют на практике реализовать принцип индивидуализации и дифференциации исполнения наказания и стимулировать поведение осужденных непосредственно в процессе исполнения наказания. Совокупность законных интересов определяется тремя основными элементами.

Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального блага, как материального (получение дополнительных посылок, передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели в работе и т.п.), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных, могут иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведения свидания за пределами ИУ и т.п.).

Второй элемент - социальные блага, как существенно изменяющие правовое положение осужденных (перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных, с точки зрения В.М. Анисимкова и В.И. Селиверстова, можно определить как закрепленные в правовых нормах конкретные действия, стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом поведения осужденных во время отбывания ими наказания <117>.

Виды законных интересов осужденных, по мнению указанных авторов, весьма разнообразны. Так, по социально-политическому назначению блага законные интересы могут быть разделены на три группы.

Первую группу представляют законные интересы, направленные на получение поощрения. Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот. Третья группа выражается стремлением к получению благ <118>

Приведенная классификация законных интересов по критерию их социально-политической значимости для осужденных не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем, по нашему мнению, законные интересы могут быть объединены по основанию стремления осужденных сохранить предоставленные им льготы и блага и не допустить их отмену или ликвидацию. Так, например, осужденным, пользующимся правом передвижения без конвоя или сопровождения, в случае нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений передвижение без конвоя или сопровождения отменяется постановлением начальника исправительного учреждения (ч. 6 ст. 96 УИК РФ). Кроме того, осужденные при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 2 ст. 120 УИК РФ) и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее 6 месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания могут быть переведены в облегченные условия. В этом положении закона отражены законные интересы осужденных. Осужденные стремятся к улучшению своего положения. При этом, получив указанные режимные послабления, осужденные должны выстраивать свое дальнейшее поведение таким образом, чтобы сохранить представленное им благо. Законодатель призывает к такому поведению осужденных и стимулирует его как путем возможного дальнейшего ослабления режима содержания, так и путем угрозы введения дополнительных запретов (кроме возможного применения мер дисциплинарного воздействия), выраженных в возможности отмены предоставленных льгот. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 120 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания. В других случаях законные интересы осужденных могут находить свое выражение в возможностях реализации их субъективных прав, реализация которых значительно затруднена в силу экономического состояния государства. Права осужденных на гарантированное трудоустройство после отбытия наказания, на получение жилой площади пока носят в основной своей массе декларативный характер и материального подкрепления не находят. Эти вопросы по сути своего разрешения имеют проблемный характер и разрешаются государством постепенно, по мере совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и становления социальных институтов ресоциализации осужденных.

  1. Гарантии прав, свобод и законных интересов осужденных.

Стремясь повысить гарантии законности и соблюдения прав осужденных, законодатель впервые в истории пенитенциарного законодательства закрепил их право на обжалование в суд решений комиссии исправительного учреждения о переводе в строгие условия отбывания в исправительной и воспитательной колонии или на строгий вид режима в тюрьме (ст. 87 УИК РФ). Одновременно высказываются сомнения относительно практической значимости данной новеллы, поскольку подача жалобы в суд не приостанавливает решения комиссии (ч. 5 ст. 15 УИК РФ), а суды, как известно, исключительно загружены. Очевидно, что рассмотрение в суде такой жалобы осужденного займет довольно длительное время, по истечении которого может быть исчерпан и сам конфликт.

 

Гарантии личной безопасности осужденных при отбывании уголовных наказаний закреплены и в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который вменяет в обязанность сотрудникам исправительных учреждений:

 

защиту человеческого достоинства и прав человека по отношению ко всем лицам, в том числе к осужденным (ст. 2);

обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6).

В зависимости от природы мер обеспечения личной безопасности осужденного они регулируются нормами различных отраслей права. В механизме правового регулирования процесса обеспечения личной безопасности осужденного выделяются следующие основные группы организационно-правовых мер и гарантий личной безопасности:

 

конституционные гарантии безопасности осужденного, закрепляющие основные права человека (ст. 20-23 Конституции РФ) и систему гарантий прав и свобод человека (ст. 2, 45, 46 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией безопасность личности осужденного следует рассматривать как единое звено правового положения личности в общественной системе; лицо, лишенное свободы в установленном законом порядке, не утрачивает права на неприкосновенность личности и не остается за пределами действия конституционных норм, касающихся защиты прав и законных интересов граждан; оно имеет право на защиту неприкосновенности своей личности от неправомерных посягательств при отбывании наказания в виде лишения свободы;

нормы трудового права, закрепляющие гарантии и меры обеспечения безопасности осужденного в процессе его трудовой деятельности в учреждениях, исполняющих наказания;

уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осужденного (в ст. 7 УК РФ определено, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, включая каждого осужденного; центральным звеном уголовно-правовых мер обеспечения личной безопасности осужденного являются нормы, устанавливающие уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека (ст. 105, 107-119; 128-134 и др.), а также нормы, предусматривающие уголовную ответственность за некоторые иные преступления, нарушающие безопасность осужденного в исправительном учреждении, например, ст. 206, 212, 285, 286, 293, 321 УК РФ);

уголовно-исполнительные меры обеспечения личной безопасности осужденного. Регулирование безопасности личности осужденного в рамках уголовно-исполнительного права в настоящее время во многом соответствует требованиям международных стан



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: