Читая трилогию Дмитрия Глуховского «Метро».




Иван Жаботин.

Итак, спустя довольно долгое время после возникновения идеи ознакомится с весьма популярной вселенной, наконец-таки дошли руки до приобретения и прочтения всех трёх книг. Как выяснилось, существование вселенной берет своё начало аж в начале двухтысячных и, стоит сказать, динамика развития автора в его подходе к написанию, в его стилистике и мировоззрении ощутима. Каждая книга трилогии, не смотря на то, что представляет из себя часть единой истории, является чем-то уникальным и самобытным. Оно и понятно, ведь творчество автора растет и преображается вместе с ним. Открываются новые горизонты, ставятся новые задачи, а посыл и смысловой стержень работы меняется в зависимости от актуальности проблем, тревожащих лично автора и пронизывающих время, в котором заточены он и его читатели.

Каждая из трех книг – это разные цвета одной радуги. От каждой из них остаются уникальные впечатления, каждая из них вызывает своеобразные эмоции и каждая оставляет какой-то свой собственный след, пищу для размышлений. Каждый читатель, беря в руки заинтересовавший его опус, ожидает найти в нем что-то, интересующее лично его. Отыскать в новой книге информационный пласт, исследованный до этого, подогреть азарт от атмосферы, в которую он окунулся ранее. Ожидать от очередной части трилогии то же, что было в предыдущей не приходится. Наверное, этим обусловлено определенное количество отрицательных реакций на «Метро 2035», где, якобы «автор уничтожил атмосферу вселенной и т.д.» Сразу бы хотелось оговориться – требования и ожидания от произведения зависят от отдельно взятого читателя и от того, чего он хочет, беря в руки книгу – хорошего времяпрепровождения и развлечения, ответов на интересующие вопросы, эмоционального всплеска или глубокого размышления над довольно сложными вещами. В зависимости от этого, читатель либо удовлетворяет свои запросы при чтении, либо нет. Но не стоит забывать, что любое произведение, это еще и отпечаток и некий срез душевного, эмоционального и интеллектуального состояния автора. Книга – проекция его собственного внутреннего мира на момент написания, которым он ДЕЛИТСЯ. Не стоит относится к автору, как к представителю сферы услуг по развлечению читающего населения – он в первую очередь обычный человек, которому есть что сказать и он это делает (конечно же, если мы говорим об авторе, не ставящим перед собой коммерческую выгоду превыше ИДЕИ).

Теперь о каждой книге.

«Метро 2033».

Автор написал это произведение еще в студенческие годы. Никому не известный на тот момент, не уверенный на все сто, что его труд обречен на успех, он делал это, подталкиваемый как раз-таки ИДЕЕЙ и желанием ПОДЕЛИТЬСЯ, и это чувствуется. Как и чувствуется возрастной отпечаток на стилистике написания, на форме воплощения идей, и на динамике развития сюжета. «33-е Метро» - это водоворот событий, персонажей, образов, интерьеров. Водоворот этот затягивает буквально с первых страниц – ты понимаешь, что главного персонажа (с которым, по моим ощущениям, именно в этой книге ассоциировать лично себя удается наиболее лучше) автор пускает в своего рода «квест» с постоянно меняющимися локациями, проблемами, второстепенными персонажами. Недаром именно сюжет этой книги был так удачно адаптирован под компьютерную игру и имел ошеломляющий успех. И, хоть книга вовсе не игра, некая интерактивность в ней присутствует. Главный герой попадает в такие ситуации, которые волей-неволей заставляют тебя задумываться – как бы поступил я, смог бы я сделать что-то, какой выход сейчас есть у героя. К слову, главный герой, на мой взгляд, в этой книге вышел весьма неоднозначный. С одной стороны, он постоянно мечется в своих размышлениях, одни его поступки порой противоречат другим, да и четкий образ его характера никак не получается сформировать, хотя я пытался делать это вплоть до самого финала (что в итоге удалось). Поначалу, это вызывало некое разочарование, вставал вопрос «почему образ героя такой размытый и неопределенный». Но к финалу, ответ на этот вопрос нашелся – это исключительная особенность возраста, как автора, так и самого персонажа, в которого он вкладывает немалую часть себя. Свойственные юности сомнения, метания, еще не до конца сформировавшаяся личность, вечно стоящая перед выбором и не до конца уверенная, как поступить правильно. Наверное, это также одна из причин, по которым себя мне было легко ставить на место главного героя и сопереживать ему. Упомянутый выше финал, поставил жирную точку в формировании его личности. Перелом этот удалось прочувствовать на себе, в какой-то момент возникло невольное желание схватится за голову, произнося «Как же так? Что же теперь делать?» Единственная фраза, которая крутилась в голове после прочтения – «Люди не исправимы. Ни временем, ни обстоятельствами». Хотя, наверное, финальное решение персонажей и можно объяснить человеческой природой уничтожать угрозу, которую из себя представляет всё неизвестное. Но это звучит, скорее, как оправдание. Особо хочется отметить атмосферу книги – гнетущая, мрачная, давящая. Ощущаешь на себе безвыходность и замкнутость жизненного пространства, в которое попадаешь. А страх неизвестности и образы в нем, которые дорисовывает сознание, заставляет испытать волнение и неуютное присутствие чего-то чужеродного, пробирающегося из воображаемых туннелей метро в твою голову. Заслуживают внимания попытки затронуть политическую составляющую пост ядерного мирка вселенной, однако они, на мой взгляд, здесь еще весьма поверхностны. Другое дело – природа религии и сущность человеческой веры. Здесь этому уделяется достаточно большое внимание и рассматривается в деталях на примерах религиозных образований метро. Автор весьма убедителен. Перенося его соображения из книги на реальный мир, невольно понимаешь, что все так и есть. Вроде-бы…И это «вроде-бы» разрывает атеистическое полотно главного героя в третей книге, который до этого весьма скептичен в этом отношении.

Книга, несомненно, хороша. И для самого автора, и для меня, это книга – ПОПЫТКА… Для него – попытка шагнуть на поприще писателя антиутопического романа, да и, наверное, первый шаг в написании крупного литературного произведения вообще. Для меня – попытка прикоснуться к давно известной литературной вселенной, почему-то все это время проходившей мимо. И попытка, стоит сказать, удачная.

«Метро 2034»

Сам автор нелестно отзывается о второй части трилогии, говоря, что во многом на написание его подталкивали читатели и издательство. В определенной степени это ощущается. В том числе и по объему книги, который гораздо меньше предыдущей. Но первое, что понимаешь, прочитав несколько глав – автор вырос. Во всех отношениях. Книга, по сравнению с предыдущей – во многом более философская, направленная на размышление. Львиные доли повествования можно вырывать как отдельные цитаты и смысловые блоки, рассматривать обособленно от самой книги. А ключевой фигурой рассуждений книги становится ЧЕЛОВЕК и вопрос о том, ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Наряду с этими вопросами, рассматривается еще один немаловажный кирпичик в пирамиде человечества как такового – ЛЮБОВЬ. И она здесь у автора необычная. Не такая гладкая, вылощенная, бархатная, меняющая все вокруг, как это принято по канонам художественной культуры. Нет. Она здесь, как и жители метро, выживает и борется за свое существование в условиях падающего в первобытность общества, в условиях дикости и жестокости, в условиях времени, когда не чувства, а человеческие инстинкты и природа выходят на первый план. Любовь здесь, как искорка в темноте, как тонкий лучик надежды вспыхивает и пропадает. Но не ослепляющим светом, а слабым, тусклым сиянием, за которое человек должен ухватится, вгрызться в него зубами, подогревая, веря в то, что эта искорка станет огнем, обогреет во холоде и мраке подземного туннеля и поможет выбраться из него.

Сама по себе книга дает некую надежду. Надежду на то, что люди в метро остались все-таки людьми. Надежду на то, что этот ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ мир не потерян, что, переродившись, он, как душа младенца, еще способен не испортится и не стать опороченным, способен впитать в себя только лучшее от прежнего мира и стать чистым листом, на котором люди напишут свою новую историю, избавленную от ошибок прошлого и безразличности к человеческой жизни и достоинству. Надежда эта приходит с новыми персонажами, которые, в отличии от предыдущей работы, весьма глубже проработаны. И, хотя, «34-е Метро» воспринимается, скорее, как добротное дополнение к предыдущей книге, она действительно придает на фоне всех отрицательных в ней событий, надежду и веру. Но таковой она воспринимается ровно до прочтения третей книги.

От надежды не остается и следа….

«Метро 2035»

Есть книги, читать которые легко. Книги, повествование в которых увлекает именно потому, что оно, наряду с поднимающимися проблемами и вопросами, развлекает и заманивает.

Это – не тот случай.

От приключенческой развлекательности первой книги и надежды второй, не остается ровным счетом ничего. С первых же страниц нас окунают в грязевое болото оскалившегося, озлобленного, одичавшего мира. Персонажи здесь ведут себя, порою, как животные. Их речь – скудная, пропитанная матом и грубостью. Их образы – отталкивающие, гниющие пародии на людей. Даже сам стиль повествования донельзя простой и примитивный…и оттого такой тяжелый. Ознакомившись с первыми главами, задаешь себе вопрос – зачем автор так сделал? Зачем на обложке пометка «18+», в каждой строчке нецензурная брань, вместо людей – одичавшие свиньи в собственных испражнениях, а вместо надежного подземного убежища, ставшего последним пристанищем для выживших – выгребная яма, склеп, из душной, отравляющей обстановки которого хочется вырваться на поверхность – в объятия убивающей радиации и беспощадных тварей. И на вопрос этот отвечаешь сам себе – потому что это пост апокалипсис. Такой, каким он должен быть. Не отполированный романтический мир голливудских блокбастеров, в котором у зрителя возникает не страх, а желание там оказаться. А суровый, беспощадный, темный мир, в котором людьми правят инстинкты выживания. В предыдущей работе, автор поставил вопрос – а сможет ли в этом мире человек остаться человеком и сохранить ту самую человечность? Ответ в книге «Метро 2035» напрашивается сам собой. Автор сформулировал его как нельзя лучше, посредством той грязи, которая ждет нас на страницах этой книги. «Сцены секса и насилия, мат, откровенная чернуха…не для того ли это, чтобы привлечь широкую аудиторию?» - спрашивали, наверняка, ценители высокого и изящного, взявшие в руки книгу. На первых порах чтения, такая же мысль проскакивала и у меня. Но в процессе путешествия по этому гиблому миру вместе с персонажами, понимаешь – это наилучший ход, чтобы показать деградацию общества, показать, насколько запустилось оно со времен первой книги. И автору это удалось. Если в предыдущих частях трилогии метро представляло из себя шанс на спасение, а выход на поверхность был страшной опасностью и гибелью, от которой люди из последних сил возвращались в подземелья, то теперь – всё наоборот. Ты готов отдать все, лишь бы автор в своем повествовании не возвращал тебя туда. Там тебе нет места. Там – смерть. А наверху – еще есть смысл побороться за свою жизнь. Вызвавший острую реакцию, ход Дмитрия Глуховского по исключению из книги каких-либо монстров и чудовищ (в предыдущих книгах они в изобилии представляли главную опасность) мне видится, как ход великолепный! Главный монстр теперь – сам человек. Он теперь главное чудовище. Ключевое в книги – это политика. Автору удалось настолько тонко и правдиво передать природу и сущность современной власти и государственного устройства, словно он на примере пост ядерного метро, на пальцах объяснил, как работает эта слаженная, веками устоявшаяся система. Понимая, какое место ты в ней занимаешь, снова хочется взяться за голову, отложив книгу, и, оглянувшись вокруг, задать себе всё тот же вопрос «Что я могу с этим поделать?» На мой взгляд, не смотря на то, что ужасающая атмосфера первой книги отошла, «Метро 2035» самая страшная в трилогии. Страшна она своими реалиями. Страшна она тем, что пропитана безысходностью. Страшна она, потому что отраженный в ней мир пожирает те слабые лучики света, дававшие надежду, персонажей, которые несли в своих образах эти лучики. Это не та книга, от которой получаешь изысканное эстетическое удовольствие. Это книга, от некоторых вещей в которой, хочется помыться после прочтения. Но она не отпускает до самого финала. Она завораживает, приковывает к себе и становится лично для тебя полезной.

Возможно, кто-то после этого произведения станет совсем иначе относится к эстетике пост апокалипсиса и видеть в ней не только «голливудскую романтику» и экшен. Возможно, кто-то, разочарованный и неудовлетворенный, спросит: «А почему же все так безнадежно и тускло в конце?»

А я улыбнусь и отвечу: «Посмотрите вокруг…На наш мир…На нашу страну…На людей, которые нас окружают. Случись всё это в реальности – будет ли иначе?»

P.S. Будем верить, что будет…Будем стремиться, чтобы было!

Иван Жаботин. 23.06.2017



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: