ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ СТАТЬИ «ПРАЗДНИК ПРОСВЕЩЕНИЯ 12 ЯНВАРЯ».




 

 

Въ газетахъ 9 января читается объявленiе.

 

Т[оварищескiй] о[бедъ]...................................... [499].

И 12 числа будетъ этотъ обедъ и будетъ не только въ этомъ трактире, но въ сотняхъ другихъ местъ.[500]

Живутъ мужики, бабы, обедаютъ, ужинаютъ, ложатся спать, встаютъ въ обычные часы, встречаются, здороваются, беседуютъ и расходятся по своимъ деламъ, работаютъ, отдыхаютъ, и вдругъ на нихъ что то находить: все[501] съ середины дня начинаютъ есть необычныя вкусныя кушанья, начинаютъ пить заготовленныя пиво, водку, едятъ пьютъ старики, среднiе, юноши, едятъ и пьютъ дети и бабы. Старые заставляютъ пить молодыхъ и детей. <Начинаются безсмысленные крикливые разговоры>. Все поздравляютъ другъ друга съ чемъ то, пристаютъ другъ къ другу съ виномъ, говорятъ другъ другу речи. Глаза разгораются, голоса становятся крикливее, громче, глаза слезятся, люди <то обнимаются>, то умиляются, то храбрятся, то обижаются — все говорятъ, никто не слушаетъ другихъ.[502] Къ вечеру некоторые спотыкаются, падаютъ, некоторые засыпаютъ, некоторыхъ уводятъ и держатъ те, которые еще въ силахъ, и некоторые валяются и корчатся, какъ больные холерой, наполняя воздухъ алкогольнымъ, смешаннымъ съ едой, зловонiемъ.

Что же это случилось? Ничего не случилось. Въ объясненiе этаго удивительнаго явленiя вамъ ответятъ только:

— А какже! Престолъ, храмовой праздникъ.

Въ одномъ месте Знаменье, въ другомъ Введенье, въ 3-мъ 10-я пятница, въ 4-мъ Казанская. Спросите, что значитъ Знаменье или Казанская, едва ли изъ 100 празднующихъ вы получите что-нибудь похожее на ответъ отъ однаго. Знаменье и кому, кто Казанская, никто не знаетъ. Знаютъ одно, что престолъ и надо гулять. И ждутъ этаго гулянья и после тяжелой трудовой жизни рады, дорвавшись до этаго гулянья. Несчастный, заблудшiй, дикiй необразованный заброшенный народъ. И вы говорите про народъ, про его нравственность, его воззренiя, слышатся разговоры среди насъ людей высшаго образованiя, разве можно говорить про нравственность и воззренiя животныхъ, это существа, напивающiеся при каждомъ удобномъ случае, подъ предлогомъ престола и т. п. Это существа, стоящiе на пределахъ животнаго. Не даромъ оставлена для нихъ розга и проэктируется распространенiе этаго средства управленiя этими существами.

Слышишь эти разговоры, знаешь постоянное отношенiе или презренiе или съ высоты величiя своего образованiя, соболезнованiе нашего сословiя къ этимъ полузверямъ, и вдругъ приходить 12 Января, и цветъ просвещенiя, все считающее себя самой квинтэссенцiей образованiя <собирается по трактирамъ и> празднуетъ свой праздникъ такъ, какъ свойственно праздновать не полузверямъ, а самымъ образованнымъ людямъ.

Положимъ, что поводъ празднества день св. Татьяны, также мало связываетъ съ праздникомъ, какъ и знаменье или Казанская, и только есть поводъ къ тому, чтобы напиться, но разница большая.

Во-первыхъ, образованные люди начинаютъ есть и пить не въ 11 часовъ, а въ 5 и 6, во-вторыхъ, едятъ не стюдень и лапшуг а креветы, сыры, потажи, филеи и т. п., и пьютъ не одну сивуху, какъ полузвери, а водки усовершенствованныя разныхъ сортовъ, и вины сухiя и мокрыя, крепкiя и слабыя, горькiя и сладкiя, белыя и красныя, и шампанское и fine champagne; едятъ не на 20 копеекъ, какъ звери, а на 6 и больше рублей, а пьютъ и на 20 и больше. Въ-третьихъ, говорятъ образованные люди не речи о томъ, что они проздравляютъ и любятъ другъ друта и кумовей, а о томъ, что они любятъ alma mater и такiя вещи, которыя они не только не любятъ, но которыя и любить нельзя, потому что нельзя понимать. Въ 4-хъ, образованные люди, когда падаютъ, то не падаютъ въ грязь, а на бархатные диваны, на которые ихъ относятъ лакеи. Полузвери выходятъ на улицу, чтобы освободить желудокъ, образованные делаютъ это и въ комнатахъ въ фарфоровые лоханки. Въ 5-хъ,[503] что образованные люди празднуютъ не на улице на виду людей, а въ закрытыхъ помещеньяхъ, где нельзя ихъ видеть во всей ихъ праздничной красоте. Въ 6-хъ, звери, напившись пьяны, всегда просятъ прощенья <и всегда> чувствуютъ, что они делаютъ скверно, образованные же люди гордятся своимъ пьянствомъ, радуются на это, съ удовольствiемъ готовятся къ этому, поминая прошлогоднiе подвиги.

Нетъ, въ самомъ деле ведь это ужасно. Ужасно не то, что все то, что считаетъ себя цветомъ образованiя считаетъ, что ничемъ оно лучше не можетъ ознаменовать память о своемъ этомъ образованiи, какъ темъ, чтобы собраться поглотить въ желудки произведете труда людскаго на десятки тысячъ рублей[504] и часовъ 10 сряду сидеть, есть, пить, курить и врать, и не то ужасно, что старые люди, професiональные учителя молодежи[505] поощряютъ отравленiя алкоголемъ молодыхъ людей, такое отравленiе, которое по даннымъ ихъ же науки, какъ отравленiе ртутью, никогда не проходитъ безследно на всю последующую деятельность организма, не то ужасно, что люди, находящiеся въ обладанiи всего того, что сделало человечество для своего сознанiя, считаютъ похвальнымъ одурять самихъ себя, ужасно то, что эти люди, которые послезавтра съ заплетающимся языкомъ и опьяненными глазами будутъ лопотать всякiй вздоръ, что для большинства людей нашего времени эти то люди суть учителя жизни нашего времени. Ужасно то, что эти люди такъ затуманили людей и самихъ себя, что имъ совершенно искренно кажется, что они, делая то, что делаютъ, могутъ продолжать соболезновать о невежественномъ, грубомъ народе, могутъ поучать его и что ихъ жизнь не имеетъ въ себе ничего подобнаго тому, въ чемъ они укоряютъ народъ.

Ужасно то, что эти люди[506] не могутъ оглянуться на себя разумно и. не могутъ предъявлять къ себе нравственныхъ требованiй, потому что считаютъ себя образованными, нрав[ственными?], т. е. непогрешимыми. Ужасно то освобожденiе отъ всякихъ нравственныхъ простыхъ жизненныхъ требованiй, которое допустило для себя во имя такъ называемого просвещенiя известное сословiе людей. Пользованiе проституцiей <умеренный развратъ>, роскошью всякаго рода, возбуждающiя зрелища, театръ, обжорство, куренiе, пьянство, требованiе услугъ людей всякихъ сортовъ рабовъ, всякаго рода симонiя, все это съ поразительной наивностью признается совершенно совместнымъ съ хорошей нравственной жизнью.

Какой нибудь особенный развратъ,[507] особенное воровство, да и то не везде считается развратомъ. А то, чтобы человеку пообедать, выпить, поехать на рысаке, въ театръ и еще куда-нибудь, это только самое невинное удовольствiе. Отъ этого то дошло дело до того, что безобразнейшая оргiя,[508] въ которой спаиваются юноши стариками, оргiя ежегодно повторяющаяся, никого не оскорбляетъ и никому не мешаетъ похмелившись после 12-го Января продолжать за стаканомъ вина и съ папиросой] о нравственности высокой говорить.[509] Гадко это и стыдно это.

Есть и всегда были и будутъ чистыя дети, съ нетронутой чистотой переходящiе въ юность. Эти юноши знаютъ и чувствуютъ, что[510] всякая нечистота телесная, всякiя возбуждающiя зрелища, всякiе одурманивающiе напитки и куренья, затуманивающiя совесть, есть безнравственность, что для нравственной жизни нужно не слова и речи говорить за стаканомъ вина, а нужно самое простое — прежде всего воздерживаться отъ женщинъ, объяденiя, роскоши, вина, куренья.

Юноши знаютъ это въ глубине души, но какъ имъ устоять беднымъ, когда те самые учителя ихъ, которыхъ имъ велятъ уважать, которымъ имъ велятъ подражать, учатъ ихъ, что это все мелочи, это все пустяки, есть нечто важнее. Господа, ведь вы знаете, что ничего лучше и важнее нетъ чистоты телесной и духовной, что ничего ведь вы не нашли, что бы вамъ заменило ее. Вы знаете, что вся ваша риторика съ этой пошлой alma mater васъ самихъ не трогаетъ даже и въ полпьяна и что вамъ нечего дать юношамъ въ заменъ ихъ чистоты. — Такъ не развращайте ихъ, не путайте ихъ. А знайте, что какъ было Ною, какъ есть всякому мужику, такъ точно есть и будетъ всякому распропрофесору не то что напиться такъ, чтобъ говорить глупо[сти], но возбудить себя даже рюмкой вина гадко и стыдно.

Но если ужъ вамъ такъ хочется этаго, то знайте, что это стыдно, и потому делайте это потихоньку, а не съ гордостью и уверенностыо, что такъ надо. Это стыдно и гадко.

 

Сноски


499. После пунктира зачеркнуто: Мы такъ привыкли. Людямъ свойственно привыкать къ поступкамъ.


500. Зачеркнуто: соберется цветъ образованiя и просвещенiя, профессора, студенты и во имя образованiя и просвещенiя будутъ есть, пить, курить и врать. Поглощено будетъ желудками трудовъ людскихъ въ форме всякихъ гастрономическихъ и алкогольныхъ продуктовъ на десятки тысячъ рублей, сотни, пожалуй, тысячи людей молодых и старыхъ приведутъ себя въ скотское состоянiе, подвергнутся тому отравленiю,которое, по даннымъ науки, никогда не проходить совершенно.

Бывало едешь дорогой на почтовыхъ и едешь черезъ поля и село, везде люди, какъ люди, работаютъ и отдыхаютъ. И вдругъ прiезжаешь въ одну деревню и cpaзy


501. Зач.: начинаютъ, некоторые до обеда, а большинство во время и после него.


502. Зач.: говорятъ, все кажутся довольными и подъ конецъ.


503. Зачеркнуто: дворе


504. Зачеркнуто: напиться пья[но]


505. Зач.: профессора содействуютъ


506. Зач.: наивно счита[ютъ]


507. Зач.: убiйство


508. Зачеркнуто: ежегодно


509. Зач.: Но время это проходить. Было время, когда можно было делать эстетическiе афинскiя вечера и зарождаются и есть люди съ простыми и ясными требованiями нравственности отъ себя и другихъ. И,


510. Зач.: блескъ нравственность


 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: