Монополистическая конкуренция




Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предполагает небольшую, но не идентичную продукцию. Монополистическая конкуренция предполагает взаимосочетание двух рыночных структур – чистой конкуренции и чистой монополии. Входные барьеры практически отсутствуют. Однако, все фирмы отрасли располагают определенными возможностями изменять цену производимого ими товара, товар., который имеет существенные различия от товаров, выпускаемыми другими фирмами.

Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром: она может повышать или понижать цену на него в зависимости от действия конкурентов. Но эта власть носит ограниченный характер, определяемый как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль.

Кроме того, каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка.

Тайный сговор между фирмами невозможен, в силу их достаточно большого качества. НО, дифференциация продукта может быть результатом мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки, использования торговых знаков и проч.

Основные черты монополистической конкуренции:

- число фирм велико, но меньше, чем при чистой конкуренции;

- продукт дифференцирован;

- степень контроля над ценой ограничена относительно большим количеством фирм;

- вступление в отрасль сравнительно легкое;

- нет потребности в крупном капитале, хотя затраты на рекламу и проч. существенны;

- присутствует ценовая и неценовая конкуренция.

 

 

Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

При монополистической конкуренции фирмы сталкиваются с падающим спросом, который позволяет фирма получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.

  1. Оптимальный выпуск в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде.

dd – кривая спроса

MR – предельный доход

MC – предельные издержки

AC – средние издержки

P1КОАС – прибыль

П = (Р1 – АС) * Q1

Условие максимизации прибыли

МС = MR

 

 

2.Убытки фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочный период.

dd – спрос

MR - предельный доход

AC - средние издержки

MC – предельные издержки

ACOKP – убытки (АС – Р2) * Q2

 

 

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками.

 

В долгосрочном периоде у фирм, действующая в условиях монополистической конкуренции, существует тенденция к получению нормальной прибыли, т.е. к безубыточности. Цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме Q3.

 

dd – спрос

MR - предельный доход

AC - средние издержки

MC – предельные издержки

MC = MR, а Р = АС – условие получения

нормальной прибыли, равновесие

отдельной фирмы в отрасли в

долгосрочном периоде.

 

 

При получении прибыли в краткосрочном периоде можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, т.к. вступление в отрасль достаточно простое. Когда новые фирмы войдут в отрасль, кривая спроса опустится и станет более эластичной, так как теперь каждая фирма обладает меньшей долей совокупного спроса и сталкивается с большим числом близких заменителей продуктов. Это приводит к исчезновению экономических прибылей, и исчезают стимулы вступления в отрасль еще большего числа фирм. В случае убытков в краткосрочном периоде можно ожидать, что произойдет массовый выход фирм из отрасли в долговременном периоде.

 

Издержки монополистической конкуренции:

- не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни высокой производственной эффективности;

- цена превышает МС, что указывает на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые можно было бы произвести с использованием тех же ресурсов;

- фирмы должны назначать более высокую цену (по сравнению с конкурентной) в долгосрочном периоде, чтобы добиться нормальной прибыли.

Преимущества: дифференциация продукта и его использование, что ведет к более полному удовлетворению запросов потребителя.

Монополистическая конкуренция побуждает в результате неценовой конкуренции заниматься совершенствованием продукта, что позволяет поддерживать высокое качество и получать прибыль.

 

Несовершенная конкуренция.

 

1). Основные типы

 

естественная

-монополия

искусственная

- олигополия

- монополистическая конкуренция

Кривая спроса является убывающей, и объем продаж можно увеличить за счет снижения цены в результате доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого.

       
   

 

 


2). Оптимальный выпуск для фирмы – монополиста MR = МС условие максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Пока MC < P, производство будет осуществляться.

 

3). Убытки фирмы – монополиста на краткосрочном интервале кривая спроса находится ниже кривой средних совокупных издержек; спрос недостаточен для того, чтобы фирма – монополист получала прибыль.

 

 

4). Прибыль фирмы монополиста: условие цена > минимального возможных средних совокупных издержек Pr = (P-min AC) * Q.

       
   

 


Монополия – один продавец, много покупателей.

Монополист – единоличный продавец, следовательно, он вне конкуренции, если не существует узких товаров – заменителей.

В большинстве случаев монополист принимать во внимание то обстоятельство, что мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценах спрос возрастает. Следовательно, если он хочет продавать больше, он должен понижать цену. Это касается в первую очередь товаров, от которых покупатель может отказаться в пользу товаров – заменителей (эласти. спрос.)

  Продавцы Покупатели
Монополия Федер. почта в качестве посредника Много телефонных абонентов
Ограниченная монополия Изготовитель спец. мед. оборуд. Несколько больниц
Двусторонняя монополия Один изготовит одну часть к легков. автомоб. авто предприятие
Монопсония Множество строительных организаций Государство строит казармы

 

Продавец ведет себя как монополист, когда он рассчитывает на то, что его продажи зависят только от установленной им цены, а не от цен остальных продавцов.

 

Условия монополии:

 

1). Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара – монополистом. Фирма – монополист олицетворяет собой отрасль.

2). Производимый монополией товар является особым и не имеет близких заменителей. Поэтому, спрос на товар Х при изменении цен на другие товары других отраслей практически не изменяется.

3). Отсутствие какой-либо конкурентной борьбы, в отрасль невозможен вход других фирм.

 

Простая монополия

Монополист, стремящийся получить максимальную прибыль, будет устанавливать цену и количество товара, совместимые с условиями спроса на этот товар из его кривой издержек.

Спрос рассматривается как совершенно не эластичный:

если он поднимет цену, то потеряет часть клиентов;

если он снизит, то сможет продать больше.

Экономист А.Курно, изучая поведение продавца в условиях совершенно не эластичного спроса, показал, что наибольше выгодный объем производства и наиболее выгодная цена достигаются, когда предельный доход = предельным издержкам.

MR = МС.

В отличие от совершенной конкуренции при монополии всякая дополнительная продажа влечет понижение цены, которое сказывается на всех других проданных единицах товара.

Таким образом, полученный монополистом дополнительный доход ниже суммы доходов, потерянных вследствие понижения цен на другие единицы товара.

Например,

Допустим монополист продает 7 ед. по 50 руб., а чтобы продать 8 единицу надо цену снижать до 49 руб., но 8 ед. не принесет ему 49 руб., т.к. надо всю партию продать по 49 руб., таким образом потеряется 7 руб. а предельный доход за 8 единицу составит 42 руб., т.е. монополист получит максимальную суммарную прибыль увеличив количество, но теряя в удельной прибыли на единицу продукции.

Поэтому, как бы не хотелось монополисту назначить максимальную цену, он ограничен в своем решении в силу:

1. не эластичности спроса (цена зависит от спроса и имеет конкретную величину);

2. возможным появлением конкурентов (допустим он монополист на уровне региона, где транспортные издержки тормозят конкурентов).

Монополист стремится установить такую цену, которая была бы ему выгодна и обеспечивала прибыль на длительный период, но, избегая того, чтобы эта цена могла способствовать появлению конкурентов.

 

 

Существует ошибочное мнение, что монополист всегда имеет прибыль, хотя это во многом зависит от объективной рыночной ситуации: изменение спроса увеличивает издержки из-за увеличения цены на ресурсы. Монополист может нести убытки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: