Лабораторная работа № 1
Диагностирование электронных блоков управления
Цель работы: ознакомиться с устройством и принципом дей-
ствия системы самодиагностики электронных систем управления,
систем обратной связи, методами работы с ними.
Организация рабочего места: техническая документация, ис-
точник питания с напряжением 12 В, действующая система управ-
ления двигателем GM, цифровой осциллограф, цифровой набор
слесарного инструмента, сканирующий тестер.
Общие положения
Одной из важных функций, осуществляемой блоком управления,
является непрерывная самодиагностика как входных и выходных
цепей компонентов, так и некоторых функций внутреннего состоя-
ния системы [7]. В современных блоках управления осуществление
функций самодиагностики занимает до 50 % ресурсов микропрцес-
сора. В случае нахождения неисправностей в какой-либо цепи
(например, отсутствие или несоответствие заданному уровню сиг-
нала какого-либо датчика) микрокомпьютер записывает соответ-
ствующий данной неисправности цифровой код в специальную об-
ласть памяти, для того чтобы получить информацию о характере
неисправности, необходимо осуществить «считывание» кода из па-
мяти компьютера. В более ранних системах это можно сделать пе-
реводом компьютера в режим выдачи диагностических кодов по-
средством вспышек индикаторных ламп.
Текущий контроль датчиков. Для того чтобы удостовериться в
наличии нормального напряжения питания и в том, что выходной
сигнал датчика находится в допустимых пределах (например, для
температурного датчика это диапазон между –40 и +150 °С), работа
датчиков отслеживается встроенными диагностическими устрой-
ствами. В том случае, когда величина сигнала, поступающего в
блок управления от какого-либо датчика, или совокупность сигна-
лов от различных датчиков отличается от требуемых значений,
микропроцессор анализирует создавшуюся ситуацию. В результате
выявляются дефекты датчиков и исполнительных устройств, обры-
вы и короткие замыкания в электропроводке. Эти данные записы-
ваются в память и одновременно включаются соответствующие ин-
дикаторы, предупреждающие водителя. Кроме того, эта информа-
ция для долговременного хранения может быть записана в память с
собственным источником питания, для просмотра с помощью спе-
циальных приборов, получивших название «сканирующие тесте-
ры».
Сигналы наиболее важных датчиков, насколько это возможно,
дублируются. Это означает, что в случае нарушения работы может
быть использован другой подобный сигнал, или может быть выпол-
нено два-три выбора.
Определение неисправностей осуществляется в пределах специаль-
ной области слежения за работой датчиков. В случае систем с про-
граммами обратной связи, например, контроль давления, можно также
диагностировать отклонение от данного диапазона регулирования.
Путь прохождения сигнала может считаться неправильным, если
неисправность присутствует больше заданного периода времени. Ес-
ли однажды этот период был превышен, то неисправность сохраняет-
ся в памяти ЭБУ вместе с параметрами условий, при которых она
случилась (например, температура охлаждающей жидкости, частота
вращения коленчатого вала двигателя и др.). Для многих неисправ-
ностей возможна повторная проверка датчика, если путь прохожде-
ния данного сигнала будет определен при отслеживании как не име-
ющий неисправности в рассматриваемом периоде времени.
Если выходной сигнал датчика выходит за допустимые пределы,
то происходит переключение на значение сигнала по умолчанию.
Эта процедура используется применительно к следующим входным
сигналам:
– напряжению аккумуляторной батареи;
– температуре охлаждающей жидкости, воздуха на впуске, мо-
торного масла;
– давлению наддува;
– атмосферному давлению и расходу воздуха на впуске.
В случае нарушения важных для движения функций осуществ-
ляется переключение на заменяющие функции, которые позволяют
водителю доехать, например, до автосервиса.
На панели приборов автомобилей, оборудованных данной си-
стемой впрыска топлива, установлена лампа индикации неисправ-
ностей «CHECK ENGINE». Она светится при наличии каких-либо
ошибок в работе системы впрыска и указывает на необходимость
проведения диагностики и устранения неисправности. В памяти
ЭБУ управления запоминается двухразрядный код ошибки (12-99),
который индицируется этой лампой при инициализации режима
вывода кодов самодиагностики. Стирание кодов ошибок в памяти
EСМ происходит при отключении питания. Для этого необходимо
при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму акку-
муляторной батареи, либо снять разъем ЭБУ на 10–15 с. После сти-
рания ошибок самодиагностику нужно проводить не менее чем че-
рез 10–20 мин эксплуатации автомобиля (лучше на разных нагруз-
ках), после последнего отключения аккумуляторной батареи.
Порядок выполнения работы
Определить положение диагностического разъема. Определить
расположение выводов в разъеме в соответствии с рис. 3.1.
Рис. 3.1. Вид диагностического разъема:
A – заземление; B – инициализация диагностики F T.C.C. (может не быть);
H – скорость обмена данных; M – последовательный код
Для инициализации режима выдачи кодов диагностики необхо-
димо при выключенном зажигании замкнуть между собой контакты
А и В диагностического разъема или контакт В на корпус автомо-
биля и включить зажигание не запуская двигатель. Код неисправно-
сти высвечивается лампой «CHECK ENGINE» в последовательном
виде: сначала старший разряд, затем (после паузы) младший.
Например: вспышка, пауза, вспышка, вспышка будут соответство-
вать коду «12» – работоспособность самодиагностики.
При инициализации данного режима индикатор сначала три раза
подряд выдаст код «12» и далее трижды каждый код неисправно-
сти. Если в начале теста не выводится код «12», значит неисправ-
ность в самом ЭБУ. Перечень кодов неисправностей представлен в
табл. 3.1.
Таблица 3.1
Коды ошибок (неисправностей) ECM «General Motors»
|
Система управления впрыском постоянно совершенствуется, в
таблице могут отсутствовать некоторые коды неисправностей. Сле-
дует отметить, что прочитанные коды ошибок не всегда однозначно
указывают на конкретную неисправность. После проведения чтения
ошибок требуется поэлементная проверка неисправного элемента.
После устранения неисправностей сделать заключение о данной
работе. Все полученные результаты измерений заносятся в журнал
наблюдений (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Результаты измерений
Произвести чтение кодов ошибок и отметить в отчете.