Содержания профессиональной образовательной программы по философии
Для специальностей экономики и управления
составитель: доктор философских наук, профессор А.А. Исаев
Основная учебная литература
[1] Философия: Учебник. – 2-е (3-е) изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: ТОН – Остожье, 2001. – 704 с.
[2] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – 445 с. (сер. Humanitas).
[3] История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 1. Философия древности и средневековья. – М., 1996; Кн. 2. Философия XV–XIX вв. – 2-е изд. – М., 1998; Кн. 3. Философия XIX–XX вв. – М., 1998; Кн. 4. Философия XX в. – М., 1999.
[4] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 1. Античность. СПб., 1994; Т. 2. Средневековье. – СПб., 1994; Т. 3. Новое время. – СПб., 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.
[5] Современная западная философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн.: Высшая школа, 2000. – 493 с.
Справочная литература
Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.
Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.
История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с.
Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – 2-е изд. – М.: ТОН – Остожье, 1998. – 544 с.
Дополнительная литература
Ахутин А.В. Тяжба о бытии. – М., 1996.
Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. – В 2 т. – Т. 1. От Возрождения до Просвещения; Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – В 3 кн. – Кн. 1. – СПб., 1993; Кн. 2. – СПб., 1994; Кн. 3. – СПб., 1994.
Декарт Р. Сочинения. – В 2 т. – Т. 1. – М., 1989; Т. 2. – М., 1994.
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – СПб., 1998.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – 2-е изд. – М., 1986.
Кант И. Критика чистого разума // Его же. Соч. – В 8 т. – Т. 3. – М., 1994.
Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте: Психологическая топология пути. – М., 1995.
Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. – М., 1996.
Ницше Ф. Сочинения. – В 2 т. – М., 1990.
Платон. Собр. соч. – В 4 т. – М., 1990–1994.
Рассел Б. История западной философии. – В 2т. – М., 1993.
Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. – От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М., 1989.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сб. / Под ред. А.Л. Доброхотова. – М., 1991.
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Сост. А.В. Михайлова. – М., 1993.
Учебные и методические издания преподавателя
Философия: Учеб. пособие для студентов заочного отделения экономического факультета. – Сургут: Сургутский гос. ун-т, 1999;
Онтология мысли: Введение в философию М.К. Мамардашвили: М-лы для курса по выбору: Учеб. пособие. – Сургут: Сургутский гос. ун-т, 1999;
Философия. Культурология. Политология: М-лы для установочной сессии студентов заочного отделения: Учеб.-метод. пособие. – Сургут: Сургутский гос. ун-т, 2002;
Апория преемственности: История философии. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005;
Робинзонада versus Диалог. Онтология и теория культуры. Учеб. книга по культурологии: Учеб. пособие. – Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т, 2006.
ТЕМЫДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА
1. Термин «философия». Множественность пониманий философии.
2. Проблема изложения истории философии. Источники в истории философии.
3. Проблема начала всех вещей (проблема arche) в античной философии. Основные «решения» проблемы arche: Гераклит, Пифагор, Демокрит. «Беспредельное» («апейрон») в философии Анаксимандра.
4. Рождение идеи Бытия (Парменид).
5. Движение софистов и переориентация предмета философского поиска (космос – душа как сущность человека). Диалектический метод Сократа.
6. Платон и Аристотель. Обоснование метафизики. Проблема философского метода и критерии знания.
7. Философские школы поздней античности: киники, эпикурейцы, стоики, скептики.
8. Фундаментальные библейские идеи и их философское значение.
9. История средневековой философии. Апологетика, патристика, схоластика.
10. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.): предметно-методологическая специфика, основные персоналии, социокультурный контекст. Ф. Бэкон: основоположения эмпиризма. Р. Декарт: основные правила научного метода.
11. Представления просветителей о человеке и обществе: теория разумного эгоизма и концепция общественного договора.
12. «Критика чистого разума» И. Канта: основные идеи.
13. Философия Духа Г. Гегеля
14. Постклассическая философия XIX в.: А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор.
15. Основные проблемы и дискуссии в философии России кон. XIX – XX вв.: общая характеристика.
16. Предметно-методологические особенности современной западной философии: общая характеристика предмета и метода философского познания на материале новейших (2-я пол. XX века) направлений европейской философии».
17. Становление и парадигмальные рамки современной западной философии (СЗФ). Плюрализм как методологический принцип СЗФ.
Требования к оформлению письменного отчета
Отчет по темам теорминимума выполняется от руки (а не на компьютере). Общий объем 24 рукописных страницы.
Основные содержательные элементы отчета:
1) титульный лист (здесь приводится название учебного заведения; заголовок «Теоретический минимум содержания профессиональной образовательной программы по философии для специальностей экономики и управления»; данные об авторе – Ф.И.О., номер группы и название специальности);
2) лист «Содержание» (здесь приводится список всех 17-ти тем);
3) Изложение тем (здесь вновь приводится формулировка темы; на каждую тему отводится от 1 до 1,5 страниц рукописного текста; в конце изложения каждой темы – вывод объемом 4-5 строк);
4) Список использованной литературы.
При отсутствии неотработанных желтых и красной карточки, письменный отчет + краткое собеседование по темам теорминимума дают возможность, независимо от количества пропусков, получить за экзамен оценку «3», но не более. Письменный отчет сдается в день экзамена.