Методика преподавания русского языка как теория формирования языковой речевой компетенции обучения




Лекция 1

План:

1) Традиции и новаторство в методике обучения. Предмет и задачи методики.

2) История развития методики русского языка.

3) Связь методики русского языка с логикой, языкознанием, психолингвистикой, педагогикой, психологией, философией, дидактикой.

4) О коммуникативных направлениях преподавания русского языка.

5) Методы исследования в методике преподавания русского языка.

6) Значение курса методики преподавания русского языка в высшей и средней школе.

 

В каждой науке, теоретической или прикладной, есть фонд основных идей, которые накапливаются медленно, в течение десятилетий и которые столь же долго сохраняют свое основополагающее значение.

Методика русского языка как наука стала складываться в середине XIX века. У ее истоков стояли Ф.И. Буслаев и К.Д. Ушинский. Труд Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 год) положил начало научному подходу к методам и приемам обучения русскому языку, являлся первой серьезной попыткой определения содержания лекционного обучения русскому языку, обеспечить необходимое соответствие между лекционным преподаванием русского языка и состава лингвистической науки, установить зависимость между методами изучения и спецификой предмета. Ф.И. Буслаев первый в нашей методике сформулировал мысль о том, что нельзя изучить грамматику русского языка отдельно от литературы, от развития речи. Грамматика, по его словам, должна быть прибавлением к чтению, к письменным и словесным упражнениям.

Принцип неразрывной связи чтения с изучением грамматики до сих пор остается в силе, постоянно развивается и совершенствуется. Он также выявил методические положения:

· О значении преподавания русского языка для духовного формирования юношества;

· Об изучении частей речи на синтаксической основе;

· О необходимости сопровождения занятий по грамматике грамматическим разбором.

К.Д. Ушинский разработал основополагающие принципы обучения русскому языку. Он разработал методические положения:

· О воспитательном и образовательном направлении русского языка;

· О неразрывной связи между обучения грамматике и развития логического мышления;

· О систематическом и сознательном изучении грамматики.

Положение о том, что в преподавании русского языка необходимо сосредотачивать внимание на решении трех задач:

1) На развитии дара слова;

2) На усвоении ими форм, выработанных народом и литературой;

3) На усвоении грамматики.

Почти сто лет назад В.П. Шелеметевским высказана мысль о том, что от общего развития ученика зависят его успехи по русскому языку и даже его грамотность. Особенно актуальной стала эта проблема с широким экспериментом Л.В. Занкова и разработкой новых программ и нового учебного плана.

Ряд бесспорно ценных методических положений был высказан Д.И. Тихомировым. Он рекомендовал обучать детей применению правил на письме, используя специальные приемы, разлагая сложную умственную деятельность на действия более простые и обрабатывая их в отдельности.

А.М. Пешковский был зачинателем многих современных традиций в методике русского языка. Он определил ведущую роль грамматики при обучении русскому языку. Особенно много сделал он для разрешения вопросов синтаксиса в школьном курсе русского языка. Впервые включены в программу учения об обособлении, словосочетании, интонационного анализа при обучении пунктуации. Он разработал метод наблюдения при обучении. Особенную значимость приобретает этот метод в современных условиях. Обновляющееся содержание ведет к изменению в приемах обучения. В 1959 в программе по русскому языку был введен раздел по развитию речи. Он заставил начать серьезную перестройку и методики преподавания в целом.

Определяющим для методики является собственные законы, логика ее внутреннего развития, тесно взаимодействие с практической массовой школы. Методика приходит к тем или иным достижениям тогда, когда она подготовлена к новому успеху как теоретически, так и практически (готовность школы принять, освоить методическое новшество). Из научно методических исследований методика берет лишь то, к чему она подготовлена. Несвоевременными были, например, в начале 60х годов попытки освоить программированное обучение. Методика в своем развитии проходит определенные этапы, сосредотачивая внимание не сразу на всех сторонах обучения русскому языку, а то углубляясь в частные вопросы преподавания, то обращаясь к общим проблемам. К концу 50х-60х годов повысился интерес к разработке общих вопросов методики: к эффективности урока, его структуры, в настоящее время поиску методов и приемов формирования речевой компетенции.

Цели и задачи методики

Общие понятия о методике. Методика преподавания русского языка представляет собой педагогическую науку. Она изучает процессы обучения родному языку и обеспечивает реализацию педагогических приемов и методов обучения.

Предметом методики является процесс обучения русскому языку. Обучение включает в себя: 1)содержание обучения, т.е. языковой материал;

2)деятельность учителя подбору и подачи материала ученикам;

3)деятельность учащихся по усвоению знаний.

Результат обучения тоже входит в понятие предмет методики.

Мы можем говорить о методической системе обучения, когда в наличии имеются принципы, которые руководствуется учитель, когда отобрано содержание обучения, определены методы, найдены приемы и обеспечены средства.

Методика решает следующие задачи:

1)»зачем изучать», т.е. определять цели обучения;

2) «чему изучать» т.е. определено содержание (обоснование и составление программы учебников; знание и умение языку, критерии их выявления и оценки);

3) «как учить». Разработка методов и приемов, конструирование урока, методические пособия и оборудования;

4) как контролируется усвоенное, т.е. критерии оценки и методы контроля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: