Понятие стратегии
Любое предприятие выполняет главную экономическую функцию, заключающуюся в удовлетворение нужд потребителей, через посредство своих товаров и услуг.
Cистемный подход определяет смысл существования предприятия как стремление искусственной системы к равновесию природных естественных систем. Такое равновесие открытая система достигает с помощью обеспечения внутреннего и внешнего равновесия (рис. 2.1.). Внешнее равновесие предприятие достигает стратегией бизнеса, внутреннее - организационной концепцией.
Стратегия бизнеса - правила, на основании которых предприятие строит свои отношения с внешней средой, на основании которых определяет какие виды продукции и технологии оно будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои товары и услуги, каким образом добиваться превосходства в конкуренции.
Организационная концепция - правила, на основании которых предприятие устанавливает отношения внутри организации, технологию процесса управления, а также определяет систему оценочных показателей деятельности, критерии и методы их оценки.
Рис.2.1. Составляющие стратегии предприятия и их взаимосвязь
Для того, чтобы успешно противостоять среде в условиях рыночных отношений, сложность и быстрота принятия решений на предприятии должны соответствовать сложности и быстроте изменений, происходящих в среде.
Иерархия стратегий предприятия
Деятельность любого предприятия имеет многоцелевой характер (удовлетворение запросов потребителей, рост объемов продаж, прибыли, дивидендов, заработной платы и т.д.). Иерархия целей предполагает иерархию стратегий и их объединение в общую стратегию социально-экономического развития предприятия.
Базовая предпринимательская стратегия формулируется на основе миссии фирмы и вытекающих из нее целей, а затем подразделяется на функциональные стратегии в соответствии с различными отделами или функциями предприятия.
Рис. 2.2. Иерархия стратегий
2.3. Процесс стратегического планирования
Общий алгоритм процесса стратегического планирования представлен на рисунке 2.3.
Планирование специфично в трех отношениях:
· Планирование - это предварительное принятие решений;
· Потребность в планировании возникает тогда, когда достижение желаемого состояния зависит от целого ряда взаимозависимых решений;
· Процесс планирования направлен на достижение такого состояния предприятия в будущем, которое желательно, но без специально прилагаемых усилий не достигается. Планирование является непрерывным процессом, следовательно, никакой план не является окончательным, а всегда остается объектом для пересмотра.
2.3.1. Характерные элементы комплексного плана предприятия.
1. Результаты: определение целей и задач;
2. Средства: выбор политик, программ, процедур и способов действий, служащих достижению целей и выполнению задач;
3. Ресурсы: определение видов требуемых ресурсов, их количества, а также того, как их произвести и как их распределить;
4. Внедрение: построение процедур принятия решений и способов их организации для выполнения;
5. Контроль: разработка методики предсказаний обнаружения ошибок плана и его срывов и их устранения.
Рис.2.3. Процесс стратегического планирования