МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По организации самостоятельной работы студентов
По дисциплине «История»
для специальности СПО:
Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Программа подготовки – базовая
Заочная форма обучения.
Рассмотрено на заседании ЦМК ________________________
Протокол № ___ от «_____»______________ 20 г.
Председатель ЦМК __________________________________
Преподаватель: Василитченкова А.Н.
Содержание методических указаний.
Аннотация. 3
Пояснительная записка 3
3. Вопросы к зачету 7
4. Рекомендуемая литература 7
АННОТАЦИЯ
Учебно – методическое пособие для самостоятельной работы студентов-заочников содержит темы для самостоятельного изучения, вопросы для самопроверки, вопросы к дифференцированному зачету, список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсы. Предназначено для студентов-заочников специальности СПО: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Самостоятельная работа по Истории проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
История относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.
Цели и задачи учебной дисциплины:
знать/понимать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
· основные исторические термины и даты;
уметь:
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых историческихпроцессов и явлений;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
. По истории используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов;
для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.
Исходя из этого, цель настоящего пособия – оказание помощи в углублении и систематизации знаний по истории. Закрепить самостоятельно полученные знания и умения по дисциплине.
Таблица 1
Тематический план самостоятельной работы обучающихся
по учебной дисциплине «История»
Тема по программе дисциплины | Всего часов | В том числе: | |
Тип самостоятель-ной работы (уровни освоения учебного материала) | Форма контроля | ||
1. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
2. Начало социальной жизни. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
3. Родовая община. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
4. Неолитическая революция. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
5. Культура и религия Древнего мира. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
6. Арабо-мусульманская цивилизация. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
7. Византийская империя. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
8. Империя Карла Великого и ее распад. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
9. Феодальная раздробленность в Европе. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
10. Образование Древнерусского государства. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
11. Русь и ее соседи в XI-XII вв. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
12. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
13. Борьба Руси с иноземными завоевателями. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
14. Образование единого Русского государства. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
15. Становление абсолютизма в европейских странах. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
16. Колониальная экспансия европейцев. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
17. Революции XVIII в. И их значение. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
18. Развитие европейской культуры и науки в XVII-XVIII веках. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
19. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
20. Россия в правление Ивана Грозного. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
21. Смута в России начала XVII в. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
22. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
23. Народные движения в XVII веке. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
24. Становление абсолютизма в России. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
25. Внешняя политика в XVII веке. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
26. Россия в эпоху петровских преобразований. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
27. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
28. Народные движения в XVIII веке. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
29. Внутренняя и внешняя политика России в середине – второй половине XVIII века. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
30. Русская культура в XVIII веке. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
31. Становление гражданского общества. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
32. Движение за эмансипацию женщин. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
33. Формирование классической научной картины мира. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
34. Создание колониальных империй, формы их организации. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
35. Судьба Индии в «короне» Британской империи. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
36. Попытки модернизации в Османской империи. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
37. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
38. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица» . | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
39. Правление Александра I. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
40. Отечественная война 1812 г. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
41. Восстание декабристов. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
42. Правление Николая I. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
43. Отмена крепостного права. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
44. Эпоха «великих реформ». | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
45. Консервативный курс Александра III. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
46. Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
47. Интеллектуальная и художественная жизнь России XIX в. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
48. Международные отношения в начале XX в. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
49. Научно-технический прогресс на рубеже XIX-XX вв. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
50. Первая мировая война | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
51. Страны Мира в 20-30 годы. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
52. Международные отношения в 20-30 годы XX века. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
53. Культура в первой половине XX века. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
54. Мир в конце 30-х годов. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
55. Первый период Второй мировой войны. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
56. Второй период Второй мировой войны. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
57. Значение победы над фашизмом | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
58. Возникновение биполярного мира. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
59. Россия в начале XX века. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
60. Российская правовая система. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
61. Октябрьская революция в России и ее последствия. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
62. Советская Россия в 20-е годы. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
63. Новая экономическая политика в Советской России. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
64. Индустриализация и коллективизация. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
65. Советское государство и общество в 30-е годы | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
66. СССР в годы Великой Отечественной войны. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
67. Послевоенное устройство мира. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
68. Начало «холодной войны». | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
69. Ведущие капиталистические страны. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
70. К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия». | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
71. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
72. Международные отношения во второй половине XX века. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
73. Развитие культуры во второй половине XX века. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. | ||
74. Внутренняя и внешняя политика СССР в1945-1964 гг. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
75. СССР в конце 1960-х — начале 1980-х годов. | Комбинированный опрос; тестирование. Экспертная оценка выполнения самостоятельных работ. Экспертная оценка работы на семинарских занятиях Экзамен. | ||
76. СССР в период перестройки. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера. Экзамен. | ||
77. Развитие советской культуры 1945-1991 гг. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Тестирование Индивидуальные и групповые задания проектного характера Экзамен. | ||
78. Российская Федерация в системе современных международных отношений. | Экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Тестирование. Оценка выполнения практических работ по анализу документов. Экзамен. |
Критерии оценки и система контроля (мониторинга)
Критерии оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося определены:
- умениями обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированностью общеучебных умений, компетенций, практического опыта;
- умениями обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать её и применять на практике;
- обоснованностью и четкостью изложения ответа;
- оформлением материалов в соответствии с требованиями;
- умением ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умением чётко сформулировать проблему, предложив её решение, критически оценить решение и его последствия;
- умением показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий.