По латинскому языку
Студентов лечебного и педиатрического факультетов
Курс 1 семестр
Занятие 1.
Тема занятия: Краткая история латинского языка.. его роль в формировании науки и культуры, в профессиональном языке врача.
Фонетика: Латинский алфавит. Произношение звуков. Диграфы и буквосочетания. Правила ударения.
Цель занятия: Формирование навыков правильного произношения латинских букв, чтения слов на латинском языке.
Практические умения: 1. Иметь представление о краткой истории латинского языка и его роли в становлении медицинской терминологии.
2. Приобрести навыки чтения и письма на латинском языке.
Исходные знания по теме: История древнего мира, античная мифология, изучаемые в школьном курсе.
Основные положения темы: 1. Латинский язык относится к группе т.н. «мёртвых языков», т.е. на является разговорным языком, но играет важную роль в становлении и развитии ряда наук.
2. В алфавите латинского языка 26 букв, из них 6 гласных, остальные – согласные. В основном, все буквы произносятся как и русские звуки. Но есть отдельные буквосочетания, произношение которых отличается от рууского варианта.
3. ударение в латинских словах зависит от долготы или краткости гласной предпоследнего слога. Если в нём гласная долгая, слог – ударный. Если краткая, то ударение переходит на соседний слог. Последний слог всегда безударный.
Вопросы по теме занятия.
- Где возник и как распространился по миру латинский язык?
- Какова роль латинского языка в формировании европейской культуры и науки?
- Какие главные языковые источники медицинской терминологии?
- Сколько букв в латинском языке? Сколько согласных? Гласных?
- Как произносятся дифтонги, диграфы, другие буквосочетания?
- Какие признаки заимствования из древнегреческого языка вы узнали?
- От чего зависит ударение в латинских словах?
Контрольные упражнения – с. 26-36 §: 9, 11, 15, упражнения для чтения
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 2.
Тема занятия: 1.Введение в анатомо – гистологическую терминологию. Понятие термина и терминологии. Международные анатомические номенклатуры.
2. Имя существительное в латинском языке.
Цель занятия: Сформировать умения в образовании словарной формы существительных, в использовании именительного и родительного падежей в анатомических терминах.
Практические умения: Уметь использовать элементы латинской грамматики при образовании анатомических терминов.
Исходные знания по теме: грамматика русского языка (морфология) – школьный курс
Основные положения темы: Основные грамматические категории имени существительного: род, число, падеж, склонение. 3 рода, 2 числа, 6 падежей, 5 склонений. Словарная форма: именительный падеж, родительный падеж, род. Каждое склонение имеет свой признак: окончание в родительном падеже единственного числа. Несогласованное определение выражено существительным в родительном падеже.
Вопросы по теме занятия
- Что такое термин и терминосистема?
- О каких Международных анатомических номенклатурах вы узнали?
- Какие грамматические категории имеются у имени существительного в латинском языке? В чём сходство и различие их в русском и латинском языках?
- В чём состоит словарная форма существительных?
- Чем выражено несогласованное определение?
Упражнения: Упражнения п.23 I,II,II(устно); п.26 – определить основу, п.28 III А (1,4,12) Б(3,5,14), IV А (1,2,4,6) Б (1,3) п.33 I, II(устно)
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 3.
Тема занятия: Имя прилагательное. Грамматические категории. Принципы согласования прилагательных с существительными. Согласованное определение
Цель занятия: Сформировать умение грамотно использовать и образовывать анатомические термины.
Практические умения: научиться различать прилагательные разных групп и правильно согласовывать их с существительными пяти склонений.
Исходные знания по теме - школьная грамматика русского языка.
Основные положения темы – Грамматичсекие категории имени прилагательного: род, число, падеж, склонение. В отличие от существительного имя прилагательное склоняется по трём склонениям. Словарная форма состоит из форм мужского, женского и среднего родов в строгой последовательности. Распределяются на две группы в зависимости от окончаний. В терминах являются согласованными определениями.
Вопросы по теме занятия
- Какие грамматические категории имеются у имени прилагательного?
- По каким склонениям изменяются прилагательные?
- Как, в зависимости от чего, распределяются от по группам?
- Что представляет собой словарная форма прилагательных?
- Почему прилагательные являются согласованными определениями в терминах?
Контрольные упражнения §37 I, II,III (устно), п.44 I А (1,2),IIА (4-6), Б(1-4), С (1-2)
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 4.
Тема занятия: Структура анатомо – гистологического термина: основные типы многословных терминов. Подготовка к лексико-фонетическому зачёту.
Цель занятия: получить общее представление о принципах образования анатомических названий.
Практические умения: научиться строить анатомические термины и правильно переводить их как с русского языка на латинский так и наоборот. Уметь ориентироваться в анатомическом термине.
Исходные знания по теме – грамматика русского языка (школьный курс), анатомия (школьный курс)
Основные положения темы 1. В медицинских терминах на латинском языке вначале идёт определяемое существительное, которое называет определенные анатомические образования, за ним следуют определения, согласованные и несогласованные.
2. Строго говоря, за главным, определяемым, словом должны идти сначала несогласованное, а потом согласованное определение. Но существуют анатомические термины, в которых порядок слов уже чётко зафиксирован. В них в конце термина идёт определение уточняющего характера. Если согласованнеы определения не уточняют характер термина, они ставятся после основного существительного перед несогласованным определением.
3. если в многословном термине имеются согласованные определения как при существительном в именительном падеже, так и при существительном в родительном падеже, то каждое из этих определений стоит после своего существительного.
Вопросы по теме занятия
- Какое слово идёт на первом месте в многословном анатомическом термине?
- Какие виды определений вы знаете?
- Каков порядок слов после определяемого слова?
Контрольные упражнения §28 V А(1),п.37 V (14, 18); §44 IIA(11),),Б (2-7),C (6-7) §44 III А (3,4,5) Б (2,7) C(2,5) § п.44 IV А (1,2,3)
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 5.
Тема занятия: Сравнительная степень основных прилагательных со значение положения и размера, используемых в анатомической терминологии. Согласование с существительными пяти склонений в формах именительного и родительного падежей единственного числа.
Лексико-фонетический зачёт.
Цель занятия: Узнать правила образования сравнительной степени прилагательных и наиболее часто встречающиеся прилагательные в сравнительной степени.
Практические умения: Уметь образовывать форму Gen.Sing. сравнительной степени, согласовывать прилагательные в сравнительной степени с существительными.
Исходные знания по теме школьная грамматика русского языка
Основные положения темы
В анатомической терминологии есть прилагательные со значением положения и размера, которые будучи по форме сравнительной степенью, на русский язык переводятся положительной степенью. Например: передний, верхний, большой (в значении б ´ ольший). Сравнительная степень латинских прилагательных образуется с помощью суффиксов ior (для мужского и женского родов) и ius (для среднего рода), которые добавляются к сонове положительной степени. Склоняются такие прилагательные по Ш типу склонения, при этом за основу берётся форма мужского, женского рода
Anter ior, anter ius в Gen.Sing. --- anterior, is
C cуществительными согласуются по общим правилам согласования.
Вопросы по теме занятия
- Как образуется сравнительная степень прилагательных?
- Какие прилагательные, являясь по форме сравнительной степенью, на русский язык переводятся положительной степенью?
- Как склоняются прилагательные в сравнительной степени?
- Каким образом они согласуются с существительными?
Контрольные упражнения § 52 III (1-7) §60 (1, 3, 4, 5, 7, 10, 11),
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 6.
Тема занятия: Имена существительные и прилагательные I склонения. Суффиксы имен существительных I склонения.
Цель занятия: Знать признаки слов 1 склонения,их словарную форму.
Практические умения: Уметь образовывать термины с существительными 1 склонения в именительном и родительном падежах, согласовывать существительные и прилагательные 1 склонения.
Исходные знания по теме - грамматика русского языка (морфология) – школьный курс
Основные положения темы 1. в 1 склонении представлены существительные и прилагательные только одного рода – женского.
2. признаком существительных 1 склонения является окончание ае в Gen.Sing.
3. основа – это форма родительного падежа единственного числа без окончания ае Именно к основе прибавляются падежные окончания присклонении.
4. прилагательные 1 склонения находятся в 1 группе латинских прилагательных.
Albus, alba (f. 1 скл.), album. Они склоняются так же, как и существительные женского рода 1 склонения.
5. Суффикс ur образует существительные 1 склонения и указывает на результат действия. Напр. Flexum – сгибать, изгибать --- flexura – изгиб
Вопросы по теме занятия
- К какому роду относятся существительные и прилагательные 1 склонения?
- Что является показателем 1 склонения?
- Для чего нужна основа существительного?
- К какой группе относятся прилагательные 1 склонения?
- Что означает суффикс ur у существительных 1 склонения?
Контрольные упражнения §48 II(1,3,5,16) устно, §54 II(2,13), §56 II C(2), §60(9), §63(3), §72 II A(2,3,5,16,19,23) устно, §72 III A(8), Б(1,6,10), §75 X C(18,21), §105 IV А (4) Б(11,13,17,21,25),
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 7.
Тема занятия: Имена существительные и прилагательные II склонения. Согласование прилагательных I группы с существительными. Общее правило среднего рода. Суффиксация. Признак заимствования из греческого языка.
Цель занятия: знать признаки слов П склонения, словарную форму.
Практические умения: Уметь образовывать термины из существительных и прилагательных 1 и 2 склонений, согласовывать их в Nom и Gen.
Исходные знания по теме школьная программа по грамматике русского языка
Основные положения темы К п склонению относятся 2 рода существительных и прилагательных: мужского и среднего. Признаком 2 склонения является окончание i в Gen. Sing.
Nasus, nasi m;
Cavum, cavi n.
Прилагательные, склоняющиеся по П склонению входят в состав прилагательных 1 группы long us (m II скл.), longa, long um (n, II скл.).
Слова среднего рода в латинском языке имеют в Nom. Plur. Конечную гласную – а
Cavum (Sing) – Cavа (Plur.)
oss (Sing) – ossа (Plur.)
Суффиксы – ul, -ol придают существительным 2 склонения уменьшительное значение.
Суффиксы прилагательных – e, ide, os, ic, in придают им определенное значение.
Окончание on у существительных 2 склонения указывает на то, что слово заимствовано из греческого языка.
Вопросы по теме занятия
- Какого рода существительные и прилагательные склоняются по 2 типу?
- Что является признаком рода, склонения?
- В какой группе втречаются прилагательные П склонения?
- Какие окончания прибавляются к основе в Nom. и Gen Plur.?
- В чём заключается общее правило среднего рода?
- Каковы значения суффиксов – ul, -ol у существительных, и e, ide, os, ic, in у прилагательных?
- На что указывает окончание on у существительных?
Контрольные упражнения §56 IA (2,7), IIA(7), Б(1,5,7), С(1,4), §60(11), §63 (2, 7, 10) §72 II A(7,9,12,18), IIIA(2,4,5,7,12), §75 IXA(3,10), Б(2,13), XA(11,14), A2(3,5), Б(3,17-19, 24)
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 8.
Тема занятия: III склонение существительных. Общая характеристика. Три типа существительных. Согласный тип. Признаки существительных мужского рода. Суффикс - or существительных III склонения. Образование названий мышц с суффиксом «or »
Цель занятия: Сформировать умение по определению рода и характера основы существительных Ш склонения, по согласованию существительных и прилагательных Ш склонения.
Практические умения: научиться определять род существительных Ш склонения по признакам рода, грамотно образовывать латинские названия мышц по их функции.
Исходные знания по теме грамматика русского языка (словообразование)
Основные положения темы к Ш склонению относятся существительные всех трёх родов, которые оканчиваются на is в Gen. Sing.
У большинства существительных Ш склонения основа в Nom и Gen. Sing. Не совпадает – radix, radic is f.
В зависимости от количества слогов в Nom и Gen. Sing. Они делятся на равносложные и неравносложные.
В ш склонении различаются три типа: согласный, смешанный и гласный типы склонения.
Согласный (или основной) тип имеет свои признаки и окончания при склонении.существительные мужского рода в Ш склонении имеют окончания в Nom Sing. – os, o, or, e s, ex, er. В этом правиле есть исключения. Суффикс or может иметь общее значение (действующее лицо или предмет lector, lectoris m) и частное (название мышц по их функции - levator, levatoris m).
Вопросы по теме занятия
- Какой характерный признак 3 склонения существительных?
- В чём заключается особенность словарной формы существительных 3 склонения по сравнению со словарной формой других склонений?
- Для чего нужно знать основу?
- Какие существительные относятся к неравносложным?
- Каковы признаки существительных мужского рода 3 склонения?
- Какие существительные склоняются по согласному типу?
- Как образуются латинские названия мышц по их функции?
Контрольные упражнения § 75 Х А1(2,8), §83 VA(3,4,6,8,12,13,18), Б(1,4,10,15), С(6,11), §86 IA(1,3), IIA(1,4,5), Б(1,6,7,9), С(1,5,6,8), §90 VБ(4,7), §101 IA(18,29), Б(1).
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 9.
Тема занятия: Существительные III склонения женского рода. Исключения из правила о роде. Смешанный тип III склонения. Суффиксация.
Цель занятия: знать признаки рода существительных женского рода III склонения, уметь определять род и согласовывать прилагательные с существительными III склонения в Nom и Gen. Sing.
Практические умения: Сформировать навыки определения рода и умение согласовывать прилагательные с существительными III склонения в Nom и Gen. Sing.
Исходные знания по теме грамматика русского языка (школьная программа)
Основные положения темы Признаком женского рода III склонения являются характерные окончания в в Nom Sing. – s с разными предшествующими гласными и согласными; – х с предшествующими гласными и согласным; do, go, io. Имеются исключения из правила.
Смешанный тип имеет свои признаки и окончания при склонении. Суффиксы существительных женского рода io, it is, osis придают словам определенное значение.
Вопросы по теме занятия
- Какие окончания характеризуют существительные женского рода в 3 склонении?
- Какие существительные склоняются по смешанному типу? Какие окончания прибавляются к основе при склонении?
- Каковы значения суффиксов io, it is, osis?
Контрольные упражнения §72 IIIA(18), §75 XБ(26), С(2б3)б §92 IIA(2,3,5,7,10), IIIБ(1,3,7,18), IVA(6,7,11), Б(1,3,8,18), VA(4,9,10,11), Б(1,7-9), C(1-3), §101 IA(1,4,6,9), §105 IVC(6,7,18)
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 10.
Тема занятия: Существительные III склонения среднего рода и исключения из правила. Гласный тип III склонения. Особенности склонения существительного vas, vasis n. Суффиксация.
Цель занятия: Знать признаки рода существительных среднего рода 3 склонения. Уметь определять род и согласовывать прилагательные с существительными среднего рода.
Исходные знания по теме грамматика русского языка (школьная программа)
Основные положения темы Признаком существительных среднего рода 3 склонения являются окончания в Nom. Sing. – en, us, ur, ut, e, al, ar, ma.
Следует различать существительные среднего рода на ma 3 склонения (plasma, atis, n) и существительные женского рода на ma 1 склонения (squama, ae f). Следует обратить внимание на исключения из правил о роде. Гласный тип склонения имеет свои признаки и окончания при склонении. Существительное vas, vasis n. В единственном числе склоняется по 3 склонению, а во множественном – по 2 склонению.
Суффикс oma существительных 3 склонения указывает на наличие опухоли.
Вопросы по теме занятия
- Какие окончания у существительных среднего рода 3 склонения в Nom. Sing.?
- Какие исключения из правил вам известны?
- Какие существительные относятся к гласному типу склоненияи как они склоняются?
- Что означает суффикс oma?
- В чём особенности склонения существительного vas, vasis n.?
Контрольные упражнения §44 IБ(6,7),§48 I(6), §75 X A2(1), Б(16), С(15)Б §83 V С(5), §99 III(2,3,5,9,10), IVC(1,8,11,17, 24,25).
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 11.
Тема занятия: Прилагательные II группы. Словарная форма, склонение. Согласование с существительными. Суффиксация. Причастие настоящего времени действительного залога. Словарная форма, согласование с существительными.
Цель занятия: Знать состав словарной формы прилагательных 2 группы, порядок согласования прилагательных с существительными. Уметь склонять в единственном и во множественном числе термины с согласованными определениями.
Исходные знания по теме грамматика русского языка (школьный курс) анатомия человека.
Основные положения темы прилагательные П группы, как и 1, включают в состав словарной формы 3 компонента. Во П группе встречаются прилагательные с тремя, двумя и одним окончанием. Склоняются прилагательные П группы по 3 типу склонения. Согласуются с существительными по общим правилам, т.е. в роде, числе и падеже. Суффиксы – al, ar означают принадлежность, отношение к анатомическому образованию (vertebralis, e – позвоночный). Причастия настоящего времени действительного залога оканчиваются на ns. Это окончание относится к мужскому, женскому и среднему роду. Словарная форма у причастия одного окончания согласуются с существительными по общим правилам.
Вопросы по теме занятия
- Какие окончания в Nom. Sing. Характерны для прилагательных 2 группы?
- Как склоняются прилагательные П группы?
- Как согласуются с существительными?
- Что означают суффиксы al, ar в прилагательных?
- Из чего состоит словарная форма причастий настоящего времени действительного залога? Как они склоняются?
Контрольные упражнения §44 IVA(2), §48 I(5,10), §54 II(6,7,12),III(9), §56 IIA(5,10), §60 (2), §65 (2,4,5,9),
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 12.
Тема занятия: Степени сравнения прилагательных. Образование, словарная форма, склонение, согласование с существительными.
Цель занятия: Сформировать навыки образования степеней сравнения латинских прилагательных. Уметь отличать формы сравнительной и превосходной степеней от форм положительной, образовать Gen. Sing. & Gen. Plur., согласовать с существительными.
Исходные знания по теме грамматика русского языка (школьный курс) анатомия человека.
Основные положения темы Сравнительная степень латинских прилагательных образуется от основы положительной степени с помощью суффиксов ior для мужского и женского родов и ius для среднего рода. Словарная форма – такая же, как и у прилагательных двух окончаний: brev ior, brev ius. Превосходная степень образуется от основы положительной степени прибавлением суффикса issim и родовых окончаний us (m) a (f) um (n) brevissimus, a, um. Прилагательные в сравнительной степени склоняются по Ш склонению, а в превосходной – по П, 1, Ш склонению как и прилагательные 1 группы. Латинские прилагательные во всех степенях – положительной, сравнительной, превосходной – согласуются со своими существительными по общим правилам, т.е. в роде, числе и падеже.
Вопросы по теме занятия
- Какие степени существуют у латинских прилагательных?
- Как образуется сравнительная степень?
- По какому склонению изменяются прилагательные в сравнительной степени?
- Как образуется превосходная степень латинских прилагательных?
- Как склоняются прилагательные в превосходной степени?
- Каковы правила согласования прилагательных в сравнительной и превосходной степенях с существительными?
Контрольные упражнения §63 (11), §65 (1, 3, 7), §75 IX А(1), Б (17), §92 V Б(3),§105 IV Б(3), §105 IV Б (26)
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 13.
Тема занятия: Подготовка к контрольной работе
Цель занятия: Повторить и систематизировать материал занятий 8-12. закрепить умения по переводу медицинских терминов в формах Nom. Sing. et Plur. - Gen. Sing. et Plur. (с 1 по 3 склонения)
Исходные знания по теме грамматика русского языка (морфология и словообразование) анатомия
Вопросы по теме занятия
- Какой характерный признак 3 склонения существительных?
- Какие существительные относятся равносложным, какие – к неравносложным?
- Какие существительные относятся к согласному типу, к смешанному, к гласному?
- Какие прилагательные относятся к 1 группе, а какие ко второй?
- Как склоняются прилагательные П группы?
- Какие степени существуют у прилагательных?
- По каким склонениям изменяются прилагательные в сравнительной и превосходной степенях?
- Как они согласуются со своими существительными?
Контрольные упражнения §75 упражнения II, III, IV, VI, VIII. Таблица на стр. 115 – 116.
§109 упражнение IV, §115 упражнение I, II, §127 упражнение IV.
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 14.
Тема занятия: проведение контрольной работы.
Цель занятия: Проверка знаний и умений по материалу занятий 8-12.
Практические умения: Знать словарную форму существительных и прилагательных, уметь образовывать Nom. и Gen. Sing. et Plur терминов, знать основные законы согласования, уметь составлять многословные термины в единственном и множественном числе.
Занятие 15.
Тема занятия: Существительные 4 и 5 склонений.
Цель занятия: знать признаки существительных 4 и 5 склонения, их словарную форму. Уметь отличать их от существительных 2 и 1 склонения, согласовывать прилагательные с существительными 4 и 5 склонения.
Исходные знания по теме грамматика русского языка
Основные положения темы признаком существительных 4 и 5 склонения является окончание – us в Gen. Sing. В 4 склонении – 2 рода существительных: мужской и средний. Есть исключения из правила. К V склонению относятся существительные женского рода с окончанием ei в Gen. Sing. И во втором и в 4 склонениях – существительные мужского и среднего родов, их отличает окончание в Gen. Sing (i во 2 склонении, us в 4 склонении). Существительные V склонения не следует путать с существительными 1 склонения (и в первом и в пятом склонении – только существительные женского рода). Их отличает окончание в Gen. Sing. (ae в 1 склонении, ei в пятом склонении)
Вопросы по теме занятия
- Что является определителем 4 склонения?
- Чем отличаются существительные 2 склонения от таковых 4 склонения?
- Каков признак принадлежности существительных к 5 склонению?
- В чём различие существительных 1 и 5 склонений?
Контрольные упражнения Упражнения по теме в методической разработке «Лексический минимум и сборник упражнений по анатомической терминологии»
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 16.
Тема занятия: подготовка и самоподготовка к итоговой контрольной работе по материалу анатомо-гистологической терминологии.
Цель занятия: Повторить и систематизировать материалы занятий 2-15, закрепить умения по переводу медицинских терминов с русского языка на латинский и с латинского на русский.
Исходные знания по теме материал медицинской терминологии за 1 семестр 1 курса.
Основные положения темы см. «Лексический минимум по латинскому языку и сборник упражнений по анатомической терминологии для студентов 1 курса» с. 75 – подготовка к итоговой работе по анатомической терминологии.
Список рекомендуемой литературы:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум по анатомической терминологии и сборник упражнений для студентов 1 курса (1 семестр). /Составители: Е.И.Алова, Н.В.Илькив, В.В. Мокеева, Е.В.Тучина, И.Г.Устинова, З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 17.
Тема занятия: Итоговая контрольная работа по анатомической терминологии
Цель занятия: Проверить знание материала по курсу анатомической терминологии, изученного за 1 семестр учебного года
Занятие 18.
Тема занятия: Итоговое занятие. Подведение итогов контрольной работы. Исправление ошибок, недочетов, допущенных при выполнении контрольной работы.
Цель занятия: Проверить знание материала по курсу анатомической терминологии, изученного за 1 семестр учебного года
Курс 2 семестр
Занятие 1.
Тема занятия: Фармацевтическая терминология. Общее понятие. Генеральные фармацевтические термины. Глагол. Спряжение. Словарная форма. Неклонение глагола. Употребление глаголов в рецептуре. Глагол fio, fieri.
Цель занятия: знать правила образования повелительного наклонения единственного числа, рецептурные формулировки с глаголами.
Исходные знания по теме: грамматика русского языка.
Основные положения темы: При изучении фармацевтической терминологии центральное место занимает правильное написание рецептов на латинском языке. Здесь встречаются различные формы глагола, в которых глагол используется в форме повелительного наклонения единственного числа и сослагательного наклонения. Формы глагола fio, fieri – получаться, образовываться используются в рецептах в форме сослагательного наклонения единственного и множественного числа. Существуют специальные рецептурные формулировки с глаголами, которые постоянно встречаются в рецептах (см. методичку).
Вопросы по теме:
Что входит в понятие «фармацевтическая терминология»
Сколько спряжений у латинских глаголов? Как они определяются?
Что входит в понятие «словарная форма глагола»?
Как образуется форма повелительного наклонения единственного числа?
Какое ещё наклонение используется в рецептурных формулировках?
Какие формы глагола fio, fieri встречаются в рецептах?
Упражнения: §183 упр.1, 2, 3 §184 §187
Литература:
1. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. – М.: Медицина, 1997
2. Латинский язык и основы терминологии./Под ред. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицна, 1982
3. Лексический минимум и сборник упражнений по фармацевтической терминологии. /Составители: З.В.Язычкова. – Иваново, ИвГМА, 2008
4. Материалы кафедры (Таблицы, рисунки, графики)
Занятие 2.
Тема занятия: Общая структура рецепта. Латинская часть рецепта. Употребление винительного падежа при прописывании таблеток, свечей. Доза лекарственного вещества. Структура фармацевтического термина.
Цель занятия: знатьправила оформления рецепта и окончание винительного падежа. Уметь образовывать формы винительного падежа, оформлять латинскую часть рецепта.
Исходные знания по теме: грамматика русского языка
Основные положения темы:
1. в структуре рецепта – несколько частей. Некоторые пишутся на русском языке, часть на латинском. Латинская часть начинается словом Recipe – возьми, после которого идёт перечисление названий лекарственных веществ и их дозы. При прописывании латинской части рецепта следует соблюдать определенные правила.
2. Структура многословного фармацевтического наименования строго определена: сначала указывается лекарственная форма, потом наименование лекарственного вещества или растения, замыкается такой термин прилагательным, относящимся к названию лекарственной формы.
Вопросы по теме:
Какие разделы существуют в рецепте?