Этика — учение о нравственности




Л. Е. Балашов.

Этика.Учебное пособие — М., 2003. — 137 с.

В учебном пособии освещаются основные вопросы этики, мо­рали, человеческого общежития, культуры поведения.

Достоинство книги в том, что автор не поучает, а исследует, анализирует, аргументирует, размышляет.

Пособие может быть полезно всем, кто постоянно оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем мора­ли и права, кто нуждается в советах, как вести себя в обществе.

В ПРИЛОЖЕНИИ 1 приводится открытое письмо всем убий­цам и заказчикам убийств.

В ПРИЛОЖЕНИИ 2 подобраны мысли-высказывания разных авторов на темы морали.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 6

2. ЭТИКА — УЧЕНИЕ О НРАВСТВЕННОСТИ 7

3. О ЖИЗНИ, СМЫСЛЕ И ЦЕЛИ ЖИЗНИ 10

3.1. Что такое жизнь? 10

3.2. О смысле жизни 11

3.3. Цель жизни 13

 

4. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ 16

4.1. Немного истории 16

Древние о золотом правиле 16

Т. Гоббс и Д. Локк о золотом правиле 19

Золотое правило и категорический императив Иммануила

Канта 22

Золотое правило в “Оправдании добра” В.С. Соловьева 24

4.2. Золотое правило — главный принцип человеческого общежития 30

4.3. Золотое правило далеко не так элементарно-очевидно 34

 

5. ДОБРО И ЗЛО 37

5.1. Отличие моральных понятий добра и зла от общих понятий блага и зла 37

5.2. Что такое добро? 38

5.3. Добро и зло в плане соотношения действительности и возможности 40

5.4. Человек по своей природе добр 43

5.5. Как бороться со злом и надо ли с ним бороться? 55

 

6. ГУМАНИЗМ — ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ 57

 

7. О ЛЮБВИ К СЕБЕ И ДРУГИМ (ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ, НОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) 65

7.1. Эгоизм 65

7.2. Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность 68

7.3. Героизм 70

7.4. Нормальное поведение 70


8. КОЛЛЕКТИВИЗМ И/ИЛИ ИНДИВИДУАЛИЗМ 71

8.1. Коллективизм: за и против 71

8.2. Положительная сила коллективизма 72

8.3. Минусы коллективистского принципа "один за всех и все за одного" 74

8.4. Разрушительный или уродливый коллективизм (гиперколлективизм) 75

8.5. Положительное значение индивидуализма 76

8.6. Удушение посредством объятий (коммунистический

коллективизм) 78

8.7. Гримасы коллективизма и индивидуализма 79

8.8. Взаимоопосредствование коллективизма и индивидуализма 79

8.9. Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма 80

8.10. Товарищество 81

8.11. Братство 81

8.12. Человечность 82

 

9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ 82

9.1. Взаимосвязь смысла жизни и счастья 82

9.2. Что такое счастье? 82

9.3. Счастье: и результат везения, и результат борьбы-труда ..84

9.4. Счастье — единство удовлетворенности и неудовлетворенности 85

9.5. Можно ли сделать людей счастливыми, а тем более заставить их быть счастливыми? 86

 

10. ЛЮБОВЬ И МОРАЛЬ 89

10.1. Любовь-деятельность 89

10.2. Любовь — солнце жизни 93

10.3. Любовь и бессмертие жизни 94

10.4. Продолжение человеческого рода 95

10.5. Ценность любви для жизни 97

10.6. Любовь: норма, отклонения, патология 99

10.7. Любовь и брак 101

10.8. Половая мораль 103

 

11. СОВЕСТЬ 103

12. БЛАГОРОДСТВО 107

13. НЕСЧАСТНОЕ И ПРЕСТУПНОЕ СОЗНАНИЕ 107

 

14. О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ 109

Нормальные взаимоотношения людей — тонкая материя 110

О воспитанности и благовоспитанности 112

О вежливости 113

Волшебные слова 113

Этика телефонного разговора 113

Обязательность, точность 115

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 123

Открытое письмо всем убийцам и заказчикам убийств 123

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 127

Мысли разных авторов на темы морали 127

О нравственности .................................................................

Человек и общество

О человеке говорят и пишут многие:писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы... Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пи­шут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестест­венное; для них человек — деятель-субъект постольку, по­скольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловече­ское начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и “я”, и “мы”, и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на че­ловека обусловлен спецификой философа как универсально­го мыслителя.

Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими “человековедами” они в большей сте­пени ориентированы на универсализм во взгляде на челове­ка. По крайней мере, именно среди них встречаются мысли­тели, которые стремятся к этому универсализму.

Человек — субъект, в единстве двух значений: разде­лительном и собирательном.В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В соби­рательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.

Между тем и другим “человеком” существует опреде­ленная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность “человек—общество” (или: “личность—общество”, “индивид—род”, “я — мы” и т. п.). Слово “человек” чаще всего употребляется в раздели­тельном смысле. В собирательном же смысле обычно упот­ребляется слово “общество”.

Человек-общество — двойной субъект, в котором опре­деляющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек “светит” своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, нераздели­мы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Об­щество не является субъектом для себя и тем более субъек­том во всех отношениях. Для человека общество — отчасти

объективная реальность, отчасти часть его самого . По от­ношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!

Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим:

в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном че­ловеке, живущее благодаря человеку.

Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы...

Этика — учение о нравственности

Предметом этики является нравственность, мораль1. Этика — учение, наука, размышление о нравственности.

Нравственность, мораль — одна из важнейших форм ре­гуляции поведения человека, межчеловеческих отношений. Иными словами, она является одной из форм общественной воли.

Формы общественной воли

Воля вообще есть способность человека управлять сво­им поведением.

Общественная воля есть соединенная, совокупная, кол­лективная воля людей, означающая их способность управ­лять совместной жизнью, человеческим общежитием, жиз­нью в обществе себе подобных.

Наряду с моралью формами общественной воли являют-

1 «Нравственность» и «мораль» здесь и далее будем использовать как синонимы, взаимозаменяемые понятия.

ся право и политика. Все они регулируют отношения между людьми.

Мораль регулирует отношения людей путем убеждения: внутреннего — через совесть, и внешнего — через мнение других, общественное мнение.

Право регулирует отношения людей путем принуждения — внешнего — со стороны государства, и внутреннего — через законопослушание.

Политика регулирует отношения людей и путем убеж­дения, и путем принуждения. Путем убеждения — через пропагандистскую деятельность политических партий, через их участие в государственном управлении, в предвыборных кампаниях и т. п. мероприятиях. Путем принуждения — че­рез партийную дисциплину или через применение силы в социальных, военных конфликтах (например, через “прину­ждение к миру” — так было с враждующими сторонами в боснийском конфликте, когда международное сообщество и блок НАТО принудили эти стороны к соглашению).

Государство — политико-правовой институт, устанав­ливающий и поддерживающий общий порядок жизни в стране. Оно отвечает за управление обществом в целом на определенной территории.

Государство — инструмент компромисса и согласования интересов отдельных людей и их групп, средство гармони­зации межчеловеческих отношений. Без государства люди постоянно конфликтовали бы, убивали бы друг друга, вое­вали бы между собой.

Государство играет консолидирующую роль в объедине­нии людей как этноса, как нации и в отдельных случаях — в объединении этносов.

Государство — это власть + граждане (или подданные, в случае монархического государства). Ясно, что государство без власти существовать не может. (Это состояние общества называют анархией). Но и без законопослушных граждан оно не может существовать. Власть так или иначе должна кем-то управлять. А управлять можно только теми, кто управляем. Гражданское общество это как раз общество, со­стоящее в основном из законопослушных граждан.

Кант говорил об автономии нравственности. С моей точ­ки зрения, нравственность не может быть всецело автоном­на. Она же ведь часть жизни человека, часть его жизни в

обществе. Жизнь шире и нравственности, и права, и полити­ки, и разума, поскольку она их объемлет.

Мораль и право

Мораль и право — это те же правила дорожного движе­ния, только применительно к человеческому общежитию и к жизни в целом.

Между моралью и правом имеется как сходство, так и различие. Общее между ними то, что они регулируют отно­шения между людьми, имеют дело с нормами и правилами человеческого общежития.

Различие между правом и моралью в следующем.

Право регулирует отношения между людьми с помощью законов и опирается на силу государства (полиция, армия, суд, тюрьма). Мораль же регулирует отношения людей пу­тем убеждения, действия на их сознание, на их разум. Она опирается на силу общественного мнения, на силу порица­ния или одобрения людей и полагается на совесть человека.

Нормы права, установленные государством, выражаются в законах и являются обязательными для граждан государ­ства. Государство обязывает соблюдать эти нормы, принуж­дая к такому соблюдению всей мощью своего аппарата. Право — ничто без аппарата, способного заставлять людей соблюдать нормы права.

Подобное различие морали и прав а можно выразить в такой игре слов. Если право в своем регулировании взаимо-о тношени я людей о пир ается на авторитет силы, каковой является сила государства, то мораль опирается на силу ав­торитета, будь то отдельное мнение уважаемого человека, уважаемое общественное мнение или же внутренний авто­ритет, самоуважение, чувство собственного достоинства.

Далее, если право есть регулирование межчеловеческих отношений сверху, исходящее от воли государства, то мо­раль есть регулирование межчеловеческих отношений сни­зу, исходящее от воли и сознания отдельных людей или групп людей, создающих общественное мнение.

Право — связь людей, имеющая характер черепной ко­робки, скелета, панциря, жесткого каркаса.

Нравственность — духовная связь, единение, общность людей. Она охватывает область тонких, гибких, пластичных

взаимоотношений людей.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!