РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
Выполнила: студентка 1 курса магистратуры
группы ЮСТ-М-3-З-2016-3
Мирзоян Гаяне Араратовна
Проверил:
д.ю.н.,профессор,
заведующий кафедрой уголовно-прововых дисциплин
Голубовский Владимир Юрьевич
Москва 2017
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ОСВОЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» И ТЕМЫ«ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»
Программированное обучение.
Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства. Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.
В основу технологии программированного обучения Скиннер положил два основных требования:
– Уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
– Перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Главная задача технологии программированного обучения состоит в выработке у студентов автоматизированных навыков, крепких однозначных и систематизированных знаний изучаемой дисциплины и в формировании у них соответствующих умений
Достоинства и недостатки программированного обучения
Достоинства: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий.
Недостатки:
–применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач.
– не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
– требует больших затрат времени [15, с. 12].
Объяснительно-иллюстративная технология
Объяснительно-иллюстративная технология– это совокупность взаимосвязанных вхаимообусловленных форм, методов, средств обучения и контроля,обеспечивающих прочность и системность (междисциплинарность) усвоения знаний умений навыков, применение их в жизни и в профессиональной деятельности [11, с. 99]
Проблемное обучение.
Проблемное обучение представляет собой способ развития сознания человека через самостоятельное разрешение им познавательных проблем, содержащих в себе противоречия, или через его активное участие в процессе разрешения этих проблем.
Сущность проблемного обучения заключается в такой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой эта деятельность приобретает целенаправленный поисковый характер. Он начинается с их участия в постановке вопросов, с уяснения сути проблемы и проблемных задач, заложенных в учебных программах и учебниках, в проблемном изложении учебного материала педагогом и его пояснении учебной информации. Поисковый характер учебной деятельности учащихся раскрывается в процессе разрешения проблемы с использованием разнообразных видов их самостоятельной работы.
В проблемных вопросах, в отличие от не проблемных, всегда присутствует определенное скрытое противоречие. Необходимость уяснения и вскрытия этого противоречия уже является одной из характерных особенностей проблемной ситуации. При этом большое значение приобретает также мотивационная сторона проблемной ситуации. Мотивация состоит в наличии у студента такого уровня и объема знаний, умений и навыков, который был бы достаточным для того, чтобы начать поиск неизвестного результата или способа выполнения задания. При ощущении же и осознании их недостаточности студент самостоятельно стремится восполнить имеющиеся пробелы в своих знаниях, умениях и навыках. Иначе он не сможет воспринять суть ситуации, и она утратит для него роль учебной проблемы.
Противоречия являются важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения, закономерно возникающей и раскрывающейся в процессе познавательной деятельности ученика и являющейся источником ее движения и развития. Примерами таких противоречий могут быть:
1) противоречия между исходными знаниями и новыми, парадоксальными фактами, не укладывающимися в известную теорию и разрушающими ее;
2) противоречия между пониманием научной важности проблемы и отсутствием необходимой теоретической базы для ее решения;
3) противоречия между теоретически возможным способом решения проблемы и его практической нецелесообразностью;
4) противоречия между существованием определенного многообразия концепций и отсутствием надежной теории для объяснения данных фактов;
5) противоречия между практически доступным результатом и отсутствием его теоретического обоснования;
6) противоречия между большим количеством фактических данных и отсутствием общего метода их обработки и анализа.
Все указанные противоречия обычно возникают вследствие наличия определенного дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной из них и недостатком другой, или наоборот.
Различается четыре основных типа проблемных ситуаций:
1) ситуация нехватки знаний (студенты не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний);
2) ситуация новых условий (необходимые знания у обучающихся, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);
3) ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, студенту надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);
4) ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.
В проблемном обучении главное – не мгновенный выход на решение проблемы, а своеобразная «путем проходческая» работа. Преподаватель, зная оптимальный путь решения, ориентирует поисковую деятельность учащихся, постоянно подводя их к «разгадке» [ 3, с. 48-49 ].
Модульное обучение.
Модульное обучение – это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.
Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.
При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии знаний и умений, а также их оценки – дело очень трудоемкое. Видимо поэтому в российских школах и вузах рейтинговый контроль не нашел широкого распространения [4, с. 55].
Активное обучение.
Активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающих остро ставилась в разное время разными авторами. Предлагались самые разнообразные варианты ее решения: увеличение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов считывания; создание особых психологических и дидактических условий учения; усиление контрольных форм в управлении учебно – познавательной деятельности; широкое использование технических средств.
В целом активное обучение можно представить следующим образом: Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения:
1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).
3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, сущность которых – в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых. Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и экономических задач цикла социально – экономических дисциплин и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры. Характеристику таких методов активного обучения, как деловая игра, проблемные лекции, проблемные семинары, мозговой штурм [33, с. 558 ].
Контекстное обучение.
Контекстное обучение – это обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного обучения разработана в развитии деятельностного подхода к наследованию социального опыта (А.А. Вербицкий).
Основная цель контекстного обучения – формирование в рамках учебной деятельности обучающегося его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста. Содержание контекстного обучения отбирается из двух источников: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста – его функций, проблем, задач, компетенций. Содержание обучения задается в виде учебных текстов, однако содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты будущей жизни и деятельности учащегося [ 33, с.601 ].
Цикловое погружение.
Цикловое погружение – идея погружения в однородную деятельность с целью более широкого и глубокого охвата, осознания и применения в учебной деятельности и на практике проработки учебного предмета. В настоящее время цикловое погружение используется в некоторых лицеях, колледжах (один день выделен в расписании как производственное обучение) и вузах при освоении элективных и спецкурсов.
Первый подход: под «погружением» понимается интенсивное обучение, как правило, иностранным языкам с использованием суггестивного воздействия.
Второй (более широкий): под «погружением» подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами.
Этот подход выражается в многочисленных моделях:
–в сравнение «погружение»;
– межпредметные «погружения»;
– эвристические «погружения»;
– выездные «погружения»;
–в образ «погружения»;
–как средство коллективного способа обучения «погружение» [27, с. 274].
Для преподавания дисциплины «Юриспруденция» мы выбрали программированное обучение, т.к. оно способно повысить уровень эффективности освоения материала. Главная задача технологии программированного обучения состоит в выработке у студентов автоматизированных навыков, крепких однозначных и систематизированных знаний изучаемой дисциплины, и в формировании у них соответствующих умений.