Монополистическая конкуренция




3.1.Характеристика рынка:

Монополистическая конкуренция - это распространенный тип рынков, наиболее близкий по своим характеристикам рынкам совершенной конкуренции. Характерными чертами монополистически конкурентных рынков являются:

¨ относительно большое число фирм;

¨ производство разнообразной (дифференцированной) продукции;

¨ каждая фирма является монополистом в производстве своей разновидности продукта данного вида (например, производство зубной пасты и в его рамках монополия фирмы “Проктер и Гембл” на выпуск популярной пасты “Крест”):

¨ вступление новых фирм в отрасль, возможно, не является сложным, но обязательное его условие - разработка новой разновидности товара того вида, на рынок которого вступает данная фирма, и юридическое закрепление ею своего исключительного права на его выпуск;

Требование простоты вступления в данный рынок является очень важной его характеристикой т. к. другие рынки тоже могут характеризоваться высокой степенью дифференцированности продукции, но для успешной конкуренции в них требуется достижение больших объемов производства, что делает вступление в рынок проблематичным и характеризует его уже как олигополию.

¨ каждая фирма осуществляет контроль над ценой своей разновидности товара в своем секторе рынка, устанавливая на популярную продукцию чуть более высокие цены, но не намного выше предельных издержек, т. к. при существенном повышении цены покупатели предпочтут товар-заменитель;

¨ чтобы стимулировать спрос на свой товар, предприниматели используют методы неценовой конкуренции и, прежде всего – рекламу.

Определяя цены и объемы производства, позволяющие максимизировать прибыль, предприниматель использует то же правило: равенство предельных издержек и предельного дохода.

Олигополия

4.1. Характеристика модели рынка:

Олигополия является преобладающим типом организации рынка в современных условиях. В США к олигополиям относятся ведущие отрасли промышленности: автомобильная, производство стали, алюминия, электрооборудования, компьютеров и др. Продукция данного рынка может быть как дифференцированной, так и недифференцированной. Главное значение имеет то, что только несколько фирм производят всю или почти всю продукцию отрасли, причем вступление на рынок ограничено большими размерами предприятий и на каждое из них приходится настолько большая доля производства продукции, что при принятии экономических решений они вынуждены учитывать возможную реакцию партнеров по рынку.

Среди моделей олигополии выделяются олигополии, основанные и не основанные на тайном сговоре (скрытое договорное ценообразование и раздел рынка преследуется во всех странах с развитыми экономическими системами).

4.2.1. Олигополия, не основанная на тайном сговоре

В олигополиях, не основанных на тайном сговоре, встречается два варианта поведения фирм. Принцип определения объема производства и цен, позволяющих максимизировать прибыль, то же: МС = MR. В зависимости же от особенностей ценовой стратегии выделяем две основные модели поведения фирм, входящих в олигополию:

а) модель Курно.

б) модель ломаной кривой спроса.

Модель Курно

Предполагается, что фирмы производят однородный товар, зная кривую рыночного спроса, и принимают свои решения относительно объемов выпуска продукции одновременно. Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма считает объем производства конкурента данным и на этой основе принимает свое решение, занимая весь свободный рыночный объем. По мере роста объема производства конкурента данная фирма сокращает собственный.

В то же время конкурент может провести аналогичный анализ. Равновесный уровень объемов производства обеих фирм находится на пересечении кривых реакции (Равновесие Курно). В этой точке предположения каждой фирмы об объемах производства другой были верными.

Модель ломаной кривой спроса.

Характер кривой спроса олигополии зависит от того, станут ли другие члены олигополии следовать ее ценовой политике или проигнорируют ее? Если фирмы Б и В, входящие в олигополию вместе с фирмой А будут выравнивать свои цены вслед за фирмой А, то снижение цен фирмой А приведет к небольшому росту объема ее продаж, т.к. фирмы Б и В поступят так же и структура рынка не изменится. Если же произойдет повышение цен, то снижение объема продаж для каждой из фирм будет также умеренным.

Другая возможная ситуация возникает в том случае, если фирмы Б и В будут игнорировать любое изменение цены, предпринятое А. В этом случае при снижении цен фирма А обеспечит расширение объема продаж за счет своих конкурентов, изменив тем самым структуру рынка. Наоборот, если фирма А повысит цену, а ее конкуренты - нет, фирма А будет вытеснена с рынка и потеряет множество покупателей, которые переключатся на продукцию Б и В, поскольку она дешевле. Наиболее логичными действиями фирм Б и В являются, очевидно, выравнивание цен при снижении их фирмой А для недопущения потери позиции на рынке, либо игнорирование повышения фирмой А цен для захвата ее рыночного пространства. Кривая спроса в этом случае приобретает вид ломаной (Рис. 5.7).

 

4.2.2. Олигополия, основанная на тайном сговоре

Тайный сговор имеет место в том случае, когда фирмы достигают непосредственного молчаливого соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, разделить рынки или иным образом ограничить конкуренцию между собой. Если олигополисты сталкиваются с одинаковыми условиями формирования спроса и издержек, то, вступив в тайный сговор, они будут представлять собой монополию, максимизирующую прибыль по такому же сценарию.


[1] См. приложение к теме 5, Табл. 1.

[2] См. приложение к теме 5, табл. 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: