Задания для дополнительных сообщений.




Естествознание

Класс

Вступление. Цели и задачи курса.

Курс 10-11 классов называется «Эволюция естественнонаучной картины мира»

Из пояснительной записки программы «Естествознание» для классов гуманитарного профиля обучения.

«Интегрированный курс содержит сведения об основных идеях современного естествознания, научных теориях и учениях (физики, химии, биологии, астрономии), достижениях современной науки, даёт их философское обобщение на основе представлений про эволюцию естественнонаучной картины мира и стилей мышления.

Необходимость и целесообразность его вызваны тем, что в выпускных классах синтез и интеграция знаний о природе должны быть завершены.

Цель курса – философское осмысление основных идей естествознания.

В 10 классе изучаются достижения классического естествознания, этапы эволюции естественнонаучных теорий, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе накопления знаний о природе.

В 11 классе интеграция знаний идет на основе понятий современной естественнонаучной картины мира. »

Изучение каждой темы заканчивается проведением семинарского занятия.

Дополнительное замечание.

По данному курсу нет учебных пособий. Поэтому необходимо вести конспект на уроке и выполнять требования, которые вытекают из поставленной цели курса. Если проще сформулировать: ПОНИМАЙТЕ, ЧТО ГОВОРИТЕ! Это будет главным требованием к ученикам.

«Простой» вопрос (на 12 баллов): что тяжелее – тонна ваты или тонна железа?

Тема 1.Зарождение науки. Картины мира древних мыслителей.

(10 часов)

Определение. Естественнонаучная картина – это синтетическое, систематическое и целостное представление о природе на данном этапе развития научных знаний.

(ОБЯЗАТЕЛЬНО находить и выписывать в конспект значения слов и терминов.

Пример. «Эволюция» (лат.evolutio –развертывание) -1)представление об изменениях в обществе и природе…;2)процесс изменения, развития; 3)в биологии - необратимое историческое развитие живой природы.. 4) …5)… и т.д.)

Наука – деятельность человека по овладению знаниями.

1а. Основные вопросы по теме «Зарождение науки»

· первые сведения о научных знаниях в Вавилоне, древнем Египте.

· Древнегреческая математика. Фалес из Милета, его математические работы. Появление доказательств в математике. Аксиомы и теоремы. «Начала» Евклида.

· Пифагор и его школа. Теорема Пифагора.

· Архимед из Сиракуз. Математические достижения Архимеда. Закон Архимеда, понятие физической величины.

· Достижения арабской математики(Аль-Хорезми, Омар Хайам и др.).

 

1б. Основные вопросы по теме «Научный метод»

«Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых…без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

Рене Декарт(1596-1650)

Всеобщие общефилософские методы познания - диалектический и метафизический.

Различают два уровня познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне(наблюдение, эксперимент, измерение), другие- только на теоретическом, а такие как анализ, синтез, аналогия, моделирование – на обеих уровнях (Вопрос. Как понимать: «Уровень познания?»)

Методы познания на эмпирическом уровне:

· наблюдение; особенности научного наблюдения.

· эксперимент.

· измерение.

Методы познания на теоретическом уровне:

Ø абстрагирование

Ø идеализация

Ø мысленный эксперимент (пример - Г.Галилей)

Ø формализация

Ø индукция и дедукция.

Задание. Узнать, какие частнонаучные методы познания используются в науке, которая лежит в основе вашего профиля обучения.

1в. Основные вопросы по теме «Картины мира древних мыслителей»

Первооснова сущего – понятие, введённое для объяснения устройства Вселенной и материи, простейший элемент(или элементы), из которых всё состоит во Вселенной.

Представления о мире древнегреческих мыслителей: Фалес, Анаксиманр, Анаксимен(милетская философская школа), Гераклит из Эфеса.

Картина мира Эмпедокла. Основные элементы – огонь, вода, земля, воздух.

Первые атомисты: Левкипп, Демокрит из Абдер(Фракия).

Основные положения картины мира Аристотеля. Форма и материя; перводвигатель; 5-й элемент. Виды движения, идеальное движение. Модель Вселенной Аристотеля. Первичные представления об эволюции в природе.

Представления о природе древних славян.

Задания для дополнительных сообщений.

Ø Найти несколько доказательств теоремы Пифагора (их более 1400)

Ø Математика в древних Китае, Индии.

Ø 7 древних мудрецов.

Ø Научное наследие Аристотеля.

Ø Старинные математические задачи.

Ø История наук по профилям обучения(филология, экономика и т.д.)

Вопросы к семинару.

Виды абстракций, примеры.

Прямые и косвенные наблюдения, примеры.

Примеры непрямых измерений (масса Земли, размер атома и т.д.).

Роль мысленных экспериментов в науке.

Условия плавания тел.

Сравнить индукцию и дедукцию, привести примеры.

Модель Вселенной Аристотеля.

Роль Аристотеля в развитии науки.

Объяснение явлений природы нашими предками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: