Естествознание
Класс
Вступление. Цели и задачи курса.
Курс 10-11 классов называется «Эволюция естественнонаучной картины мира»
Из пояснительной записки программы «Естествознание» для классов гуманитарного профиля обучения.
«Интегрированный курс содержит сведения об основных идеях современного естествознания, научных теориях и учениях (физики, химии, биологии, астрономии), достижениях современной науки, даёт их философское обобщение на основе представлений про эволюцию естественнонаучной картины мира и стилей мышления.
Необходимость и целесообразность его вызваны тем, что в выпускных классах синтез и интеграция знаний о природе должны быть завершены.
Цель курса – философское осмысление основных идей естествознания.
В 10 классе изучаются достижения классического естествознания, этапы эволюции естественнонаучных теорий, их взаимосвязь и взаимодействие в процессе накопления знаний о природе.
В 11 классе интеграция знаний идет на основе понятий современной естественнонаучной картины мира. »
Изучение каждой темы заканчивается проведением семинарского занятия.
Дополнительное замечание.
По данному курсу нет учебных пособий. Поэтому необходимо вести конспект на уроке и выполнять требования, которые вытекают из поставленной цели курса. Если проще сформулировать: ПОНИМАЙТЕ, ЧТО ГОВОРИТЕ! Это будет главным требованием к ученикам.
«Простой» вопрос (на 12 баллов): что тяжелее – тонна ваты или тонна железа?
Тема 1.Зарождение науки. Картины мира древних мыслителей.
(10 часов)
Определение. Естественнонаучная картина – это синтетическое, систематическое и целостное представление о природе на данном этапе развития научных знаний.
(ОБЯЗАТЕЛЬНО находить и выписывать в конспект значения слов и терминов.
Пример. «Эволюция» (лат.evolutio –развертывание) -1)представление об изменениях в обществе и природе…;2)процесс изменения, развития; 3)в биологии - необратимое историческое развитие живой природы.. 4) …5)… и т.д.)
Наука – деятельность человека по овладению знаниями.
1а. Основные вопросы по теме «Зарождение науки»
· первые сведения о научных знаниях в Вавилоне, древнем Египте.
· Древнегреческая математика. Фалес из Милета, его математические работы. Появление доказательств в математике. Аксиомы и теоремы. «Начала» Евклида.
· Пифагор и его школа. Теорема Пифагора.
· Архимед из Сиракуз. Математические достижения Архимеда. Закон Архимеда, понятие физической величины.
· Достижения арабской математики(Аль-Хорезми, Омар Хайам и др.).
1б. Основные вопросы по теме «Научный метод»
«Под методом я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых…без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».
Рене Декарт(1596-1650)
Всеобщие общефилософские методы познания - диалектический и метафизический.
Различают два уровня познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне(наблюдение, эксперимент, измерение), другие- только на теоретическом, а такие как анализ, синтез, аналогия, моделирование – на обеих уровнях (Вопрос. Как понимать: «Уровень познания?»)
Методы познания на эмпирическом уровне:
· наблюдение; особенности научного наблюдения.
· эксперимент.
· измерение.
Методы познания на теоретическом уровне:
Ø абстрагирование
Ø идеализация
Ø мысленный эксперимент (пример - Г.Галилей)
Ø формализация
Ø индукция и дедукция.
Задание. Узнать, какие частнонаучные методы познания используются в науке, которая лежит в основе вашего профиля обучения.
1в. Основные вопросы по теме «Картины мира древних мыслителей»
Первооснова сущего – понятие, введённое для объяснения устройства Вселенной и материи, простейший элемент(или элементы), из которых всё состоит во Вселенной.
Представления о мире древнегреческих мыслителей: Фалес, Анаксиманр, Анаксимен(милетская философская школа), Гераклит из Эфеса.
Картина мира Эмпедокла. Основные элементы – огонь, вода, земля, воздух.
Первые атомисты: Левкипп, Демокрит из Абдер(Фракия).
Основные положения картины мира Аристотеля. Форма и материя; перводвигатель; 5-й элемент. Виды движения, идеальное движение. Модель Вселенной Аристотеля. Первичные представления об эволюции в природе.
Представления о природе древних славян.
Задания для дополнительных сообщений.
Ø Найти несколько доказательств теоремы Пифагора (их более 1400)
Ø Математика в древних Китае, Индии.
Ø 7 древних мудрецов.
Ø Научное наследие Аристотеля.
Ø Старинные математические задачи.
Ø История наук по профилям обучения(филология, экономика и т.д.)
Вопросы к семинару.
Виды абстракций, примеры.
Прямые и косвенные наблюдения, примеры.
Примеры непрямых измерений (масса Земли, размер атома и т.д.).
Роль мысленных экспериментов в науке.
Условия плавания тел.
Сравнить индукцию и дедукцию, привести примеры.
Модель Вселенной Аристотеля.
Роль Аристотеля в развитии науки.
Объяснение явлений природы нашими предками.