Гуманистическая психология




Биологические теории

Теория Чезаре Ломброзо. Традиционно, одним из родоначальников биологического направления считается итальянский ученый Ч. Ломброзо.

Ломброзо в течении ряда лет работал тюремным врачом, что дало ему возможность обобщить значительный фактический материал. Основным детерминантом склонности к преступности, по мнению Ломброзо, были наследственно-биологические факторы (например, особое строение черепа), подкрепленные воздействием окружающей среды. В то же время, Ломброзо рассматривал причины девиантности в максимально широком спектре: от климатических, природных и наследственных факторов, до экономических, культурных и гендерных. Однако первенство, все-таки отдавалось факторам наследственно-биологического характера. Значительное место в его исследовании отведено анализу семейно-родственных связей преступников, внутри и между поколений.

Теория Ломброзо быстро приобрела значительную популярность, но последующее развитие социологии и психологии не способствовало ее поддержанию. Прежде всего, потому, что не прослеживались до конца причинно-следственные связи: было не ясно, то ли наследственность определяет склонность к девиантности, то ли другие, внешние факторы, влияющие, в том числе, и на наследственность.

Существует еще множество биологических теорий, например «Конституциональные теории», «Хромосомная теория», «Эндокринная теория».

Конституциональные теории можно считать продолжением попытки Ломброзо связать девиантность с физическими и конституциональными факторами. Наиболее известным трудом являются «Типологии личности», разработанные Кречмером (1925) и Шелдоном (1954). Согласно представлениям этих авторов, людей можно разделить на три типа по их психофизической конституции: мезоморфный (атлетический) тип, эктоморфный (худощавый) и эндоморфный (тучный) тип. Мезоморфы в большей степени склонны к доминированию, активности, агрессии и насилию. Эктоморфы описываются, как робкие, заторможенные и склонные к одиночеству и умственной деятельности. Эндоморфы отличаются добродушием и живым и веселым характером. Но теория была названа слишком упрощенной да и типология Кречмера была выведена в основном на душевнобольных людях.

Хромосомная теория агрессии и преступности появилась в связи с развитием генетики. Были проведены исследования на лицах, совершавших криминальные действия. Эти исследования подтвердили высокую степень связи между склонностью к правонарушениям и наличием хромосомной аномалии типа XYY. Как известно, женский хромосомный набор образован сочетанием двух X хромосом. У мужчин это сочетание представлено одной X и одной Y хромосомой. Но иногда встречается сочетание XYY - прибавляется одна лишняя мужская хромосома. Патриция Джекобс, проводившая обследование заключенных ряда тюрем Великобритании, установила, что процент людей с такого рода аномалией среди заключенных в несколько раз выше, чем среди простого населения. Однако, последующие исследования показали, что прямого обусловливания высокого уровня агрессии наличием лишней Y хромосомы не наблюдается. Скорее, дело в меньшем уровне интеллектуально развития лиц с этой аномалией. Они фактически склонны к совершению преступлений и актов агрессии не в большей степени, чем лица с обычным хромосомным набором, они лишь чаще попадаются на месте преступления и подвергаются наказанию, что объясняет высокий процент их среди заключенных.

Эндокринная теория это еще одно направление биологических теорий агрессии, связанное с исследованием роли гормональных влияний на преступное и агрессивное поведение. Еще в 1924 американский ученый М. Шлапп, изучавший эндокринную систему преступников, выяснил, что треть обследованных им заключенных страдают эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции. Впоследствии, устойчивость половых различий в проявлениях агрессивности, независимо от национальности и культуры, навела ученых на мысль о возможном влиянии андрогенов (мужских половых гормонов) на агрессивность. Известно, что уровень тетростерона в организме мужчин более чем в десять раз выше, чем у женщин. Поскольку тетростерон влияет на формирование вторичных половых признаков, вполне возможно было бы предположить, что он способствует развитию более высокого уровня мужской агрессии и склонности к преступлениям. Многочисленные эксперименты по проверке этой гипотезы дали весьма противоречивую информацию. С одной стороны, фактов в пользу основного предположения (влияние гендерных различий) было собрано достаточно. В тоже время, прямых данных, подтверждающих гипотезу о влиянии андрогенов на девиантность практически нет. Хотя уровень тетростерона может играть определенную роль в формировании склонности к агрессии, все-таки, большинство исследователей склоняется к мысли, что гораздо более важную роль в этом могут играть другие факторы. Скорее всего, тетростерон влияет на уровень агрессивности, вступая во взаимодействие с целым комплексом индивидуальных и социальных факторов.

В завершение описания биологических теорий добавлю, что на сегодняшний день большинство серьезных ученых приходят к выводу, что биологическая предрасположенность к различным формам девиантности проявляется только при наличии благоприятствующего влияния социальной среды.

Социологические теории

Говоря о социологических теориях, следует прежде всего упомянуть Эмиля Дюркгейма, ведь первым значительным социологическим исследованием, затрагивающим проблему девиантности, следует считать его работу “Самоубийство”. Самоубийство фактически представляет собой агрессивное поведение, направленное против самого субъекта. Дюркгейм первым показал, что девиантный поступок (самоубийство) есть результат взаимоотношений общества и индивида. Уровень самоубийств определяется спецификой социальных отношений, а не личностных качеств людей.

Однако помимо собственно исследования самоубийств данная работа Дюркгейма представляет и значительный методологический интерес. Им был осуществлен обширный статистический анализ закономерностей самоубийств в тех или иных местностях, в разное время, для разных общественных слоев и обоих полов. Анализ сопровождался критическим разбором некоторых положений его современников и предшественников, и зачастую служил весьма убедительным опровержением тех теорий, которые были ими построены. Мишенью для этого, к слову, оказывались и рассуждения вышеупомянутого Ломброзо.

Очень важной является его концепция аномии и тезис о том, что для современного общества именно в этом состоянии таится наибольшая опасность. Аномия - это такое состояние общества, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась. Это теснейшим образом связано со взглядом Дюркгейма на нормальный социум.

Нормальному обществу требуется «согласие умов» - общая система норм, убеждений и ценностей, разделяемая членами общества и регулирующая их жизнь. В состоянии аномии общество представляет собой поле столкновений индивидуальных амбиций своих членов и регулируется правом силы. Это связано с тем, что каждый человек, по выражению Дюркгейма, представляет собой «бездну желаний». Сдерживать эти желания, и регулировать их направленность может только общество, ведь инстинктивных регуляторов у человека нет. Именно общество создает представления о норме и девиантности, которые размываются в состоянии аномии.

Подобное состояние присутствует в современном обществе, т.к. именно с ним связанно большинство преступлений, психических расстройств и самоубийств. В связи с этим, Дюркгейм указывал на патологический характер развития цивилизации, поскольку именно это развитие стимулирует состояние аномии.

Теория социального напряжения. Является одной из наиболее популярных теорий девиантного поведения. Разработана она была Р. Мертоном. При создании этой теории, Мертон использовал дюркгеймовскую концепцию аномии применительно к проблемам социологии преступности.

Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения (в том числе и связанно с агрессией и насилием). Всего Мертон выделял пять типов реакций на устанавливаемые обществом ценности и институционализированные средства их достижения (конформизм, инновация, ритуализм, отступление(ретретизм), мятеж). Традиционно, эти пять типов поведения трактуются применительно к такой общепризнанной в современном обществе культурной цели, какой является стремление к материальному благополучию. Основным социально приемлемым средством достижения этой цели считаются образование и карьера.

Единственно «нормальным» поведением будет конформизм, признающий, как цели, так и средства. Одной из девиантных реакций на напряжение может быть инновация. В этом случае субъект признает социальные цели (напр. материальное благополучие), но, не будучи в состоянии достичь их при помощи социально одобряемых средств (успешная карьера), применяет собственные средства, зачастую не одобряемые социумом (напр. преступная деятельность).

Ритуализм - это непризнание целей, при использовании институционализированных средств их достижения. Например: субъект не считает себя способным добиться социального успеха, но продолжает усердно трудиться в неперспективных областях, без надежды на какие-либо достижения.

Отступление - это отрицание как целей, так и средств их достижения, уход от социума. Примером может служить поведение человека употребляющего наркотики и пытающегося таким образом “заслониться” от общества. Мятежник не признает социальные цели и заменяет их своими собственными, так же как и средства. Например, вместо экономических выгод человек может стремиться к разрушению несправедливой социальной системы с помощью насилия.

Теория напряжения относится к функциональному направлению в социологическом теоретизировании. Она показывает как некоторые элементы общественной структуры могут быть социально дисфункциональны из-за невозможности реализации культурных целей Однако эта теория менее эффективно объясняет отклоняющееся поведение привилегированных групп, поскольку социальное положение представителей высших слоев общества не препятствует, а, напротив, способствует успеху.

Субкультурная теория. Родоначальником этого направления можно считать Т. Селлина, опубликовавшего в 1938 году работу “Конфликт культур и преступность”. В этой работе Селлин рассматривал в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе теории Селлина американский социолог А. Коэн разработал свою концепцию субкультур.

Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). В этих микрогруппах могут формироваться своего рода “миникультуры” (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры.

Субкультурная теория уделяет особое внимание группе (субкультуре), как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные группы определяют это поведение, как девиантное.

Коэн обобщил идею о том, что большинство девиантных групп являются негативным отражением культуры большей части общества.

Субкультурная теория, объясняющая отклоняющееся поведение социализацией индивида в системе девиантных ценностей и норм, не объясняет, почему девиантные нормы и ценности проявляются в обществе, почему одни члены общества принимают девиантную систему ценностей, тогда как другие, находясь в тех же условиях, отрицают ее.

Теория конфликта. Основана на предпосылке, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс. Теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, что бы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. Для многих теоретиков конфликта основным источником девиантности в западных обществах является капиталистическая экономическая система.

Хотя девиантность обнаруживается на каждом уровне общества, природа, степень, наказание девиантности зачастую связана с социально- классовым положением индивида (Берк, Линихен и Росси, 1980; Брэйтуэйт, 1981). Обычно люди из высшего общества - богатые, могущественные, влиятельные - играют главную роль в определении того, что является девиантным, а что - нет.

Теория конфликта особо подчеркивает неравенство в распределении власти и богатства в обществе. Теоретики конфликта марксистской школы рассматривают неравенство, как порождение капиталистической экономики. Однако ученые других школ отмечали, что неравенство в распределении власти и привилегий существуют во всех обществах, независимо от типа экономики или политического режима.

Психологические теории

Классический и современный психоанализ

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З. Фрейда были развиты такими психологами как А. Адлер и К. Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом, как научная теория о психике человека.

Понятие психоанализа

Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.

Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Топическая модель психического аппарата

Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознание - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Структурная модель психики

Фрейд предложил следующую структуру психики:

Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»), Ид («Оно»)

Защитные механизмы

Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:

Замещение, Реактивное образование, Компенсация, Вытеснение, Отрицание, Проекция, Сублимация, Рационализация, Регрессия.

«Нормальным » поведение будет в том случае, если инстинктивные импульсы «Оно», не вступают в противоречие с нормативными требованиями «Сверх-Я», отраженными в сознании («Я»), порождая внутренний конфликт. Сознание - «Я» - стремясь не допустить конфликта, вынуждено прибегать к сублимации агрессивных и сексуальных импульсов. Сублимация - это механизм перевода темной, стихийной энергии инстинктов в культурно приемлемые рамки. Например, если человек склонен к агрессии, он может «выпустить пар» занимаясь тяжелым физическим трудом или агрессивными видами спорта.

Однако, давление подсознательных влечений на «Я» может быть слишком сильным, что бы быть полностью сублимированным. С другой стороны, незрелое, неразвитое «Я» может оказаться неспособным к сублимации, которая требует творчества. В этом случае человек начинает ощущать тревогу, в связи с назревающим внутренним конфликтом. В этих случаях сознание, чтобы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я» и защититься от тревоги, использует защитные механизмы. Их действие связано с искажением реальности и самообманом, благодаря чему сознание защищается от травмирующих и неприемлемых переживаний. Как и было сказано выше, Фрейд описал несколько основных защитных механизмов - это вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия и отрицание. Давайте рассмотрим каждый механизм подробнее.

Вытеснение - это подавление подсознательных влечений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательного. В этом случае человек вынужден тратить значительное количество психической энергии, но подавленные влечения все равно периодически «прорываются» в реальность через оговорки, сновидения и т.д.

Проекция - это приписывание другим своих собственных неприемлемых переживаний.

Замещение - это направление энергии влечения на более безопасный объект.

Рационализация - это то, что в обыденной жизни называют самооправданием. Человек стремится дать рациональное объяснение поступкам, совершенным под влиянием инстинктивных влечений.

Реактивное образование - это более сложный защитный механизм, включающий две стадии. На первой стадии неприемлемое переживание подавляется, а на второй на его месте образуется прямо противоположное чувство.

Регрессия - это возврат к детским, ранним формам поведения. К этому типу защитных механизмов прибегают как правило незрелые, инфантильные личности. Однако и нормальные взрослые в ситуациях психической перегрузки могут использовать этот защитный механизм.

Разновидностью «детских» реакций психики можно считать отрицание. Скажем, человек в состоянии опьянения совершил преступление, а потом отказывается поверить в это.

Фрейд утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и все люди время от времени прибегают к ним. В тех случаях, когда с их помощью не удается снизить напряжение, возникают неврозы - белее или менее заметные расстройства нормальной психической деятельности. Вместе с тем люди различаются между собой по способности к сублимации и к контролю над влечениями. Многое зависит от степени развития, зрелости личности, основы которой закладываются в раннем детстве. Корни многих неврозов и более тяжелых расстройств - психозов - следует, по мнению Фрейда, искать в ранних детских переживаниях.

Индивидуальная психология Адлера

Согласно Адлеру, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами - неполноценности и общности с себе подобными. Он стремится к совершенству, как к компенсации своей неполноценности и к установлению значимых социальных отношений.

Компенсация «на полезной стороне жизни» (по Адлеру) ведет к формированию ощущения собственной ценности, что предполагает доминирование чувства общности над индивидуалистическим стремлением к превосходству. В случае «компенсации на бесполезной стороне жизни» чувство неполноценности трансформируется в комплекс неполноценности, составляющий основу невроза, либо в «комплекс превосходства». В то же время, Адлер видел корни отклонений не столько в самих комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности Адлер выделяет структуру семьи. Место ребенка в ней и соответствующий тип воспитания оказывают значительное влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности и комплекса неполноценности.

Аналитическая психология Юнга

Краткий перечень понятий, которые имеют непосредственное отношение к изучению девиантного поведения:

Структура личности по Юнгу:

Эго - сознательный ум.

Личное бессознательное - подавленные сознательные впечатления, переживания при появлении бывшие слишком слабыми, чтобы произвести впечатление на уровне сознания.

Содержание доступно сознанию.

Комплексы - организованная тематическая группа переживаний, притягивающихся к так называемому ядру комплекса. Комплекс может захватывать власть над личностью. Может осознаваться через ассоциации, но не непосредственно.

Коллективное бессознательное - скрытые воспоминания, унаследованные филогенетически (опровергнуто на рациональном уровне современной генетикой). Это врожденное основание структуры личности. Симптомы, фобии, иллюзии и другие иррациональные явления могут возникать при отвержении бессознательных процессов.

Архетипы - универсальная мыслительная форма, содержащая эмоциональный элемент. Наиболее развившиеся архетипы могут быть рассмотрены как отдельные системы внутри личности - персона, анима/анимус, тень.

Персона - маска, надеваемая в ответ на:

а) требования социальных условностей;

б) внутренние архетипические потребности.

Это - публичная личность, в противоположность собственной личности, скрытой за внешним проявлением в социальном поведении.

Если Эго сознательно отождествляется с Персоной - человек сознает и ценит не собственные чувства, а принятую роль.

Анима/анимус - бисексуальная природа человека. Как архетип возникли при постоянном сосуществовании обоих полов.

Тень - воплощение животной стороны человеческой природы. Проекция Тени вовне реализуется в образе дьявола или врага. Тень ответственна за социально неодобряемые мысли, чувства, действия.

Самость - архетип целостности - ядро личности, вокруг которого группируются все системы. Цель жизни- идеал, обладающий свойством недостижимости. Архетип самости не очевиден до достижения человеком среднего возраста, когда он начинает предпринимать усилия сместить центр личности с сознательного на равновесие между ним и бессознательным.

Установки - экстраверсия и интроверсия, одна из которых доминирует, вторая при этом является бессознательной.

Функции - мышление, чувство, ощущение, интуиция. (Мышление - рационально; чувство - оценочная функция, определяющая ценность вещей, дает субъективные переживания; ощущение - перцептивная реалистическая функция; интуиция - восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний.)

Взаимодействие систем личности:

Системы могут: компенсировать друг друга; противостоять и объединяться.

Компенсация:

- между экстраверсией и интроверсией,

- между эго и анимой мужчин / анимусом женщин.

Оппозиция

- между эго и личным бессознательным,

- между эго и тенью,

- между персоной и анимой/анимусом,

- между персоной и личным бессознательным,

- между коллективным бессознательным и персоной.

Объединение позволяет компонентам создавать качественно новое, направленное на интеграцию личности (самость).

Единство противоположностей достигается за счет трансцендентной функции.

Динамика личности.

Понятие психической энергии - проявление жизненной энергии, энергии организма, как биологической системы. Это гипотетическая конструкция, не могущая быть измеренной, но подчиняющаяся тем же физическим законам, что и энергия в обычном смысле.

Психические ценности - количество энергии, вложенной в тот или иной элемент личности, мера напряженности (или силы в побуждениях и управлении поведением). Возможно обнаружение лишь относительной ценности элемента (сравнительно с другими, но не объективно, то есть только внутри данной личности).

Принцип эквивалентности - если энергия расходуется на одно, то она появится в другом (одна ценность ослабевает, другая усиливается).

Принцип энтропии - распределение энергии психики стремится к балансу. Состояние идеального распределения энергии - самость.

Развитие личности по Юнгу

Цель - самореализация, как максимально полная дифференциация и гармоничное сочетание всех аспектов личности. Новый центр - самость, взамен старого центра - эго.

Каузальность и телеология - два подхода к изучению личности, один из которых рассматривает причины, другой - исходит из целей, из того, к чему личность движется. Юнг пропагандировал мысль, что для правильного понимания того, что движет поступками человека, необходимо использовать оба подхода.

Стадии развития личности:

До пятилетнего возраста - появляются сексуальные ценности, и достигают вершины в подростковый период.

Юность и ранняя взрослость - доминируют основные жизненный инстинкты, человек энергичен, страстен, зависим от других (даже в форме сопротивления им).

Сороковые годы - смена ценностей - с биологических на более культурные (культурно детерминированные), человек более интровертирован, менее импульсивен. Энергичность уступает мудрости (и как цели, и как инструменту достижения таковой). Ценности личности сублимируются в социальные, религиозные, гражданские и философские символы.

Этот период и наиболее значим для личности, и наиболее опасен, если в переносе энергии на новые ценности наблюдаются нарушения.

Достоинство юнгианского подхода к истолкованию личности - утверждение о внутренней тенденции человека к развитию в направлении гармоничного единства. (Раскрытие изначальной врожденной целостности.)

Эрих Фромм

Основная тема творчества Фромма - человеческое одиночество, вызванное отчуждением от природы и от других людей. Такая изоляция не обнаруживается у животных.

Такая тема тесно связана с темой свободы, которую Фромм, в этом плане, рассматривает, как негативную категорию. Всякое освобождение приводит к большему ощущению одиночества и отчужденности.

Следовательно, (по Фромму) возможны два пути - объединиться с другими на основе любви и сотрудничества или искать подчинения.

По Фромму любое устройство (переустройство) общества - есть реализация попытки разрешения базового человеческого противоречия. Оно состоит в том, что человек одновременно является и частью природы, и отдельным от нее - одновременно и животное и человеческое существо. То есть человек обладает и потребностями (животное), - и самосознанием, разумом, человеческими переживаниями (человек).

Фромм выделяет пять базовых потребностей:

Потребность в связи с другими - проистекает из вырванности человека из исходного единства с природой. Вместо инстинктивных связей, которыми обладают животные, человек вынужден создавать собственные отношения, причем наиболее удовлетворительными оказываются основанные на продуктивной любви. (Взаимная забота, уважение, понимание.)

Потребность в трансценденции - стремление человека подняться над своей животной природой, стать не созданием, а создателем. (При препятствиях человек становится разрушителем.)

Потребность в укорененности - люди хотят ощущать себя частью мира, принадлежать ему. Наиболее здоровое проявление - в ощущении родства с другими людьми.

Потребность в идентичности - потребность в уникальности своей индивидуальности. Если эта потребность не реализуется в творчестве, то может реализовываться в принадлежности к группе или в идентификации с другим человеком. (Не бытие кем-либо, а принадлежность кому-либо.)

Потребность в системе ориентации - система ориентиров, стабильный и последовательный способ восприятия и понимания мира.

По Фромму эти потребности носят чисто человеческий характер. Причем они не порождаются обществом (с тем или иным устройством), а возникают эволюционно.

Формы и способы удовлетворения этих потребностей и развитие личности определяются конкретным обществом. Приспособление человека к обществу - компромисс между внутренними потребностями и внешними требованиями.

Пять типов социального характера, определяющих способ отношения индивидов друг к другу:

- рецептивный - потребляющий,

- эксплуативный,

- накопительский,

- рыночный,

- продуктивный.

Позже им выдвинут другой дихотомический способ классификации характеров - на биофильный (направленный на живое) и некрофильный (направленный на мертвое). Фромм говорил, что единственная исходная сила - жизнь, а инстинкт смерти вступает в действие, когда жизненные силы фрустрированы.

По Фромму важно, чтобы характер ребенка воспитывался в соответствии с требованиями данного общества, чтобы он хотел его сохранения. Это объясняется тем, что по Фромму всякое изменение общественного устройства ведет к нарушениям в социальном характере индивида. Прежняя его структура не соответствует новой действительности, что усиливает чувство отчужденности. Последнее усиливает опасность некритичного выбора (или принятия от других) способов спасения от одиночества.

Убеждения Фромма:

1) человек обладает врожденной сущностной природой,

2) общество должно существовать для того, чтобы эта природа могла реализоваться,

3) до сих пор это ни одному обществу не удалось,

4) но это возможно в принципе.

Гуманистическая психология

В ней исходят из того, что при реакции индивида на различные внешние обстоятельства существенное значение имеет личностная интерпретация ситуации. В зависимости от того, как именно человек осмысливает те или иные социальные взаимодействия, он может действовать либо «нормально», либо, напротив - «девиантно». Внимание акцентируется на содержании человеческого сознания: «Как различные представления, взгляды, отношения, «идеи» воздействуют на поведение человека. Это заставляет обращаться к проблеме общего мировосприятия, важнейшей составляющей которого является система ценностей индивида.

Карл Роджерс - «центрированная на человеке» теория

Понятие Я-концепци. Я-концепция означает: «…организованный, согласованный концептуальный гештальт, построенный из перцепций характеристик «я» или «меня» и перцепций отношений «я» или «меня» к другим людям и различным аспектам жизни, а также ценностей, связанных с этими перцепциями. Этот гештальт доступен сознанию, хотя не обязательно всегда осознан. Это текучий и изменчивый гештальт, он процессуален, но в каждый момент образует специфическую целостность.»

Организм - представляет собой локус всего опыта переживаний - всего доступного самознанию и постоянно происходящего в организме в любой момент. Поведение индивида зависит от «феноменального поля» (субъективной реальности), а не от стимульной ситуации (внешней реальности). Феноменальное поле составляется в каждый момент сознательными (символизированными) и бессознательными (не символизированными) переживаниями.

Я - часть феноменального поля, дифференцировавшаяся под учетом привнесенных ценностей и норм.

Согласно теории Роджерса, помимо реального «я», как такового, его структуры, существует идеальное «я» - то, чем человек хотел бы быть. Когда символизированные переживания, образующие Я, достоверно отражают переживания организма, о человеке говорят, что он адаптирован, зрел и полностью функционирует. Такой человек принимает весь спектр организмических переживаний без чувства угрозы или тревоги. Он способен к реалистическому мышлению. Неконгруэнтность между Я и организмом заставляет индивидов чувствовать угрозу и тревогу. Их поведение приобретает защитный характер, их мышление становится ограниченным и ригидным. В теории Роджерса подразумеваются, однако, два других проявления конгруэнтности. Одно из них - наличие или отсутствие конгруэнтности между субъективно воспринимаемой реальностью и внешней реальностью - миром, как он есть. Другое - степень соответствия между реальным и идеальным «Я». В случае значительных расхождений человек неудовлетворен и плохо приспособлен.

Таким образом, согласно Роджерсу, у организма есть основная тенденция - стремление к актуализации, утверждению, усилению себя. Эта актуализирующая тенденция избирательна, направлена на те аспекты среды, которые способствуют конструктивному движению личности к актуализации, к завершенности и целостности. То есть, самоактуализация сама по себе является мотивирующим фактором, побуждающей к активности силой, поскольку цель жизни всякого человека заключается в том, чтобы сделаться самоактуализированной, целостной личностью.

Роджерсом особо выдвигаются две ведущие потребности: в позитивном отношении и в самоотношении. Первая развивается, в силу заботы родителей в детском возрасте, вторая формируется, благодаря получению положительного отношения других.

Роджерсом акцентируется внимание на том, каким образом, особенно в детстве, оценки индивида со стороны окружающих увеличивают расхождение между переживаниями организма и переживаниями «Я». В случае только положительного отношения, самоотношение не будет ничем обусловлено, и будет оставаться в согласии с организмической оценкой. Но, поскольку оценки со стороны окружающих не всегда положительны, возникает диссонанс между организмической оценкой и переживаниями «Я». Недостойные переживания имеют тенденцию к исключению из Я-концепции, даже если они организмически валидны. Следовательно, Я-концепция исключается из сферы организмических переживаний - индивид (ребенок) старается соответствовать ожиданиям окружающих. Я-концепция, с течением времени, становится более искаженной из-за чужих оценок.

Организмический же опыт переживаний противоречит Я-концепции, и переживается как угроза, порождает тревогу. Для защиты же Я-концепции таким угрожающим переживаниям придается искаженная символизация. Роджерс утверждает, таким образом, что люди часто поддерживают и стараются усилить несоответствующий реальности образ себя. В качестве механизма, в этом случае выступает либо исключение из сознания негативной информации о себе, либо, с другой стороны, данные, противоречащие отрицательной оценке себя, интерпретируются индивидом так, чтобы возможность этой отрицательной оценки все-таки сохранялась.

Бихевиоризм

Скиннер

Для психолога, единственным реальным фактом может быть только человеческое поведение - то, что поддается измерениям и анализу.

Поведение всегда имеет под собой причину. Этой причиной является стимул - то, что извне подталкивает человека к действию. Сами действия осуществляются по схеме «стимул-реакция», такое поведение Скиннер называл респондентным. Однако человек, благодаря своим мыслительным способностям способен и к оперантному поведению. (Операнта - спонтанная реакция без действия вы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: