КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ




Казань

Рекомендовано к печати решением методического (< вета ИПКРО РТ, Совета Казанского института эко номики, управления и права.

ME 36 В библиотеку психолога, дефектолога.

С.В.Меныникова. Коррекция заикания у детей. При к тическое пособие для логопедов и родителей. 1999 i, 112 с.

Под редакцией Л.МЛболина, профессора, доктора психологических наук.

 
 

В практическом пособии освещены механизмы и причины возникновения заикания, дается краткий обзор различных ме­тодик по устранению заикания у детей. Приводится обобщен­ный прием коррекции заикания у дошкольников и младших школьников, созданный на основе других методик, с учетом главных требований. В данной работе даны методические разра­ботки (15 практических индивидуальных занятий с дошколь­никами), даются рекомендации родителям и педагогам по пре­одолению и профилактике рецидивов заикания. В книге также использованы приемы, входящие в комплексные методы кор­рекции заикания, разработанные другими специалистами. Прак­тическое пособие рассчитано на дефектологов, практикующих логопедов, детских психотерапевтов, психологов и доступна для родителей заикающихся детей.

От автора

В конце XX века, мы, взрослые, с тревогой отмечаем, что несмотря на многочисленные медикаментозные пре­параты, новые изобретения и методы лечения в медицине, увеличение количества платных услуг здоровье наших детей в целом продолжает ухудшаться. По статисти­ческим данным не уменьшается и количество детей, стра­дающих нарушениями речи. Среди них, такой сложный дефект речи, как заикание. Этот речевой недостаток особенно распространен среди детей дошкольного возра­ста. К сожалению, заикание, как и многие другие болезни, сегодня продолжает «молодеть». Известны случаи, когда оно возникало у детей, не достигших и двухлетнего воз­раста.

Около двух процентов детского населения нашей страны обращается с этим нарушением речи за логопедической помощью. В дошкольном возрасте восемьдесят процентов детей проходят через так называемое физиологическое заикание, которое выражается в спонтанных итерациях (повторениях) звуков, слогов или слов. Это возрастное за­икание, появляющееся в период становления и развития речи ребенка, отличается от настоящего, уже стойкого дефекта тем, что при правильном поведении родителей, при выполнении общих требований логопеда и детского психоневролога может бесследно исчезнуть само по себе, еслиу конечно, в этот период не создавались благоприят­ствующие развитию стойкого заикания факторы.

Как избежать возникновения этих факторов? Что должны сделать родители начавшего заикаться ребен­ка? Куда и когда обращаться по этому поводу, как про­водить занятия с заикающимся ребенком? Эти и мно­гие другие вопросы раскрывает предлагаемая книга.

ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетли­вости».

...Одни предполагают, что быстрый темп речи при заикании — это результат нарушения между мысли­тельным процессом и воспроизведением слов. Другие полагают, что это результат аномалий в центральной нервной системе, и не исключается также, что ускоре­ние темпа речи в определенных ситуациях возникает в результате преобладания процесса возбуждения над торможением. А.А.Сахаров трактует заикание как рас­стройство речи, плавность которого прерывается судо­рожными спазмами в речевой мускулатуре вследствие каких-то функциональных заболеваний нервной сис­темы. В свете учения И.П.Павлова заикание — это на­рушение нормального соотношения процессов тор­можения и возбуждения в коре головного мозга. Этого мнения придерживаются и современные специалис­ты, работающие над проблемой заикания. По мнению М.Е.Хватцева, заикание — «это своеобразное, по пре­имуществу реактивное (функциональное) дискоорди- национное расстройство речи, которое внешне про­является в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными бо­лезненными неврологическими и психическими из­менениями, особенно в сфере эмоциональной и во­левой» (24, с.213).

Внешне заикание выражается в прерывистости речи с характерным разрывом слова на слоги или звуки, его составляющие. Нарушение плавного течения речи по­рой сопровождается судорогоподобным напряжением речевой мускулатуры, возникающим только в момент говорения. Основным признаком стойкого (хроничес­кого) заикания является дезинтеграция в центральной нервной системе, вызывающая блок торможения.в пе­риферических звукопроизводящих органах в виде су­дорожного спазма, который напоминает судорогу во время икания, откуда и произошло название дефекта. Длительность судороги может быть от доли секунды до минуты и более. В заикании различают тонические су­дороги, когда сокращаются мышцы-тонус короткими или длительными толчками и клонические судороги (с менее выраженным напряжением), когда происходит 6 повторение движений мышц-клонус. В заикании могут присутствовать обе формы судорог с преобладанием одной из них. В зависимости от места локализации су­дорог различают: дыхательную форму (судороги воз­никают в мышцах брюшного пресса, диафрагмы), го­лосовую форму (судорожность возникает в мышцах гор­тани, в голосовых связках) и артикуляторную (судо­роги возникают в языке, губах). Место локализации судорог бывает и смешанным, когда присутствуют два или три вида. По тяжести проявления заикание подраз­деляют на три степени: легкую, среднюю и тяжелую.

В учебном пособии М.Е.Хватцева приводится сле­дующая характеристика степеней заикания: легкая сте­пень характеризуется проявлением заикания лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. Задержки преодолеваются легко, дети не стесняются своего дефекта. Средняя степень, когда в спокойном состоянии говорят легко и мало заикаются, но в эмоциональном состоянии проявляется достаточ­но сильное заикание. И тяжелая степень, при которой заикаются в любой обстановке постоянно, с сопутству­ющими движениями и словесными уловками.

Однако до настоящего времени четкие критерии определения степени заикания не выработаны. В.М.Шкловский придерживается того же мнения, го­воря, что заключение о тяжести заикания по одному лишь моторному признаку, как правило, оказывается недостаточным, так как при наличии незначительных судорог у этих же заикающихся выявляется тяжелая де­компенсация за счет невротического компонента. Т.Б.Филичева определяет заикание только по двум сте­пеням. Она выделяет слабую (умеренную) степень, при которой заикание проявляется очень мало, едва замет­но и не мешает речевому общению, и сильную (тяже­лую) степень, при которой в результате длительных судорог общение становится ограниченным или невоз­можным.

Такие расстройства речевой стороны при заикании, как нарушение плавности, темпа, ритма, кроме того, сопровождаются различными наслоениями, в том чис­ле звукофобией, которая встречается чаще у старшего возраста — школьников, подростков и взрослых. Зву- кофобия — это боязнь произнесения отдельных звуков

и звукосочетаний, слов. Это могут быть не только со­гласные звуки, но и гласные, и также стечения двух согласных (тр, др, стр и т.д.) и определенные слова с этими «трудными» звуками.

Отмечается зависимость возникновения этих труд­ных звуков от места локализации речевой судороги. Причиной этого является чрезмерное судорожное на­пряжение мышц артикуляторного аппарата, которое нарушает процесс быстрого переключения с одного звука на другой, в связи с чем и затрудняется произне­сение определенных для каждого заикающегося звуков. При этом фиксация на этих звуках и приводит к воз­никновению страха (фобии). Некоторые заикающиеся пытаются преодолеть трудные звуки путем сильного напряжения в месте локализации судороги, чем только усугубляют свое состояние, при этом еще более усили­вая судорожность и, конечно, страх перед этими зву­ками. Надо отметить, что эти же звуки в других словах могут произноситься легко, без спазмов. А также отме­чалось, что сегодня у заикающегося затруднено произ­несение одних звуков чаще, чем других, а завтра появ­лялись другие трудные звуки. Постоянно помня и ду­мая о своих трудных звуках, заикающийся во время речи напряжен, скован. Таким образом, появляется фиксированная навязчивость в виде фобии опреде­ленных трудных слов, звуков. Эти навязчивые мысли о том, что он не сможет сейчас сказать это слово и будет заикаться, вызывают в свою очередь страх и заставляют маскировать свое заикание, вставляя раз­личные посторонние звуки, словосочетания, кото­рые в первый момент действительно помогали пре­одолеть спазм на трудном слове, а потом их действие прекращалось и они впоследствии лишь засоряли речь.

Многие заикающиеся вставляют звуки «э-э», «м- м», словосочетания — «вот так», «ну вот», «так зна­чит», «это вот» и др. Такие слова и словосочетания не­редко встречаются в речи и у людей, не страдающих заиканием. Их называют эмболофразиями, и чаще они присутствуют у подростков и взрослых, чем у детей. Некоторые заикающиеся стремятся избежать слов с трудными звуками и часто стараются заменить други­ми, подходящими по смыслу, но при этом изменяется смысл сказанного. Постоянная мысль об этом приводит 8 к неуверенности при общении, отчужденности, замк­нутости, появляется логофобия — безотчетный, навяз­чивый страх речи.

Заикание выраженной степени сопровождается чаще всего непроизвольными сопутствующими движения­ми, которые, по мнению М.Е.Хватцева, связаны с нарушениями экстрапирамидной недостаточности. Эти движения могут распространяться на мышцы лица, туловища и конечностей. Наряду с непроизвольными движениями у заикающихся возникают двигательные уловки, которые со временем перерастают в навязчи­вые движения. Например, нередко бывает так, что заи­кающийся перед тем как почувствует затруднение при произнесении трудного слова, сделает движение ногой или моргнет глазами и не заикнется, это он применит еще и еще раз. Но в дальнейшем в какой-то момент эта двигательная уловка перестает помогать, а заикающий­ся настолько привыкает к ней, что не замечает, что продолжает употреблять ее уже без пользы. Вот и полу­чается непривлекательная картина — кроме заикания, проявлений судорожных речевых спазмов, человек еще и топает ногой, моргает глазами и создает тем самым еще более тягостное впечатление. Эмболофразии, дви­гательные уловки, навязчивые движения говорят о дав­ности заикания и являются своеобразной защитной ре­акцией, приспособлением к дефекту.

Все эти характерные признаки заикания непосто­янны и изменчивы. Они могут внезапно усиливаться или ослабевать и часто зависят от изменений внешних и внутренних раздражителей. Состояние речи может быть связано с физическим и эмоциональным фоном, а также зависеть от времени года и даже от влияния лунных приливов и отливов (что в действительности наблюда­лось в практике). Один и тот же заикающийся может говорить дома, в школе на перемене мало заикаясь, и в тот же день очень сильно заикаться на уроке, отвечая у доски. Некоторые из них с незнакомыми людьми говорят лучше, чем с близкими и друзьями. У одних спонтанная речь лучше, чем чтение, у других — на­оборот. Одни заикающиеся прекрасно могут говорить наедине с преподавателем, но не могут выступить пуб­лично без сильного заикания. Кто-то говорит по теле­фону не заикаясь, кто-то боится личного контакта.

Сегодня может быть затруднен один вид речевого об­щения, например, диалог, через некоторое время не дается рассказ или экспромт.

Одним из характерных проявлений заикания явля­ется психологическая особенность состояния. У малень­ких детей наблюдается капризность, плаксивость, по­вышенная раздражительность, плохой сон. Многие ав­торы отмечают выраженные психологические особен­ности у подростков и взрослых в виде быстрой утомля­емости, рассеянного внимания, угнетенности, мнитель­ности, тревожности, а также различной степени фик­сированное™ на своем дефекте. Все эти особенности, страх перед речью вызывают у подростков и нередко у взрослых комплекс неполноценности. Это чувство чаще всего «является одним из основных явлений, из кото­рых развивается невротическое расстройство», — зак­лючает В.А.Гиляровский (с.56).

В настоящее время специалисты выделяют невроти­ческую, неврозоподобную и смешанную формы заи­кания (когда присутствуют проявления и той и другой формы заикания в разной степени, с преобладанием одной из них). Сотрудниками лаборатории функцио­нальных и других видов нарушений речи (под руко­водством доктора мед. наук Н.М.Асатиани при НИИ общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского) дана следующая краткая характеристика двух основных групп заикания:

«НЕВРОТИЧЕСКОЕ заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу, характеризуется на­растанием как речевой судорожности, так и невроти­ческих расстройств: усложнением с возрастом речевы­ми уловками, эмболофразиями, сопутствующими дви­жениями, формированием к 11 — 13 годам страха речи, наибольшей выраженностью как заикания, так и об­щеневротических расстройств к 15—16 годам. НЕВРО­ЗОПОДОБНОЕ заикание, возникающее на фоне ре­зидуальной церебрально-органической недостаточно­сти, обычно имеет постепенное начало и нередко на­блюдается с момента становления фразовой речи. Для этих больных характерен полиморфизм как психичес­ких, так и собственно речевых нарушений, склонность к большей речевой судорожности и большей выражен­ности гиперкинезов и сопутствующих речи движений, 10 отставание общего моторного развития, редуцирован­ный характер логофобии» (2, с.З).

На основании психолого-педагогических характе­ристик специалистами под руководством В.И.Селивер­стова были выделены различные группы заикающихся детей в зависимости от наличия у них в разной степени фиксированности на дефекте для создания дифферен­цированного подхода при коррекции. Таких групп ока­залось три: с нулевой, умеренной и выраженной степе­нью фиксированности на своем дефекте. Первая группа включала детей, которые практически не испытывали дискомфорта от сознания своей неполноценности. Во второй группе были дети с нерезко выраженной степе­нью фиксированности и которые просто пытались иног­да замаскировать свой дефект с помощью различных уловок, но при этом не находились в состоянии посто­янного напряжения и переживания. Третья группа вклю­чала в себя детей с комплексом неполноценности по поводу своей речи, глубоко и длительно переживав­ших свой дефект. Для них характерна мнительность, повышенная обидчивость и раздражительность, зави­симость от чужого мнения, навязчивые мысли и выра­женный страх речи. Этими авторами был сделан вывод: чем выше степень фиксированности на дефекте, тем ниже эффективность коррекции заикания.

Московские специалисты Н.А.Власова, Герценш- тейн и ленинградский дефектолог А.Ф.Шельтинг опре­делили заикающихся детей на несколько групп. Первые авторы разбили заикающихся по состоянию психики и речи на четыре группы.

Первая группа. Дети без особого клинического сво­еобразия, с легкой формой чаще всего клонического заикания, сравнительно недавнего происхождения (не свыше года).

Вторая группа. Дети с преимущественно тоничес­ким заиканием, осложненным косноязычием, и с за­поздалым в большинстве случаев началом речи.

Третья группа. Дети с наиболее тяжелым, преиму­щественно тоническим заиканием, заторможенные невротики. Болезненно реагируют на свой недостаток, фиксируют его. Избегают коллектива и спонтанной речи. Часто с врожденным отягощением (нервность ро­дителей).

Четвертая группа. Дети с преимущественно клони- ческим заиканием, независимо от стажа заикания без вторичных психических наслоений, переживающие свой порок.

А.Ф.Шельтинг также делит заикающихся детей по состоянию речи и общего развития на четыре типа:

«1. Заикание на фоне задержанного развития мото­рики и речи. У одних — ярко выраженный паллидар- ный синдром, у других этого не замечается.

1. Заикание, связанное с алалией. Моторное недо­развитие, ригидность мускулатуры, затрудняющей сво­бодное произношение (говорит с чрезвычайным на­пряжением, быстро утомляется).

2. Заикание в незначительной степени при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной не­рвности. Нередко заикание осложнено косноязычием.

3. Заикание у невротиков, обычно внезапно возни­кающее в раннем возрасте. Психические наслоения не выражены. Слабовольны, несобранны, рассеянны. Речь торопливая». (24, с.240).

Приведенная выше типология заикания дает воз­можность специалистам подбирать дифференцирован­ный подход к заикающимся детям при устранении за­икания. Правильно классифицируя тип заикания, можно не только правильно подобрать метод коррекции, но уже и заранее знать, насколько он будет результатив­ным.

Этиология заикания

Этиология заикания, также как и механизмы, до конца еще не изучена, и в процессе исследований вы­ясняются все новые, дополнительные причины. И для того, чтобы успешно корригировать заикание, нужно обязательно понять источники его происхождения. Дли­тельные общие исследования при изучении заикания позволяют прийти к выводу, что «заикание возникает в результате факторов, непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психи-

ке человека при наличии особо благоприятствующих этому условий» (24, с.228). К благоприятствующим фак­торам М.Е.Хватцев относит невропатическую отягощен- ность родителей и особенности самого заикающегося. Выяснено, что более всего предрасположены к заика­нию нервные, впечатлительные дети, чем дети со здо­ровой нервной системой. Само заикание по наследству не передается, — утверждает М.Е.Хватцев, — но раз­личные виды нервной неполноценности, как слабый или неуравновешенный тип нервной деятельности, недостаточность в центральных речедвигательных ме­ханизмах — все это может передаваться по наследству как предрасположенность к заиканию.

Этого же мнения придерживаются авторы статьи «О наследственности в заикании» Р.А.Субботина и

В.Н.Требулева. Авторы проводили эксперимент, зада­чей которого было проследить роль наследственности в предрасположенности к заиканию. В процессе экспери­мента исследователи опрашивали родных и близких всех детей и подростков, лечившихся в отделении московс­кой детской психиатрической больницы № 6. Специа­листы отмечают, что у лиц мужского пола, как уже известно давно и подтвердилось еще раз, заикание встречалось в три раза чаще, чем у лиц женского пола (100 мальчиков и 29 девочек). Они также отметили, что наследственная отягощенность речевыми расстройства­ми была у 50 % исследуемых. У этих заикающихся, ко­торые имели в семье близких, страдающих или стра­давших этим дефектом, само заикание протекало тяже­лее, чем у детей без наследственной отягощенности речевыми нарушениями. Эта наследственная отягощен­ность более всего отмечалась у заикающихся с неврозо­подобной формой заикания, и лишь в единичных слу­чаях она встречалась при невротической форме.

Под наследственной отягощенностью исследовате­ли имели в виду наличие речевых расстройств у близ­ких родственников. Р.А.Субботина и В.Н.Требулева пришли к выводу, что только у 13 детей с заиканием кто-то в семье заикался, и они считают, что роль на­следственности не так уже велика, хотя и имеет значе­ние при устранении заикания. Их выводы совпадают с мнением В.А.Гиляровского: «Признавая несомненным, что в развитии заикания играют роль наследственные

моменты, нельзя все же считать его наследственным заболеванием в собственном смысле» (с. 570—582).

Л.И.Белякова и ЕАДьякова отмечают, что в миро­вой литературе отягощенная наследственность может про­слеживаться у нескольких поколений. Они также делают заключение о том, что передается по наследству не само заикание, а слабость центральных речевых механизмов, которые более подвержены воздействию различных фак­торов риска. В нашей практике также были наблюдения, из которых можно сделать вывод: не у всех детей, родите­ли которых заикались в детстве (или заикаются по насто­ящий момент), развился этот же дефект, а только у тех, у кого эта предрасположенность получила толчок, соче­таясь с психотравмой или каким-то заболеванием.

Эмоциональная напряженность может быть также хорошей базой для возникновения заикания. Эмоцио­нальная напряженность создается при преобладании критики ребенка со стороны окружающих. Постоянная подавленность и угнетенность создает чувство неуве­ренности в себе и порождает отчужденность. Подобное настроение ребенка приводит к обостренной нервной напряженности, которая может разрешиться заикани­ем. К этому же может привести и неблагоприятная се­мейная обстановка: постоянные ссоры, скандалы и уг­розы родных могут держать ребенка в эмоциональной напряженности, и достаточно малейшего толчка в виде испуга, чтобы возникло заикание.

Действие негативных факторов стимулирует пред­расположенность ребенка к заиканию. В сочетании с неблагоприятными воздействиями социальной сре­ды это может привести к появлению стойкого заика­ния различной тяжести. Для того чтобы возникло за­икание, необходимо присутствие производящих при­чин. Такими причинами можно считать анатомо-фи­зиологические. Немалую роль в этом играет пораже­ние головного мозга в раннем детстве, которое мо­жет быть разного генеза: внутриутробные и приобре­тенные инфекционные заболевания, родовые трав­мы и т.д. Эти причины вызывают появление заика­ния неврозоподобной формы, которое прогности­чески менее благоприятно при коррекции. Испуг, о котором часто говорят сами заикающиеся и их роди­тели, по нашему мнению, является не причиной, а лишь поводом, толчком для возникновения заика­ния. Так как пугаются в жизни многие дети, но не все начинают заикаться, а только те, у кого есть к этому предрасположенность.

В первую очередь это дети с неустойчивой психи­кой и с ослабленной нервной системой. После длитель­ного периода инфекционной болезни резкий громкий звонок, неожиданный лай собаки, страшный сон мо­гут послужить сверхсильным раздражителем и вызвать заикание сразу или через некоторое время, создав срыв в высшей нервной деятельности. Этот испуг чаще всего совпадает с началом проговаривания ребенком слова, и появившаяся судорога фиксируется ребенком, он пу­гается еще больше и уже боится говорить. Обостренное внимание взрослых к факту заикания еще больше зак­репляет и усиливает дефект. Предполагается, что воз­никновение заикания от испуга вызывается резким изменением химической реакции в крови, что дает широкую иррадиацию возбуждения в коре мозга (24).

Исходя из теории И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и учения об условных рефлексах, можно сказать, что возникающее при испуге или при дли­тельно действующем сверхсильном раздражителе тор­можение в речевых зонах головного мозга может выз­вать «срыв» речевой функции — заикание. Но считать психотравматизацию единственной причиной возник­новения заикания никак нельзя.

Возникновение заикания у детей

Этиология заикания в раннем детстве связана с формированием соответствующего механизма в долго­временной памяти (гипоталамусе), который запоми­нает первую речевую судорогу и фиксирует его одно­моментно на фоне сильного эмоционального стресса и впоследствии повторяет многократно. Физиологическое (эволюционное) заикание возникает обычно в период бурного развития речи, с 2 до 5 лет, когда коммуника­тивная, познавательная деятельность начинает развивать­ся под влиянием тесного общения с взрослыми. В этот

период ребенок общается с взрослыми на высоком эмо­циональном подъеме, достаточно возбужденно, желая привлечь внимание взрослых, и поэтому говорит гром­ко, быстро. При этом у многих детей возникают повто­рения слогов, слов, что при первом рассмотрении мож­но принять за настоящее заикание. Но это так называе­мое возрастное заикание, которое характерно для ран­него дошкольного возраста.

Физиологические итерации (повторения) проис­ходят из-за того, что активный словарный запас ре­бенка еще недостаточно сформирован, формы выра­жения мысли несовершенны и недостаточно развита артикуляторная моторика. Некоторые авторы характе­ризуют это состояние как речевую неготовность. В этом возрасте мышление ребенка в основном образное и зиждется на конкретном материале. Эти особенности мышления детского возраста проявляются во всех ви­дах речевой деятельности, особенно при самостоятель­ном длительном рассказе или пересказе. Именно тогда чаще всего и возникают повторения, так как речевая неготовность артикуляторного аппарата не успевает сло­весно оформлять мысли, опережающие речь.

«Известно, что внутренняя речь ребенка формиру­ется значительно позже, чем его внешняя речь. Ребе­нок, обладающий внешней речью в ситуации диалога, оказывается неспособным к развернутой монологичес­кой речи. Это в значительной мере связано с тем, что внутренняя речь ребенка со всеми ее предикативными функциями еще недостаточно сформирована. Переход к монологической речи у ребенка остается невозмож­ной даже тогда, когда ребенок полностью владеет диа­логической речью. Только после того как происходит процесс сокращения, свертывания внешней речи и превращения ее во внутреннюю, становится доступ­ным обратный процесс — развертывание этой внут­ренней речи во внешнюю, то есть в связное речевое высказывание с характерным для него стойким «смыс­ловым единством», — утверждает А.Р.Лурия (с.201).

В действительности при изучении заикания мы ви­дим, что речевые возможности детей дошкольного воз­раста ограничены периодом формирования самой речи, ее артикуляторного аппарата и служат причиной нару­шения плавности и ритма речи, причиной необосно- 16 ванных итераций, спотыканий в процессе активного общения.

Такие физиологические несовершенства нередко бывают в тех семьях, где старшие сами говорят быстро, нечетко, не приучая ребенка к совершенствованию речи, не помогают в накоплении словарного запаса, активного и правильного использования новых слов и понятий, когда взрослые не ставят своей целью посте­пенно помогать ребенку накапливать знания об окру­жающем мире и не поправляют его при неправильном использовании грамматических понятий. Когда роди­тели не только не совершенствуют речь своего ребенка, но и культивируют недостатки его речи, подражая его косноязычной речи. Другой причиной возникновения заикания бывает фиксация взрослых на речевых недо­статках ребенка. Они могут его высмеивать, заострять внимание на отрицательных моментах во время произ­несения, вместо того, чтобы помочь ребенку, успоко­ить его.

Дети же в подобных ситуациях реагируют на недо­статки своей речи преимущественно аффективно, и поэтому такие невольные итерации можно рассматри­вать, как выражение несовершенства их речи, неуве­ренности, как стремление преодолеть свой дефект. Фи­зиологическое заикание на определенном этапе рече­вого развития является естественным. Главное его отли­чие от стойкого настоящего заикания в том, что оно бывает кратковременным, а самое главное, не сопро­вождается судорожными спазмами, навязчивыми дви­жениями и не фиксируется на определенных звуках и словах.

Физиологические итерации обычно к 4—5 годам исчезают самостоятельно, если не было предрасполага­ющих причин и благоприятствующих факторов, не было толчка, который бы способствовал фиксации ребенка на собственных запинках и не благоприятствовал пере­ходу в стойкое заикание.

Далеко не всегда родители без помощи логопеда помогают ребенку преодолеть безболезненно физио­логические итерации. Многие родители пытаются ис­править речь ребенка самостоятельно — каждый раз при запинках останавливая ребенка, заставляя повторять его снова и снова, предлагая говорить медленно, не заме-

чая, что при этом они фиксируют внимание ребенка на этом речевом несовершенстве. И чем больше ребе­нок старается об этом думать и следить за своей речью, тем больше начинает запинаться. Так простые повторе­ния слогов и слов закрепляются и переходят в настоя­щие судорожные запинки.

В других случаях родители могут настолько сильно проявлять беспокойство по поводу обычных повторе­ний ребенка, что переносят свое тревожное состояние на него, чем только вызывают усиление таких итера­ций, опять же фиксируя внимание на них. Некоторые родители начинают обращаться со своим ребенком, у которого появились запинки, как с больным. Они рас­сказывают при нем, что он заикается и демонстрирует, как он заикается. Косвенное внушение может еще силь­нее подействовать на ребенка. Он начинает переживать свое состояние также сильно, как родители, закрепляя и усиливая заикание. Некоторые же дети очень скоро замечают, что родители, видя, как он заикается, пере­живают и делают для него разного рода уступки, обра­щаясь с ним, как с больным, позволяют капризничать и добиваться своего. Дети также замечают, что запинки в речи дают им преимущества в виде поблажек, и по­этому не стремятся избавиться от них, а привыкают добиваться своих желаний, используя заикание, тем самым закрепляя его и переводя в стойкое.

Наблюдения за заикающимися детьми, за их вос­питанием в семье привели нас к суждению о том, что неправильное поведение не только близких, но и всех окружающих ребенка (воспитателей, сверстников), у которого возникло заикание, часто приводит к изме­нению характера ребенка и также может дать толчок перехода от эволюционного заикания к настоящему. К причинам, вызывающим заикание, можно отнести и неправильное формирование речи в дошкольном воз­расте: сложное нарушение звукопроизношения, быст­рый темп речи, перегрузка способных, но слишком впечатлительных детей недетским сложным речевым ма­териалом, выступления перед публикой, овладение в раннем возрасте двумя языками, причем заикание чаще возникает на каком-либо одном языке. У некоторых специалистов есть даже мнение, что нервных, впечат­лительных детей с ослабленной нервной системой не 18 следует обучать второму языку до пяти лет. Полная за­мена одного неокрепшего языка другим, также несо­вершенным, может не пройти безнаказанно для пси­хики ребенка. Эта замена одной формы мышления дру­гой особенно понижает психическую деятельность в начале становления речи.

Отмечаются случаи возникновения заикания по подражанию и не только, когда ребенок находится с заикающимся родственником, но и вне дома. Различа­ют две формы подражания: пассивную и активную. При пассивной форме дети могут непроизвольно начать за­икаться, когда часто слышат заикливую речь, особен­но, если человек с такой речью является для него авто­ритетом. При активной форме подражания дети, не­произвольно передразнивая заикающегося, сами на­чинали заикаться и привыкали к этому. Но и заикание по подражанию может возникнуть у детей только если есть у них к этому предрасположенность. Существовав­шее некогда мнение о заразительности заикания не оп­равдалось. К этому выводу пришли многие практикую­щие логопеды детских учреждений. Правильный под­ход к заикающемуся ребенку и разъяснение окружаю­щим его сверстникам сводит весь эффект заразитель­ности к нулю.

Нередко заикание возникало при переучивании де­тей с леворукостью. Доминирующим в области речи у праворуких является левое полушарие, а леворуких — правое. При переучивании расстраивается координация управляемых полушарием речевых механизмов, что дает судорогу в речевых органах у детей с особым типом не­рвной системы. По мнению М.Е.Хватцева, при переучи­вании леворуких не только перестраиваются и наруша­ются связи и соотношения между полушариями головно­го мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены речевые центры леворуких де­тей. Поэтому переучивать детей, пользующихся левой рукой в период становления речи, не рекомендуется. Родителям такого ребенка надо развивать умение ре­бенка действовать обеими руками и делать это лучше в игровой форме. Развитие моторики обеих рук способ­ствует лучшему общему и речевому развитию. Сейчас об этом знают многие родители и стараются после двух лет не переучивать своего леворукого ребенка.

Многие специалисты отмечают возникновение, а чаще рецидивы (или просто усиление) заикания у про­ходивших коррекционные занятия детей, которое вновь проявляется при поступлении в школу. Здесь причина кроется в неправильном отношении к такому ребенку: излишняя строгость педагогов, передразнивание свер­стниками, нервная и умственная перегрузка и в осо­бенности требование чтения на скорость. У детей с от­клонениями в речевом развитии запинки в речи воз­никают при неумении сразу найти нужное слово, грам­матически правильно построить фразу, четко произ­нести тот или иной звук. Именно эти причины тоже могут нарушать плавность и темп речи ребенка. Эти не­совершенства наблюдаются чаще там, где окружающие сами говорят быстро, нечетко. Большое влияние на воз­никновение заикания оказывают его личностные осо­бенности, связанные с неправильным воспитанием в детстве: гиперопекой или недостатком внимания, чрез­мерные психические или умственные перегрузки.

У детей дошкольного возраста еще нет прочных тор­мозных реакций, и многие из них чаще всего очень бурно реагируют на все события. Эти излишние эмоци­ональные и двигательные возбуждения могут также послужить причиной возникновения заикания. От зре­лости центральной нервной системы, имеющей в детс­ком возрасте определенные особенности развития, за­висит эмоциональная связь ребенка с окружающим миром. Формирование больших полушарий происходит к 5 го­дам. Речевая функция, развивающаяся у мальчиков бо­лее поздно, дает сильную неустойчивость нервной сис­темы по сравнению с девочками, чем и объясняется боль­ший процент возникновения заикания у лиц мужского пола. Заикающихся мальчиков встречается примерно в три раза чаще, чем девочек. По мнению И.А.Сикорско- го, «это связано с лучшим врожденным развитием дви­гательных центров левого полушария женщины сравни­тельно с мозгом мужчины» (с.42).

Среди детей из домов ребенка, школ-интернатов заикание чаще, чем у детей, воспитывающихся в семье. Среди детей, живущих в городе, заикание встречается чаще по сравнению с детьми из сельской местности. В сельской местности — 0,9 %, а в городе — 2 %. Этот вывод объясняется тем, что в сельской местности бо- 20 лее спокойная обстановка, и на сельских детей благо­творно влияет окружающая природа. Физиологичес­кое заикание наблюдается у детей достаточно часто. По данным В.И.Селиверстова, оно возникает у 80 % детей дошкольного возраста, и оно считается харак­терным для данного периода развития, так как лишь у 2 % детей возникает или переходит в стойкое заикание. Заикание всегда считалось детской болезнью, но оно рас­пространено среди всех возрастов. По данным М.Е.Хват- цева, распространенность заикания среди взрослых чуть более 1 %. Переход же заикания с детского возраста в подростковой и даже во взрослый можно объяснить недостаточной эффективностью методов коррекции и усилением заикания в подростковом периоде, которое часто осложняется комплексом неполноценности. Та­ким образом, развитие заикания у многих, кто не по­лучил своевременную эффективную логопедическую по­мощь и продолжается в течение длительного времени, представляет достаточно сложный и своеобразный про­цесс психомоторных отношений.

«В основе таких взаимоотношений, — замечает В. М. Шкловский, — лежит патологический механизм «порочного круга», когда страх приводит к ухудшению деятельности моторных механизмов речи, а последнее связано с еще большим нарастанием страха перед ре­чью» (с.400).

В.В.Ковалев, исследуя причины возникновения или усиле:ия заикания, выяснил, что у большинства (59 %) заикающихся речевой дефект развивался в результате острой психической травмы, у 27 % — заикание появило



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: