Фрагмент урока по методике преподавания математики.




Выполнила ст. гр. НОЛ-118 Попкова Юлия Павловна

 

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: М3М ч.1 с.82 №4

 

Тип урока: «Урок формирования умений решать задачи четвертого пропорционального второго вида »

Тема: «Решение задач на нахождение четвертого пропорционального второго вида»

 

Цель: Совершенствовать умение решать задачи на нахождение четвертого пропорционального второго вида

Задачи:

1. Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

 

Задача:

18 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья.

(для удобства введем, что 18 кг- первая партия, 24 кг- вторая партия)

  Масса одной предмета Количество предметов Общая масса
Партия №1   Партия №2   одинаково     ?  

 

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски
Подготовительный этап Задачи: Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.  

-Давайте вспомним то,что уже изучали.

 

Посмотрите на доску:

 

Масса одной предмета Количество предметов Общая масса
4 кг ? 28 кг

 

Мы видим в таблице тройку величин «масса одного предмета- количество предметов- общая масса». Что обозначает каждая величина? Как они зависят друг от друга?

 

Масса одного предмета – это вес одной банке.

Количество предметов – это число которое показывает сколько использовано единиц.

Например: 3 тетради, 4 кг сахара, 2 десятка яиц

Общая масса – это вся масса, которая была использована.

 

Давайте устно решим следующие задачи.

 

“Мама закрыла 28 кг клубничного варенья. Масса одной банки 4 кг. Сколько банок потребуется маме, чтобы закрыть всё варенье поровну?”

Вспомним правило: чтобы найти количество предметов, нужно общую массу разделить на массу одного предмета.

Значит:

28 кг варенья нужно поделить на 4 кг.

28÷4=7 (б.)

Ответ: 7 банок варенья.

 

“Масса одного пакета с мукой – 5 кг. Сколько пакетов потребуется, чтобы разложить в них поровну 30 кг.”

Повторим правило: чтобы найти количество предметов, нужно общую массу разделить на массу одного предмета.

 

Рассуждаем: 30 кг – это масса всех пакетов, каждый пакет весит 5 кг. Так как всю муку, 30 кг, раскладывали поровну, по пять килограммов, узнаем, сколько пакетов потребуется, действием деления.

Значит:

30÷5=6 (п.)

Ответ: 6 пакетов с мукой.

 

“Масса одной коробки печенья – 2 кг. Сколько коробок потребуется, чтобы разложить 18 кг печенья поровну?”

Рассуждаем: В задаче указана масса одной коробки – 2 кг, масса всех коробок – 18 кг. Нужно узнать количество коробок, чтобы разложить печенье. Вспомним, что для того, чтобы найти количество коробок, необходимо массу всех предметов разделить на массу одного предмета.

Значит:

18÷2=9 (к.)

Ответ: 9 коробок печенья.

 

 

    Таблица на доске.     Тройка величин выписывается отдельно на доску.   Задача на доске.     Правило на доске.     Задача на доске.     Задача на доске.  
1. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.

-Ребята, откройте учебник на странице 82 и прочитайте “про себя” задачу под №4.

-Кто прочитает задачу вслух?

 

18 кг варенья разложили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разложить 24 кг варенья.

 

- О чем идет речь в задаче? (О варенье, которое раскладывают в банки поровну)

-О каких трёх основных величинах идёт речь в задаче? («масса одного предмета- количество предметов- общая масса»)

-Выберите таблицу, которая, по вашему мнению, подходит к задаче:

 

 

1)

  Масса одного предмета Количество предметов Общая масса
№1   №2   одинаково     ?  

 

2)

 

  Масса одного предмета Общая масса Количество предметов
№1   №2   одинаково     ?  

 

3)

 

  Масса одного предмета Количество предметов Общая масса
№1   №2   ?   одинаково    

 

-Какая таблица подходит? (первая)

-Объясните, почему не подходят вторая и третья (во второй неверный порядок столбиков и данные указаны не там, в третьей неправильно указаны данные)

 

 

    Правильная таблица появляется на доске.  
2. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение. Устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.     -Что нам нужно узнать в задаче? (сколько потребовалось банок, чтобы закрыть 24 кг варенья поровну) - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу ответить на вопрос). - Какие две величины нам надо знать, чтобы ответить на главный вопрос? (нам надо знать общую массу варенья и массу одной банки) -Какое из этих чисел мы уже знаем? (мы знаем общею массу варенья) -Какая величина нам не известна? (масса одной банки) -Что мы можем о ней сказать? (что она одинаковая, как и для первой партии варенья) -Тогда поднимемся на первую строчку. Какие величины нужно знать, чтобы найти массу одной банки? (нам надо знать общую массу варенья и количество банок) -Они известны для первой партии варенья? (да, известны) - Найдем эту величину, будем ее знать, а также мы знаем, что масса второй партии варенья 24 кг. Сможем ответить на главный вопрос?   Одновременно строим дерево рассуждений:     Дерево рассуждений на доске.
3. Записи решения и ответа задачи. Задачи: Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.   -Сначала узнаем сколько весит одна банка варенья. Что для этого нужно сделать? (общую массу варенья разделить на количество банок) -Когда эта величина будет известна, найдем количество банок во второй партии. Какое действие и с какими величинами выполним? (Разделим общую массу варенья на массу одной банки) - Давайте запишем первое действие. Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 18:66 = 3 (кг.) -Что мы нашли? Дополните пояснение. (3 кг - вес одной банки) - Давайте запишем второе действие. 2) 24:3=8 (б.) -Что мы нашли? Дополните пояснение. (8 б.- количество банок, которое потребовалось, чтобы закрыть 24 кг варенья)   -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (одним выражением) -Как будет выглядеть запись? Выберите верную. А)24:(18*6) Б)24:(18:6) В) (18*6):24   Запишите верное выражение. 24:(18:6)=8 (б.)- потребовалось для варенья.     Дерево рассуждений на доске.     Учитель показывает на доске запись одним действием.    
4. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной.  

- А теперь давайте составим обратную задачу.

-Теперь мы знаем количество банок для второй партии варенья.

Что нужно сделать, чтобы составить задачу, обратную данной?(Заменим одно из данных на знак вопроса в таблице)

 

 

  Масса одного предмета Количество предметов Общая масса
Партия №1   Партия №2   одинаково       ?

Составьте по таблице текст обратной задачи.

18 кг варенья разложили в 6 банок поровну.Сколько килограммов варенья разложили в 8 таких же банок?

-Зная, что 18 кг варенья разложили поровну в 6 банок, какую величину мы сможем найти? (массу одной банки)

-Найдём её, будем знать. Также мы знаем, что для второй партии потребовалось 8 банок. Что тогда мы сможем найти, зная массу одной банки и количество банок, которое потребовалось? (общую массу варенья во второй партии)

-Сделав все эти действия, мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (да, сможем)

 

Одновременно строим дерево рассуждений:

Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и выполните действия.

Проверьте, так ли вы записали действия:

1) 18:6=3 (кл) - масса одной банки

2) 3х8=24 (кг)- масса варенья

Ответ: 24 кг варенья закрыли во второй партии.

-Сравним заполненные таблицы к данной и обратной задаче. Что можно заметить? (В ответе к обратной задаче мы получили данное исходной задачи.) Значит, решили мы все верно.

-Теперь можно записать ответ к исходной задаче.

Ответ:8 банок варенья закрыли во второй партии.

 

 

    Таблица обратной задачи на доске.     Дерево рассуждений а доске.   Дерево рассуждений на доске.   Учитель на доске пишет решение по действиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: