Особенности организации работы детской городской больницы





Классификация больничных учреждений

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 7 октября 2005 года № 627 больничные учреждения включают сле­дующие наименования:

1.1.1. Больницы, в том числе:

— участковая;

— районная;

— городская, в том числе детская;

— городская скорой медицинской помощи;

— центральная (городская, районная);

— областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).

1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:

— восстановительного лечения, в том числе детская;

— гинекологическая;

— гериатрическая;

— инфекционная, в том числе детская;

— наркологическая;

— онкологическая;

— офтальмологическая;

— психоневрологическая, в том числе детская;

— психиатрическая, в том числе детская;

— психиатрическая (стационар) специализированного типа;

— психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

— туберкулезная, в том числе детская.

1.1.3. Госпиталь.

1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.1.5. Дом (больница) сестриского ухода.

1.1.6. Хоспис.

1.1.7. Лепрозорий.

Организация работы городской больницы для взрослых

В задачи городской больницы (не имеющей поликлиники) входит:

• оказание больничной квалифицированной лечебно-профилактической помощи по программе государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, а также по программам добровольного страхования;

• внедрение в практику здравоохранения современных методов профилактики, диагностики и лечения на основе достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта других ЛПУ;

• развитие и совершенствование организационных форм и методов работы учреждения, повышение качества лечебно-профилактической помощи.

Мощность и профиль больницы во многом определяют ее структуру. Можно выделить три основных организационно-функциональных блока больницы: управление, стационар и административно-хозяйственная часть. Рассмотрим их деятельность.

Управление больницей

Возглавляет больницу главный врач. Он отвечает за всю лечебно-профилактическую, административно-хозяйственную и финансовую деятельность. Главный врач организует и контролирует правильность и своевременность обследования и лечения больных, уход за ними, повышение квалификации медицинского персонала, правильность ведения историй болезни, обеспеченность больницы медицинским и хозяйственным оборудованием. Он систематически анализирует показатели деятельности больницы, финансово-экономическую деятельность стационара, контролирует правильность расходования материалов и медикаментов, отвечает за санитарное состояние больницы, за подбор и расстановку кадров и т. д.

Первым помощником главного врача является его заместитель по медицинской части (начмед). Он отвечает за постановку и качество всей медицинской деятельности больницы; непосредственно руководит лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работой больницы, контролирует качество диагностики, лечения и ухода за больными, проверяет эффективность лечебно-профилактических мероприятий, анализирует каждый случай смерти, обеспечивает правильную организацию лечебного питания и лечебной физкультуры, организует консультативную помощь больным и т. д.

Если больница объединена с поликлиникой, вводится должность заместителя главного врача по поликлинике. В крупных больницах с большим количеством хирургических коек (не менее 300) выделяется должность заместителя главного врача по хирургии; в мощных стационарах (на 1000 коек и более) выделяют должность заместителя главного врача по терапии. Кроме того, могут выделяться должности заместителей главного врача по экономике, по гражданской обороне и по экспертизе. Административно-хозяйственной частью руководит соответствующий заместитель.

Стационар

Первое знакомство больного со стационаром начинается с приемного отделения. Приемное отделение может быть нецентрализованным и децентрализованным (для отдельных профильных структур). В приемное отделение больницы пациенты могут попасть разными путями:

• по направлению врачей из ЛПУ внебольничного типа(плановая госпитализация);

• в экстренном порядке (при направлении и доставке ихпо скорой помощи);

• путем перевода из другого стационара;

• самостоятельно обратившись в приемное отделение("самотек").

Для более рационального использования коечного фонда больниц в крупных городах созданы центральные бюро госпитализации (центропункты), в которые поступают сведения о свободных койках в стационарах больниц города. В таких случаях госпитализация проводится по направлению центропункта.

Задачи приемного отделения:

• прием больных, постановка диагноза и решение вопросам необходимости госпитализации;

• регистрация больных и учет их движения в стационаре;

• медицинская сортировка больных;

• оказание при необходимости неотложной медицинской помощи;

• санитарная обработка больных (в ряде случаев);

• выполнение функций справочного центра о состоянии больных.

В больницах мощностью 500 коек и более в штате учреждения выделяются специальные ставки врачей приемного покоя, в менее мощных больницах в приемном покое в соответствии с графиком в счет месячной нормы рабочего времени дежурят врачи отделений. В крупных многопрофильных больницах в приемном покое дежурит бригада врачей (хирург, терапевт, травматолог, рентгенолог). Кроме того, врачи приемного покоя имеют возможность вызвать врачей других специальностей, которые в это время дежурят у себя в отделении. Необходимо обеспечить приемному отделению возможность проводить срочные рентгенологические исследования, экспресс-анализы и т. д.

Для оказания неотложной помощи в приемном отделении должен быть постоянный набор необходимых медикаментов и средств первой помощи. При приемном отделении организуются палаты интенсивной терапии и временной изоляции больных.

Врач приемного отделения должен собрать тщательный анамнез, произвести осмотр и врачебное исследование больного, установить предварительный диагноз, назначить и провести необходимое лечение, решить вопрос о том, в какое отделение его направить. Все данные должны быть подробно внесены в карту стационарного больного.

Врачи приемного отделения работают в тесном контакте с врачами-специалистами отделений больницы. В приемном отделении ведется журнал приема на госпитализацию и журнал отказов в госпитализации, имеются сведения от старших сестер отделений о количестве свободных мест по отделениям. При отсутствии стола справок через приемное отделение родственники получают сведения о состоянии здоровья больного. Направляя пациента в отделение, персонал приемного покоя предупреждает палатную сестру о поступлении пациента и информирует ее о состоянии и поведении его во время приема. В случае, если в приемном покое не удалось установить диагноз, больной может быть направлен в диагностическое отделение, которое входит как структурно, так и территориально в состав приемного отделения.

Из приемного отделения больной поступает в лечебное (клиническое, медицинское) отделение. Отделения стационара обычно формируются по профилю патологии – хирургические, терапевтические, урологические и т. д. Оптимальной мощностью отделения крупной больницы принято считать 60–70 коек [Вишняков Н. И., 1993]. В таких отделениях имеются оптимальные штаты, необходимый набор помещений, большие возможности установления современного оборудования, техники и т. д.

Оборудование палат и оснащение отделений зависят от их профиля и диктуются спецификой работы и необходимостью создания наиболее благоприятных условий для лечения больных и выполнения персоналом служебных обязанностей. Штаты отделений зависят от числа коек, типа и профиля учреждения.

Возглавляет работу лечебного отделения заведующий. На должность заведующего отделением больницы назначается квалифицированный врач, имеющий опыт работы по соответствующей специальности. Заведующий отделением осуществляет непосредственное руководство деятельностью медицинского персонала отделения и несет полную ответственность за качество и культуру медицинской помощи больным.

Работа в отделении начинается с утренней конференции, так называемой пятиминутки, продолжительность которой в действительности не должна превышать 15–20 мин. Ежедневно ординатор отделения получает информацию от ночного дежурного медицинского персонала о состоянии больных и происшедших в их здоровье изменениях, о вновь поступивших больных, знакомится с результатами лабораторных, рентгенологических и других исследований, проводит обход больных в сопровождении медсестры. Врачебные назначения, включая указания о диете, записываются в истории болезни. У постели больного ординатор проверяет выполнение ранее данных им назначений.

После обхода врач приступает к выполнению лечебных и диагностических манипуляций. В хирургических отделениях операции проводятся часто и до обхода больных, а в ряде случаев хирурги проводят обход своих больных, освободившись от работы в операционной. После этого врачи заполняют карты стационарного больного – важнейший медицинский документ. Можно выделить несколько главных функций карты стационарного больного:

• карта имеет большое практическое значение – в ней сосредоточена основная лечебно-диагностическая информация о больном, в ней отражается динамика течения заболевания;

• карта имеет педагогическое значение для обучения студентов, ординаторов, аспирантов, медсестер;

• этот документ имеет и большое научное значение – многие научные клинико-статистические заключения основываются на данных карт стационарного больного;

• юридическое значение карты заключается в том, что она в ряде случаев служит основным документом, являющимся главным свидетелем обвинения или защиты врача, медицинского персонала, когда возникает необходимость судебно-медицинского разбирательства; юридическое значение истории болезни в условиях страховой медицины, рыночных, договорных отношений возрастает.

Карту стационарного больного нужно уметь заполнять четко, кратко, необходимо излагать главное, но в сжатой форме.

То же относится и к другим документам, которые заполняют врачи.

При выписке больных ординатор составляет эпикриз – краткое заключение о течении заболевания и состоянии пациента к моменту выписки. С картами стационарного больного выписанных, а также умерших ординатор знакомит заведующего отделением.

В ночное время наряду со средним медицинским персоналом дежурят врачи. Дежурства организуются либо одним врачом по всей больнице небольшой мощности, либо по крупным профильным отделениям, например один дежурный врач для отделений терапевтического профиля, один – для отделений хирургического профиля. Дежурные врачи до начала дежурства получают сведения от заведующих отделениями о тяжелобольных, требующих особого наблюдения. Во время дежурства они отвечают за состояние всех больных, находящихся в стационаре, посещают больных для оказания помощи по экстренному вызову медсестер, принимают поступающих больных.

В отделениях стационара больницы устанавливается звуковая или световая сигнализация, которой пользуются больные для вызова дежурного персонала. Однако ее следует считать вспомогательной. Наблюдение за тяжелобольными должно проводиться активно, т. е. медсестра и дежурный врач обязаны без вызова периодически бывать у постели таких больных.

Выделяют две системы организации ухода за больными: двухстепенную и трехстепенную. При двухстепенной системе ухода непосредственное отношение к больному имеют только врачи и медсестры, а младший медицинский персонал лишь помогает в создании надлежащего санитарно-гигиенического режима в отделении, осуществляет уборку помещений. При трехстепенной системе ухода младшие медицинские сестры принимают участие в уходе за больными.

В больнице строго должны соблюдаться противоэпидемический и лечебно-охранительный режимы. Контроль за соблюдением противоэпидемического режима осуществляет территориальный центр Госсанэпиднадзора.

Лечебно-охранительный режим – это система мер, направленных на создание оптимальных условий пребывания в больнице. Основными элементами лечебно-охранительного режима являются:

• рациональная планировка, размещение и оборудование палат и отделений (изоляция операционных блоков, перевязочных, организация небольших палат и др.);

• осуществление дифференцированного принципа распределения больных по палатам с учетом состояния здоровья, пола, возраста;

• борьба с болью и страхом боли (психологическая подготовка к операциям, применение анестезирующих средств при болезненных перевязках, разумное использование болеутоляющих средств, высокое мастерство техники инъекции и других манипуляций, отказ от бесцельных исследований и др.);

• отвлечение больного от ухода в болезнь и преувеличенных представлений о возможных неблагоприятных последствиях (художественная литература, любимая музыка, увлекательные беседы, живопись, телевидение, возможность заняться каким-либо любимым делом, прогулки по территории больницы для ходячих больных, трудотерапия в отделениях для хронически больных);

• организация режима дня больного (удлинение физиологического сна, сочетание покоя с допустимой физической активностью больных, общение с родственниками и близкими больного);

• разумное использование слова – одного из сильнейших условных раздражителей, способного оказать значительное воздействие на течение патологического процесса и его исход (недопущение ятрогений);

• соблюдение персоналом принципов медицинской этики(высокая культура медицинского персонала, чуткое, внимательное отношение к больному, его родственникам, строгое соблюдение медицинской тайны, правильное хранение медицинской документации, доброжелательные взаимоотношения между медицинским персоналом, соблюдение субординации, слаженность всей больничной жизни, укрепляющей веру больных в коллектив больницы, способствующую скорейшему их выздоровлению);

• эстетика медицинского учреждения.

Выписка пациента из больницы производится при полном его выздоровлении; при необходимости перевода в другие лечебные учреждения; при стойком улучшении состояния больного, когда нет необходимости в дальнейшем его пребывании в стационаре; при хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении.

О выписке пациента, которому требуется долечивание на дому, сообщается по месту жительства в поликлинику с необходимыми лечебными рекомендациями. В последующие дни в поликлинику направляется эпикриз с подробным описанием результатов проведенных обследований, лечения, с необходимыми рекомендациями на будущее. "Карта стационарного больного" после просмотра ее заведующим отделением и заместителем главного врача больницы по медицинской части или главным врачом направляется для хранения в медицинский архив учреждения.

Третьим организационным блоком больницы является административно-хозяйственная часть. Вее задачи входят поддержание в порядке здания, помещений, территории, водопровода, канализации, связи и т. д., обеспечение учреждения автотранспортом, продуктами питания, топливом, бельем и другие хозяйственные проблемы. В состав административно-хозяйственной части входят гараж, прачечная, кухня, котельная, складские помещения и другие подразделения.

Возглавляет административно-хозяйственную часть заместитель главного врача по административно-хозяйственной части (в некоторых крупных больницах – директор). Он руководит всей административно-хозяйственной деятельностью учреждения, обеспечивает снабжение предметами хозяйственного оборудования и инвентарем, продуктами питания, топливом, горячей водой, освещением, организует питание больных, отопление, проведение ремонта, уборку территории, противопожарные меры, бельевое хозяйство, транспорт и т. д.

Особенности организации работы детской городской больницы

Развитие стационарной помощи детям, как и взрослым, в 1960–70-е годы шло по пути расширения специализации лечебных отделений и всей сети учреждений. Наиболее целесообразным было признано строительство многопрофильных детских больниц на 300 коек и более, а отдельные многопрофильные специализированные детские больницы имели даже более 400 коек. Это было обусловлено требованиями к оптимальному приему и правильному комплектованию больных, к специализации отделений, осуществлению дифференцированного режима для детей в соответствии с возрастом и состоянием здоровья, оснащению больниц современными видами медицинской аппаратуры и механизации отдельных процессов обслуживания больного, обеспечивающих повышение качества стационарной помощи. Осуществлялось максимальное боксирование и рациональное профилирование стационаров, приведение их в соответствие с санитарно-гигиеническими нормативами.

Однако не всегда эти планы претворялись в жизнь, в основном из-за недостаточного финансирования. В конце 80-х – начале 90-х годов экстенсивный рост числа детских стационарных коек приостановился. Стала очевидной тенденция к сокращению их численности, реструктуризации детского коечного фонда. Такая тенденция наблюдается и в настоящее время. Это связано, с одной стороны, с сокращением абсолютной численности детского населения в стране, а с другой – с необходимостью поиска новых путей интенсификации деятельности детских стационарных учреждений в условиях недофинансирования.

Организация работы стационара детской больницы имеет много общего с организацией работы стационара для взрослых, однако имеются и свои особенности, на которых следует остановиться.

В круг задач стационара объединенной детской больницы входит:

• оказание детям стационарной квалифицированной лечебной помощи;

• внедрение в практику детского здравоохранения современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники, а также передового опыта работы детских ЛПУ и элементов научной организации труда;

• развитие и совершенствование организационных форм и методов работы учреждения, повышение качества и культуры лечебно-профилактической помощи детям.

Больные дети, как и взрослые, поступают в стационар детской больницы по направлению врачей детских поликлиник, станций скорой и неотложной помощи, детских учреждений, "самотеком". Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику.

Желательно, чтобы приемное отделение стационара детской больницы было боксировано (боксы должны составлять 3–4% от общего числа коек стационара). Наиболее удобны для работы индивидуальные боксы Мельцера–Соколова, которые включают в себя предбоксник, палату, санитарный Узел, шлюз для персонала. В небольших больницах при отсутствии боксов для приема детей должно быть предусмотрено не менее 2–3 изолированных смотровых кабинетов и 1–2 санпропускников.

В случае поступления детей без ведома родителей последние немедленно извещаются об этом работниками приемного отделения. При отсутствии такой возможности сведения о ребенке заносятся в специальную книгу и сообщаются в милицию.

Неинфекционное отделение стационара обычно организуется на 40–60 коек с изолированными секциями на 20–30 коек. Отделения (палаты) стационара формируются по возрасту, полу, характеру и тяжести заболеваний, сроку поступления. В зависимости от возраста выделяют следующие отделения (палаты): для недоношенных, для новорожденных, для детей грудного возраста, для детей младшего возраста, для детей старшего возраста. По характеру заболеваний отделения (палаты) могут быть педиатрические общие, хирургические, инфекционные и т. д. Палаты целесообразно иметь небольшие – на 3–4 койки, что дает возможность заполнять их с учетом возраста и заболевания. Целесообразно иметь застекленные перегородки между палатами для того, чтобы персонал мог наблюдать за состоянием детей и их поведением.

Важной особенностью организации работы детских отделений является необходимость проведения воспитательной работы. Для этой цели в детских больницах устанавливаются специальные должности педагогов-воспитателей. С больными, которые лечатся в стационаре длительное время, проводится также и учебная работа. Важную роль в правильной организации досуга детей играют палатные медсестры. Необходимо предусмотреть возможность пребывания в стационаре вместе с ребенком матери.

В комплексе лечебных мероприятий важное значение имеет правильно организованное питание. Для этого детей, находящихся на естественном вскармливании, госпитализируют вместе с матерями или обеспечивают грудным донорским молоком. Все другие продукты питания дети первого года жизни получают с детской молочной кухни. Детям старше года питание организуется на пищеблоке больницы соответственно возрасту и с соблюдением денежных и натуральных норм.

В детских больницах значительно больше, чем в больницах для взрослых, следует опасаться внутрибольничных инфекций. При выявлении ребенка с острым инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок инкубационного периода для данного заболевания. Необходимо проводить учет контактировавших с больным детей, которых в течение инкубационного периода уже нельзя перемещать в другие палаты. В необходимых случаях, в зависимости от выявленного острого инфекционного заболевания, проводятся и специальные противоэпидемические мероприятия (вакцинация, исследования на бактерионосительство и т. д.).

Анатомо-физиологические особенности новорожденных, своеобразный характер течения заболевания определяют необходимость создания специальных отделений для новорожденных и недоношенных детей в составе детских больниц. Организация этих отделений позволяет создать особые условия для наиболее ранимого контингента больных, сконцентрировать специально подготовленные в области физиологии и патологии периода новорожденности кадры, а также специальную аппаратуру и оборудование. Создание таких отделений дает возможность своевременно переводить заболевших новорожденных из родильных домов, что способствует более четкой организации работы и соблюдению санитарно-противоэпиде-мического режима в акушерских стационарах.

Организация работы отделений для новорожденных и недоношенных детей имеет существенные особенности. Основными задачами этих отделений являются:

• оказание квалифицированной диагностической и лечебной помощи больным доношенным и недоношенным новорожденным, создание оптимальных условий для выхаживания детей;

• проведение организационно-методической работы и повышения квалификации педиатров по актуальным вопросам неонатологии;

• анализ заболеваемости и смертности новорожденных в районе обслуживания.

В крупных детских больницах организуются специализированные отделения для новорожденных с неинфекционной, инфекционной, хирургической и неврологической патологией.

В отделения для новорожденных детских больниц направляют детей, родившихся с массой не менее 2300 г и заболевших в неонатальном периоде. В отделения для недоношенных детей направляют новорожденных с массой тела менее 2300 г, имеющих признаки незрелости и заболевших в неонатальном периоде. Перевод новорожденных и недоношенных детей из родильных домов осуществляют при условии транспортабельности ребенка и обязательного согласования с заведующим специализированным отделением или главным врачом больницы, куда переводится ребенок. Транспортировка новорожденных производится в специально выделенной и оборудованной санитарной машине, оснащенной кувезом, в сопровождении среднего медицинского персонала, подготовленного по вопросам физиологии и патологии новорожденных.

Транспортировка больных новорожденных и недоношенных детей в отделение реанимации и интенсивной терапии производится по принципу "на себя" в специализированной реанимационной машине с врачом-реаниматологом или врачом-педиатром, хорошо подготовленным по вопросам физиологии, патологии и реанимации новорожденных и недоношенных детей.

К талону на госпитализацию ребенка прилагается выписка из "Истории развития новорожденного ребенка" с указанием особенностей течения беременности у его матери, течения родов и послеродового периода, сведениями об обследовании и лечении ребенка в акушерском стационаре, контактах ребенка с другими больными детьми. При приеме новорожденного (недоношенного) ребенка дежурный врач отделения анализирует выписку из родильного дома или поликлиники, осматривает ребенка, определяет тяжесть его состояния и характер заболевания, заполняет медицинские документы. После осмотра новорожденного срочно направляют в палату или бокс. При необходимости оказания неотложной помощи больного сразу помещают в палату реанимации или интенсивной терапии.

Обслуживающий больных персонал должен обязательно иметь специальную подготовку по вопросам реанимации и интенсивной терапии новорожденных.

Основным принципом организации работы отделений новорожденных и недоношенных является создание оптимальных условий для лечения и выхаживания заболевших детей, поддерживания возрастного лечебного режима дня, с соблюдением времени сна, бодрствования, кормления, купания и т.д.

При необходимости режим дня индивидуализируют с учетом клинического состояния, степени зрелости ребенка и характера заболевания. Все манипуляции в целях обследования и лечения новорожденного проводят по возможности в утренние часы с соблюдением правил лечебно-охранительного режима.

В работе отделения для новорожденных и недоношенных детей детских больниц должна осуществляться тесная взаимосвязь и преемственность с родильными домами и детскими поликлиниками.





Читайте также:
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился ...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.038 с.