I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
Одной из форм подготовки к сдаче зачета или экзамена является написание реферата, в котором студент излагает результаты самостоятельного исследования одной из проблем. Работа над рефератом помогает научиться литературному поиску, подойти к научному исследованию проблемы, анализу научной информации, овладеть навыками обобщения фактического материала. Реферат - краткий обзор содержания нескольких печатных работ по избранной теме. В учебном процессе реферат является частью внеаудиторной работы по выбранной студентом теме.
Цель выполнения реферативной работы - самостоятельное глубокое изучение и анализ конкретных вопросов, получение навыков библиографического поиска, аналитической работы с литературой, письменного оформления текста. Реферат - это самостоятельное творческое исследование студентом определенной темы, он должен быть целостным и законченным, творческой научной работой. Автор реферата должен показать умение разбираться в проблеме, систематизировать научные знания, применять теоретические знания на практике.
Реферат выполняется самостоятельно, плагиат недопустим. Мысли других авторов, цитаты, изложение учебных и методических материалов должны иметь ссылки на источник.
II. ВЫБОР ТЕМЫРЕФЕРАТА, ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ
Реферат выполняется по одной из предложенных тем по выбору студента. Чтобы работа над рефератом была более эффективной, необходимо правильно выбрать тему реферата с учетом интересов студента и актуальности самой проблемы. Желательно, чтобы студент имел общее представление об основных вопросах, литературе по выбранной теме. Примерный перечень тем предоставляется преподавателем. Студент может предложить собственную тему исследования, обосновав ее целесообразность. Выполнение студентами реферативной работы на одну и ту же тему не допускается.
При написании работы необходимо использовать рекомендуемую литературу: учебные и практические пособия, учебники, монографические исследования, статьи в физических, философских, биологических, экологических, юридических и иных научных журналах; пользоваться газетными и статистическими материалами.
Подбор литературы проводится в два этапа:
1. Ориентировочное ознакомление.
• Если автор известный специалист по данной теме, работу изучают, если нет, то просматривают оглавление и принимают решение о включении издания в список литературы.
• Название работы обычно отражает основное тематическое направление.
• Название издательства часто является характеристикой книги.
«Наука» публикует фундаментальные исследования; «Прогресс» -
переводную литературу; «Знание» - научно-популярную; «Высшая школа» - учебники или учебные пособия для вузов.
• Количество страниц показывает степень разработки темы.
• Год издания отражает новизну темы, актуальность проблемы.
Устаревшие источники свидетельствуют о недобросовестности
студента и сводят на нет его труд.
• В оглавлении дается структура исследования, основные вопросы.
2. Детальная работа с литературной информацией.
• Изучение основных трудов по данной теме поможет студенту
определить основные направления работы.
Чтобы глубоко понять содержание книги, работу начинают с предварительного просмотра: ознакомление с титульным листом, аннотацией, предисловием, оглавлением. При проработке оглавления выделяются главы, разделы, параграфы.
• Следующий этап работы с источником - выделение основных вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Вопросы излагаются
в форме тезисов - краткого изложения содержания.
• Составление каталога используемой литературы позволяет свободно систематизировать полученную информацию. Каталог
может быть как на бумажном, так и на электронном носителе.
При изучении литературы желательно использование собственного и статистического материалов.
III. СТРУКТУРА РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ
Реферат - самостоятельное, творческое исследование. Структурно реферативная работа должна выглядеть следующим образом:
• титульный лист;
• план реферативной работы (оглавление);
• текст реферативной работы, состоящий из введения, основной
части (главы и параграфы) и заключения;
• список использованной литературы.
IV. НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА
Академическая структура реферата:
Содержание.
Введение.
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
Заключение.
Литература.
Название работы, глав и подглав не должны быть громоздкими и не должны совпадать.
Работа над рефератом начинается с составления плана. Продуманность плана — основа успешной и творческой работы над проблемой.
Во введении автор обосновывает выбор темы, ее актуальность, место в существующей проблематике, степень ее разработанности и освещенности в литературе, определяются цели и задачи исследования. Желателен сжатый обзор научной литературы.
В основной части выделяют 2-3 вопроса рассматриваемой проблемы (главы, параграфы), в которых формулируются ключевые положения темы. В них автор развернуто излагает анализ проблемы, доказывает выдвинутые положения. При необходимости главы, параграфы должны заканчиваться логическими выводами, подводящими итоги соответствующего этапа исследования. Желательно, чтобы главы не отличались сильно по объему.
Приступать к написанию реферата лучше после изучения основной литературы, вдумчивого осмысления принципов решения проблемы, противоположных подходов к ее рассмотрению. Основное содержание реферата излагается по вопросам плана последовательно, доказательно, аргументировано, что является основным достоинством самостоятельной работы.
В заключении подводятся итоги исследования, обобщаются полученные результаты, делаются выводы по реферативной работе, рекомендации по применению результатов.
В оглавлении введению и заключению не присваивается порядковый номер. Нумеруются лишь главы и параграфы основной части работы.
V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Оформляется в виде списка
1.
3.