Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и ЗРР




Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (Синдром Каннера)

   
Критерии сравнения Моторная алалия Аутизм
  По определению Речевая патология Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром
  Раннее развитие речи Речь развивается неполноценно Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне
  Реакция на обращенную речь Сохранная постоянная реакция на речь окружающих Не реагирует на обращенную речь, но процесс понимания речи не нарушен
  Психопатологические симптомы Отсутствуют Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции
  Особенности психического развития Может наблюдаться ЗПР, дифицитарное развитие Могут наблюдаться у.о. и неравномерное искажение психических процессов
  Экспрессивная речь Активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий Аграмматизм в незнакомой обстановке
  Мимико-жестовая речь Активно используют в общении Не использует жесты и мимику (распад)
  Эхолалия Не отмечается Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии
  Просодика Не нарушена Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедлений темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса
  Общение Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) Отказ от общения
  Эмоционально-волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций
  Моторика Относительно сохранная (исключения) Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул.

Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и анартрии (дизартрии)

   
Критерии сравнения Моторная алалия Анартрия (дизартрия)
  Речевая моторика Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии
  Системность нарушения Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика) Нарушается одна из подсистем - фонетическая
  Нарушения звукопроизношения 1. механизм 2. полиморфность 1. Расстройства произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций - выбора и комбинирования фонем 2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям, перестановкам) имеют одновременно и правильное произношение 3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски) 4. Доминируют замены небольшого количества звуков 5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука 6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков 7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова - нарушено 1. Расстройства произношения вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций 2. Только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение 3. При стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены) 4. Доминируют искажения большого количества звуков 5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение 6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков 7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах

Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и детской моторной афазии

   
Критерии сравнения Моторная алалия Детская моторная афазия
  Анамнез Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет) Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет
  Механизм нарушения Недоразвитие речи как системы Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)
  Необходимость коррекционного воздействия Необходимо целенаправленная речевая коррекция Возможно спонтанное восстановление речи
  Нарушения ЦНС Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены Симптомы локального поражения головного мозга

Дифференциальная диагностика (различие) моторной алалии и ЗРР

   
Критерии сравнения Моторная алалия Задержка речевого развития
  Темп овладения речью Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность
  Спонтанное усвоение языка Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка
  Импрессивная речь Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов
  Экспрессивная речь ·1 нарушена программа высказывания, ·2 стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль), ·3 аграмматизм ·4 с накоплением словаря усиливается аграмматизм ·5 есть программа речевого высказывания, ·6 отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм
  Особенности динамики в коррекционной работе ·1 не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект; ·2 возможны остаточные явления в школьном возрасте ·3 способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями, ·4 речевую недостаточность преодолевают спонтанно, ·5 коррекция направлена на звуковую сторону речи, ·6 к школе преодолевают речевую недостаточность
  Анатомо-физиологические особенности Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются
  Особенности психической деятельности Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: