Понятие и классификация ф-ий гос-ва




Функции государства-это основные направления его деятельности, выраж-ие сущность соц-е назначение, цели и задачи гос-ва по управлению общ-ом в присущих ему формах и методах.

Признаки ф-ий гос-ва

1) реализуется в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для гос. власти методами.

2) выполниет свои фу-ии, го-во решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деят-ть приобретает практическую направленность.

-3) ф-ии гос-ва- понятие управленческой. Они конкретизируют цели гос. управления на каждом историческом этапе развития общ-ва.

4) через ф-ю можно познать сущность гос-ва, его многосторонние связи с обществом.

5) ф-ии гос-ва - это основные гл-е направления его деят-ти, без кот-го обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деят-ть гос-ва в той или иной сфере - в эк-е, полит-ие, охране природы и т.д..Классификация ф-ий. В зависимости продолжительности действия ф-ии гос-ва делятся на: постоянные (осущ. на всех этапах развития гос-ва) и временные (прекращая свое действие с решением опред. задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер). По направленности ф-ии гос-ва подразделяются на: внутр-е и внеш-е. Внутр-е ф-ии направлены на решение внутр-их задач страны, оказывают степень активности воздействия гос-ва на данное общ-о, а внешние - на установление и поддержание опред-х отношений с др. гос-ми. По причинам (источникам) возникновения ф-ии гос-ва можно подразделить на: ф-ии вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), ф-ии вытекающие из потребностей общ-ва в целом (обеспеч-ие правопорядка, охрана природы и окр. Среды).

Понятиеправоотношений.

Под правоотношением в узком смысле понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридическ ой нормой, участники которого реализуют свои права и обязанности в особом порядке, гарантированном иохраняемом го сударством в лице его органов. Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности -обязанными.

Правоотношения, возникающие на основе юридических норм, в основе своей имеют юридический факт.

Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального вза имодействия, участники которой реализуют свои права и обязанности в целях удовлетворения своихпотребностей и инте ресов в особом порядке, не запрещенном государством. Правоотношения, возникающие до закона, служат источником юридических норм, т.е. формируют общественную, а значит, и государственную волю. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля; во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей.Правоотношение - это всегда двусторонняя связь (должник и кредитор, покупатель и продавец). Правоотношение возникает по поводу реального блага. Благо - это то, по поводу чего люди вступают в правоотношения, приобретают и реализуют принадлежащие им права и обязанности. Виды правоотношений, возникающих на острове норм права, выделяются в зависимости от оснований или признаков классификации 1. По отраслевому признаку:- Г осударственные

• Административные,

• Гражданские и т.д.

2. По функциям права:

• Регулятивные. Возможны при наличии норм права и юридического факта, а также могут возникать на основе договора между сторонами, а также из правомерных действий субъектов.

• Охранительные возникают из фактов неправомерного поведения субъекта. Связаны с возникновением и осуществлением юридической ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы.

3. По степени определенности субъектов:

• Абсолютные. Определена только одна сторона - носитель субъективного права, а все другие обязаны воздерживаться от нарушения его законных прав и интересов.

• В относительных строго определены обе стороны, (должник-кредитор, продавец-покупатель).

• Общерегулятивные правоотношения выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности.

4. По характеру обязанностей:

• В активных правоотношениях обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного.

• В пассивных она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.

5. По субъектам:

• Между гражданами государства.

• Между гражданином и государством.

• Между юридическим лицом - субъектом частного права и государственным органом.

• Между государственными органами.

6. По распределению прав и обязанностей между субъектами:

■ Односторонние - каждая из сторон имеет либо права, либо обязанности (договор дарения, договор займа).

• Двусторонние - каждая из сторон имеет как права, так и обязанности (договор купли-продажи).

7. По волеизъявлению сторон:

■ Договорные - изъявляется воля как управомоченной, так и обязанной сторон (сфера частного права - горизонтальные правоотношения);

• Управленческие - достаточно изъявления воли только управомоченной стороны (сфера публичного права - вертикальные правоотнош

8. По степени сложности:

• Простые - между двумя субъектами.

• Сложные - между несколькими или даже неограниченным числом.

9. По сроку действия:

• Кратковременные.

Долговременные.

44. Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную последовательность. По содержанию он представляет собой цепь взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений, фиксируемых соответствующих документах. Например, в ходе расследования уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных доказательств и т. д., и выносит различные процессуальные решения -

постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п.

При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя процессуальные действия руководствуется требованиями уголовно-процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех иных органов правотворчества и правоприменения. Традиционно выделяются семь стадий:

1) возбуждение судопроизводства; 2) подготовка дела к судебному разбирательству 3) судебное разбирательство; 4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции;

5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции; 6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 7) принудительное исполнение судебного решения.

45. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов,

дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества Политические партии.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Церковь.

Семья.

Признаки современного гражданского общества'.

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитость и разветвленность демократии;

правовая защищенность граждан;

определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

□ равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

□ гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный

или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

46. Социальные нормы - общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно­биологического и общественного существа. Этот переход был длительным и постепенным, эволюция заняла несколько миллионов лет.

Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".

Норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И понятно, что "поведение, соответствующее норме, встречается чаще, чем отклонение от нее - патология" (В.Н. Кудрявцев).

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма - это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и внешних детерминантах.

Юридическая наука подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются нормы:

1) правовые;

2) моральные;

3) политические;

4) эстетические;

5) религиозные;

6) семейные;

7) корпоративные;

8) нормы обычаев, традиций, привычек;

9) деловые обыкновения;

10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов

47 Правовая культура — совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру,внутреннюю и внешнюю.

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей Формы выражения правового нигилизма:

1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам"

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся "надзакоиными"

4. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве", т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а "по понятиям".

5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Подытоживая все сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:

во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность; во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных,' исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско- конституционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых;

в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально­национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

Правовой идеализм — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Представители правового идеализма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действия.

Основные пути преодоления: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

48. Правовая система — это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.). Можно сказать, что это обусловленная объективными закономерностями развития общества целостная система юридических явлений, постоянно действующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организациями (прежде всего государством) для достижения своих целей. Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны. Структура правовой системы — это устойчивое единство элементов правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.

Элементы правовой системы общества:

• субъекты права — физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности социальная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизирующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра предыдущих подходов к структуре правовой системы и выделения субъек- Л| тов права в качестве непременного её элемента;

• правовые нормы и принципы;

• правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;

• правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;

• связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия — законность, правопорядок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: