Учебный раздел 1: Современная социокультурная ситуация развития детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного раздела «Современная социокультурная ситуация развития детей дошкольного возраста» является составной частью дополнительной профессиональной образовательной программы переподготовки.
Содержание учебной программы рассматривается в соответствии с нормативами к минимуму содержания по общим гуманитарным и общепрофессиональным дисциплинам основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Объем и содержание учебного материала определен исходя из системных оснований философии образования, предопределяющих стратегические приоритеты многоплановой образовательной деятельности в современности.
В материале учебной программы раскрыта сущность философии образования как междисциплинарной системы знаний от ценностноцелевых, содержательно-процессуальных компонентов обучения, воспитания и развития человека на разных исторических этапах.
Показаны возможности технологизации и практической ориентации философско-образовательных доктрин для решения актуальных проблем развития образования, разработки теоретических образовательных концепций и их эффективной реализации в повседневной педагогической практике.
Цель учебной раздела: формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение основных видов профессиональной деятельности с учетом философско-социальных аспектов образования и педагогической аксиологии.
В результате изучения учебной дисциплины слушатель должен обладать общими компетенциями:
уметь:
- различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества и убедиться в том, что теории философской антропологии находят свое отражение в современных дискуссиях о роли и месте человека в мире;
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии и понимать причины изменений представлений о человеке;
- понимать содержательный и функциональный компоненты педагогической аксиологии как междисциплинарной области педагогического знания;
- развивать способность самостоятельного анализа социальных проблем;
- применять психолого-педагогические знания в разных видах образовательной деятельности;
- организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях.
знать:
- основные категории и понятия философии образования;
- сущность процесса познания;
- роль культуры и образования в жизни человека и общества;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры;
- иметь представление о сложности процесса познания общества и его противоречиях;
- теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования педагогической науки;
- основные теоретические подходы, современные концепции воспитания и обучения;
- знать закономерности, принципы, содержание и структуру целостного педагогического процесса.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Макс. нагрузка | Количество аудиторных часов | СРС | ||
всего | теорет. | практ. | ||||
1. | Раздел 1. Современная социокультурная ситуация развития детей дошкольного возраста | |||||
Тема 1.1.Культура и образование 1.1.1. Образование как социокультурный феномен 1.1.2. Функциональная и содержательная специфика образовательных ценностей 1.1.3. Компетентность как образовательная ценность | ||||||
Тема 1.2. Ребенок и общество 1.2.1. Проблема сущности человека в истории философии 1.2.2. Человек как объект образования | ||||||
Тема 1.3. Педагогика и образование 1.3.1. Педагогика как общественная наука 1.3.2. Сущность, аспекты и функции образования 1.3.3. Основные тенденции развития системы образования и педагогической науки |
Содержание учебного раздела
Тема 1.1. Культура и образование
Культура. Образование. Образование в системе культуры. Социокультурные функции знания и социальная ориентация образования. Образование как общечеловеческая ценность. Функциональная и содержательная специфика образовательных ценностей. Гуманитарная поддержка профессиональных ценностей. Функции образования: социальные и профессиональная компетентность. Компетентность как образовательная ценность. Аспекты общекультурной компетентности.
Практическое занятие
Разработка и анализ тезауруса основных понятий по данной теме.