Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования ученик получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
Раздел 1: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (5ч) | |||
Россия – Родина моя. Мелодия. Песни о Родине композиторов Крыма | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. | ||
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Как сложили песню. | Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. | ||
Звучащие картины. Ты от куда, русская, зародилась музыка? | Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. | ||
4. | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. | |
5. | «На великий праздник собралася Русь!» | Прокофьев «Александр Невский. | |
Раздел 2:«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (3ч) | |||
6. | Святые земли Русской. Илья Муромец. Бородин «Богатырская симфония». Мусоргский «Богатырские ворота». | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | |
7. | Кирилл и Мефодий. Праздники народов Крыма. | Народные музыкальные традиции Отечества. | |
8. | Праздников праздник, торжество из торжеств. Светлый праздник. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. | |
Раздел 3:«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» (6ч) | |||
9. | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка. | Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | |
10. | Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька» | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | |
11. | «Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда». | Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. | |
12. | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. | |
13. | Святогорский монастырь (Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусорского «Борис Годунов» | Опера | |
14. | Романсы на стихи Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый». | Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. | |
Раздел 4: «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫНЕ ПОГАСЛО» (5ч) | |||
15. | Композитор – имя ему народ. | Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. | |
16. | Музыкальные инструменты России. | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | |
17. | Оркестр русских народных инструментов. Творческие коллективы Крыма. | Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре . | |
18. | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. | Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. | |
19. | Народные праздники. Троица. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры. | |
Раздел 5: «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» (4ч) | |||
20. | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Чайковский «Вариации». | Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. | |
21. | Мусоргский «Картинки с выставки», «Старый замок». | Различные виды музыки: инструментальная. | |
22. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы Шопена. | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. | |
23. | Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола». | Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. | |
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (6 ч) | |||
24-25. | Глинка «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств». | Дальнейшее знакомство с музыкой оперы. Знакомство с песнопениями русской Православной церкви. | |
26. | Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. | Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. | |
27. | Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна | Народная и профессиональная музыка. | |
28. | Балет «Петрушка» | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. | |
29. | Театр музыкальной комедии. Мюзикл. | Песенность, танцевальность, маршевость, как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | |
Раздел 7:«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ» (5ч) | |||
Прелюдия. | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. | ||
Исповедь души. Революционный этюд. | Различные жанры фортепианной музыки | ||
Мастерство исполнителя. | Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. | ||
Музыкальные инструменты (гитара) Музыкальный сказочник. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | ||
Рассвет на Москве-реке. | Выразительность и изобразительность в музыке. | ||
Итого: |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название разделов | Кол-во часов |
Россия – Родина моя | ||
О России петь, что стремиться в храм | ||
День полный событий | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло | ||
В концертном зале | ||
В музыкальном театре | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | ||
Всего: |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов), темы урока | |
план | факт | ||
Раздел 1. Россия – Родина моя (5ч) | |||
1 (1) | 06.09 | Мелодия. Ты запой мне ту песню… | |
2 (2) | 13.09 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Как сложили песню. | |
3 (3) | 20.09 | Звучащие картины. Ты от куда, русская, зародилась музыка? | |
4 (4) | 27.09 | «Я пойду по полю белому…» | |
5 (5) | 04.10 | «На великий праздник собралася Русь!» | |
Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм…» (3 ч) | |||
6 (1) | 11.10 | Святые земли Русской (Княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец) | |
7 (2) | 18.10 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий» Житие и дела святых. Гимн. | |
8 (3) | 25.10 | «Праздников праздник, торжество из торжеств». Светлый праздник – Пасха | |
Раздел 3. День полный событий (6 ч) | |||
9 (1) | 08.11 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…(Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов | |
10 (2) | 15.11 | Зимнее утро. Зимний вечер | |
11 (3) | 22.11 | Что за прелесть эти сказки…Три чуда. | |
12 (4) | 29.11 | Музыка ярморочных гуляний | |
13 (5) | 07.12 | Святогорский монастырь (Колокольные звоны. Вступление к опере М.П. Мусорского «Борис Годунов» | |
14 (6) | 14.12 | «Приют, сияньем муз одетый…» Музыка Тригорского (Пушкинские горы) Картины природы в романе «Венецианская ночь» М.И. Глинки | |
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч) | |||
15 (1) | 21.12 | Композитор – имя ему народ | |
16 (2) | 28.12 | Музыкальные инструменты | |
17 (3) | 11.01 | Оркестр русских народных инструментов | |
18 (4) | 18.01 | Музыкант-чародей | |
19 (5) | 25.01 | Праздники русского народа. Троицын день. | |
Раздел 5. «В концертном зале» (4 ч.) | |||
20 (1) | 07.02 | Музыкальные инструменты | |
21 (2) | 14.02 | Старый замок. «Счастье в сирени живет…» Сиюта, романс | |
22 (3) | 21.02 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | |
23 (4) | 28.02 | «Патетическая соната» Л.Бетховена. Годы странствий «Царит гармония оркестра…» | |
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6ч) | |||
24 (1) | 01.03 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 1- 2 дейст. | |
25 (2) | 15.03 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 4 дейст (сцена в лесу) | |
26 (3) | 22.03 | «Исходила младёшенька…» М.П.Мусоргский «Хованщина» | |
27 (4) | 04.04 | Русский восток. Восточные мотивы. | |
28 (5) | 11.04 | Балет И. Стравинского «Петрушка» | |
29 (6) | 18.04 | Театр музыкальной комедии(жанры: оперетта, мюзикл- понятие и история развития) | |
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть так надобно уменье.» (5 ч) | |||
30 (1) | 25.04 | Прелюдия | |
31 (2) | 06.05 | Исповедь души. Революционный этюд. | |
32 (3) | 16.05 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. | |
33 (4) | 16.05 | Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. | |
34 (5) | 23.05 | Рассвет на Москве-реке. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к выпускникам, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Отметка «5» - дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Отметка «4» - ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Отметка «3» - ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Отметка «2» - ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.