Основы музыкальной грамоты




Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования ученик получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел, тема урока Кол-во часов Характеристика видов деятельности учащихся
Раздел 1: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» (5ч)
  Россия – Родина моя. Мелодия. Песни о Родине композиторов Крыма   Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
  «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Как сложили песню.   Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
  Звучащие картины. Ты от куда, русская, зародилась музыка?   Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»   Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
5. «На великий праздник собралася Русь!»   Прокофьев «Александр Невский.
Раздел 2:«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (3ч)
6. Святые земли Русской. Илья Муромец. Бородин «Богатырская симфония». Мусоргский «Богатырские ворота».   Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
7. Кирилл и Мефодий. Праздники народов Крыма.   Народные музыкальные традиции Отечества.
8. Праздников праздник, торжество из торжеств. Светлый праздник.   Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Раздел 3:«ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ» (6ч)
9. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья». А.С. Пушкин и музыка.   Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
10. Зимнее утро. Зимний вечер. Чайковский «У камелька»   Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
11. «Что за прелесть эти сказки». Прокофьев «Сказочка». Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане». «Три чуда».   Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
12. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.   Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
13. Святогорский монастырь (Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусорского «Борис Годунов»   Опера
14. Романсы на стихи Пушкина. «Приют, сияньем муз одетый».   Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Раздел 4: «ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫНЕ ПОГАСЛО» (5ч)
15. Композитор – имя ему народ.   Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
16. Музыкальные инструменты России.   Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
17. Оркестр русских народных инструментов. Творческие коллективы Крыма.   Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре .
18. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.   Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
19. Народные праздники. Троица.   Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Раздел 5: «В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ» (4ч)
20. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Чайковский «Вариации».   Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
21. Мусоргский «Картинки с выставки», «Старый замок».   Различные виды музыки: инструментальная.
22. «Не молкнет сердце чуткое Шопена...». Танцы Шопена.   Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная.
23. Патетическая соната Бетховена. Годы странствий. Глинка романс «Венецианская ночь», «Арагонская хота», Чайковский «Баркарола».   Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
«В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ» (6 ч)
24-25. Глинка «Иван Сусанин». «Праздников праздник, торжество торжеств».   Дальнейшее знакомство с музыкой оперы. Знакомство с песнопениями русской Православной церкви.
26. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.   Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
27. Русский Восток. Восточные мотивы. Музыка Хачатуряна   Народная и профессиональная музыка.
28. Балет «Петрушка»   Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
29. Театр музыкальной комедии. Мюзикл.   Песенность, танцевальность, маршевость, как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Раздел 7:«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ» (5ч)
  Прелюдия.   Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
  Исповедь души. Революционный этюд.   Различные жанры фортепианной музыки
  Мастерство исполнителя.   Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
  Музыкальные инструменты (гитара) Музыкальный сказочник.   Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
  Рассвет на Москве-реке.   Выразительность и изобразительность в музыке.
Итого:    

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Название разделов Кол-во часов
  Россия – Родина моя  
  О России петь, что стремиться в храм  
  День полный событий  
  Гори, гори ясно, чтобы не погасло  
  В концертном зале  
  В музыкальном театре  
  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье  
  Всего:  

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Сроки выполнения Название раздела (кол-во часов), темы урока
план   факт
Раздел 1. Россия – Родина моя (5ч)
1 (1) 06.09   Мелодия. Ты запой мне ту песню…
2 (2) 13.09   «Что не выразишь словами, звуком на душу навей». Как сложили песню.
3 (3) 20.09   Звучащие картины. Ты от куда, русская, зародилась музыка?
4 (4) 27.09   «Я пойду по полю белому…»
5 (5) 04.10   «На великий праздник собралася Русь!»
Раздел 2. «О России петь – что стремиться в храм…» (3 ч)
6 (1) 11.10   Святые земли Русской (Княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец)
7 (2) 18.10   Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий» Житие и дела святых. Гимн.
8 (3) 25.10   «Праздников праздник, торжество из торжеств». Светлый праздник – Пасха
Раздел 3. День полный событий (6 ч)
9 (1) 08.11   «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…(Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов
10 (2) 15.11   Зимнее утро. Зимний вечер
11 (3) 22.11   Что за прелесть эти сказки…Три чуда.
12 (4) 29.11   Музыка ярморочных гуляний
13 (5) 07.12   Святогорский монастырь (Колокольные звоны. Вступление к опере М.П. Мусорского «Борис Годунов»
14 (6) 14.12   «Приют, сияньем муз одетый…» Музыка Тригорского (Пушкинские горы) Картины природы в романе «Венецианская ночь» М.И. Глинки
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч)
15 (1) 21.12   Композитор – имя ему народ
16 (2) 28.12   Музыкальные инструменты
17 (3) 11.01   Оркестр русских народных инструментов
18 (4) 18.01   Музыкант-чародей
19 (5) 25.01   Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В концертном зале» (4 ч.)
20 (1) 07.02   Музыкальные инструменты
21 (2) 14.02   Старый замок. «Счастье в сирени живет…» Сиюта, романс
22 (3) 21.02   «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
23 (4) 28.02   «Патетическая соната» Л.Бетховена. Годы странствий «Царит гармония оркестра…»
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6ч)
24 (1) 01.03   Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 1- 2 дейст.
25 (2) 15.03   Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» 4 дейст (сцена в лесу)
26 (3) 22.03   «Исходила младёшенька…» М.П.Мусоргский «Хованщина»
27 (4) 04.04   Русский восток. Восточные мотивы.
28 (5) 11.04   Балет И. Стравинского «Петрушка»
29 (6) 18.04   Театр музыкальной комедии(жанры: оперетта, мюзикл- понятие и история развития)
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть так надобно уменье.» (5 ч)
30 (1) 25.04   Прелюдия
31 (2) 06.05   Исповедь души. Революционный этюд.
32 (3) 16.05   Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек.
33 (4) 16.05   Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник.
34 (5) 23.05   Рассвет на Москве-реке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к выпускникам, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

-самостоятельность в разборе музыкального произведения;

-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Отметка «5» - дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Отметка «4» - ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Отметка «3» - ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Отметка «2» - ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: