Основные разделы философии:
- Онтология – учение о бытие.
- Гносеология (Эпистемология) – учение о возможности познания, теория познания.
- Аксиология – учение о ценностях, их происхождении и обосновании, типах ценностях, функциях и т.д.
-Логика - раздел философии изучающий основные законы и формы мышления.
- Этика – учение о морали как общественных нравах.
- Эстетика – учение о прекрасном и безобразном в художественном творчестве и жизни.
- История философии.
- Другие разделы философии – философская онтропология, философия культуры, общества, политики, религии, права, искусства и т.д.
Основной вопрос философии, его аспекты.
- Онтологический аспект (связан с проблемой мироустройства). Связан с проблемой отношений реального мира и воображаемого мира. Разбирает вопрос соотношения сущности и явления. Сущность – совокупность ключевых свойств и качеств вещи. Явление – чувственно воспринимаемые характеристики вещи.
- Гносеологический (связан с проблемой познания). Связан с вопросом отношений между сознанием и объективным миром, а также о границах познания.
- Антропологический (связан с проблемой человека).
3. Формы существования философского знания:
- Философия как тип мировоззрения.
- Философия как методология познания.
- Философия как форма идеологии.
- Философия как форма общественного познания.
- Философия как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.
Философия и мировоззрение.
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Три основные формы:
- Мифология – форма общественного познания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
- Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
- Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере).
4. Понятие бытия.
Бытие — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.
Основные формы бытия:
бытие вещей: природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний.
* Бытие человека. Бытие отдельного человека – единство тела и духа.
* Бытие духовное. Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Индивидуальное духовное бытие. Оно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного.
* Бытие социальное. Включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества. Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального.
Проблема соотношения материального и идеального как фундаментальная проблема философии, ее возможные пути решения.
Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью выступает «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, данных человеку.
5.Проблема познаваемости мира в философии.
Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности.
- Гностицизм (гносеологический оптимизм)
Сторонники гносеологического оптимизма утверждают, что не только то, что мир познаваем, но и то, что мир может быть познан человеком в главном, в принципе.
- Гносеологический скептицизм (мир частично познаваем)
Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
- Агностицизм (гносеологический писсимизм)
Агностицизм — это философская концепция, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть представлено в опыте, и утверждающая на этом основании непознаваемость объективной реальности, Бога и метафизических сущностей вообще.
6. Проблема метода в философии.
Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения. Основным приемом философского мышления является критическая рефлексия – особое отражение сознанием самого себя. Элементарные акты рефлексии выражаются в высказываниях, наподобие «я иду» (отражение в сознании собственного действия), «я мыслю» (отражение думающим процесса мышления), «я говорю» и т.п. Философская рефлексия – это отражение мировоззренческих оснований.
Методы познания.
Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.
Эмпирические методы:
- Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
- Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
- Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
- Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
Теоретические методы:
- Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
- Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
- Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
- Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
- Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
- Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
- Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
- Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
- Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
- Индукция – движение от фактов к общему.
- Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
Формы познания.
- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
- Религиозное познание. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии.
- Мифологическое познание. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.
Понятие истины
Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Проблема объективного и субъективного, абсолютного и относительного в истине.
Объективное и субъективное в истине. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение — форма мышления существующая в сознании субъекта.
Относительное в истинном знании — это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.
Критерии истинности в различных философских учениях.
- В эмпиризме критерием истины является опыт.
- В рационализме - очевидность, явность, непротиворечивость, соответствие законам самого разума.
- Интуитивизме - абсолютная внутренняя убежденность.
- В прогматизме - выгодным, полезным то, что наилучшим образом руководит нами.
- В конвенционализме - соглашение (конвенции).
8. Философская мысль о специфике общества и определяющих факторах его развития:
Натурализм (от лат. naturalis - природный, естественный) считает, что решающую роль в развитии общества играют различного рода природные факторы: географическая среда, климатические условия, ископаемые богатства, биологические, расовые и даже половые особенности людей (Э. Уилсон, Р. Докинс и др.).
Социальный идеализм абсолютизирует роль сознания в жизни общества, превращает его в конечную и определяющую силу исторического процесса. Идеализм выступает в разных формах. Одни исследователи видят источник развития общества в мировом духе, абсолютной идее (например, Гегель), другие - в воле, сознании людей.
С позиций теологизма человек и его история есть результат божественного предопределения.
исторический материализм (диалектико-материалистической теории общественного развития). Согласно этой теории главным, определяющим для общественного развития признавался не идеальный, а материальный фактор, прежде всего способ общественного материального производства жизни.
Технократизм - чрезмерное увлечение идеями технократии; взгляды и поведение убеждённого технократа.
Понятие сознания.
Сознание с философской точки зрения, это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах.
Структура сознания.
Самосознание.
Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.
Человек осознает себя:
– через созданную им материальную и духовную культуру;
– ощущения своего собственного тела, движений, действий;
– общение и взаимодействие с другими людьми.
Проблема бессознательного. Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное - это активно проявляющийся психический процесс, который не доходит до человеческого сознания.