Структура философского знания.




Основные разделы философии:

- Онтология – учение о бытие.

- Гносеология (Эпистемология) – учение о возможности познания, теория познания.

- Аксиология – учение о ценностях, их происхождении и обосновании, типах ценностях, функциях и т.д.

-Логика - раздел философии изучающий основные законы и формы мышления.

- Этика – учение о морали как общественных нравах.

- Эстетика – учение о прекрасном и безобразном в художественном творчестве и жизни.

- История философии.

- Другие разделы философии – философская онтропология, философия культуры, общества, политики, религии, права, искусства и т.д.

Основной вопрос философии, его аспекты.

- Онтологический аспект (связан с проблемой мироустройства). Связан с проблемой отношений реального мира и воображаемого мира. Разбирает вопрос соотношения сущности и явления. Сущность – совокупность ключевых свойств и качеств вещи. Явление – чувственно воспринимаемые характеристики вещи.

- Гносеологический (связан с проблемой познания). Связан с вопросом отношений между сознанием и объективным миром, а также о границах познания.

- Антропологический (связан с проблемой человека).

3. Формы существования философского знания:

- Философия как тип мировоззрения.

- Философия как методология познания.

- Философия как форма идеологии.

- Философия как форма общественного познания.

- Философия как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления.

Философия и мировоззрение.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Три основные формы:

- Мифология – форма общественного познания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

- Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

- Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере).

4. Понятие бытия.

Бытие — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии.

Основные формы бытия:

бытие вещей: природа существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний.

* Бытие человека. Бытие отдельного человека – единство тела и духа.

* Бытие духовное. Различают два вида. Индивидуализированное духовное бытие включает в себя сознание и бессознательное. Индивидуальное духовное бытие. Оно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного.

* Бытие социальное. Включает в себя и материальную, и духовную жизнь общества. Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира как природного, так и социального.

Проблема соотношения материального и идеального как фундаментальная проблема философии, ее возможные пути решения.

Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью выступает «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, данных человеку.

5.Проблема познаваемости мира в философии.

Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности.

- Гностицизм (гносеологический оптимизм)

Сторонники гносеологического оптимизма утверждают, что не только то, что мир познаваем, но и то, что мир может быть познан человеком в главном, в принципе.

- Гносеологический скептицизм (мир частично познаваем)

Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

- Агностицизм (гносеологический писсимизм)

Агностицизм — это философская концепция, отрицающая познаваемость человеком того, что не может быть представлено в опыте, и утверждающая на этом основании непознаваемость объективной реальности, Бога и метафизических сущностей вообще.

6. Проблема метода в философии.

Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения. Основным приемом философского мышления является критическая рефлексия – особое отражение сознанием самого себя. Элементарные акты рефлексии выражаются в высказываниях, наподобие «я иду» (отражение в сознании собственного действия), «я мыслю» (отражение думающим процесса мышления), «я говорю» и т.п. Философская рефлексия – это отражение мировоззренческих оснований.

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

- Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).

- Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).

- Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).

- Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).

Теоретические методы:

- Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.

- Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.

- Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.

- Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.

- Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.

- Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.

- Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.

- Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.

- Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.

- Индукция – движение от фактов к общему.

- Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).

Формы познания.

- Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.

- Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.

- Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.

- Религиозное познание. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии.

- Мифологическое познание. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.

- Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Понятие истины

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Проблема объективного и субъективного, абсолютного и относительного в истине.

Объективное и субъективное в истине. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение — форма мышления существующая в сознании субъекта.

Относительное в истинном знании — это знание, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть.

Критерии истинности в различных философских учениях.

- В эмпиризме критерием истины является опыт.

- В рационализме - очевидность, явность, непротиворечивость, соответствие законам самого разума.

- Интуитивизме - абсолютная внутренняя убежденность.

- В прогматизме - выгодным, полезным то, что наилучшим образом руководит нами.

- В конвенционализме - соглашение (конвенции).

8. Философская мысль о специфике общества и определяющих факторах его развития:

Натурализм (от лат. naturalis - природный, естественный) считает, что решающую роль в развитии общества играют различного рода природные факторы: географическая среда, климатические условия, ископаемые богатства, биологические, расовые и даже половые особенности людей (Э. Уилсон, Р. Докинс и др.).

Социальный идеализм абсолютизирует роль сознания в жизни общества, превращает его в конечную и определяющую силу исторического процесса. Идеализм выступает в разных формах. Одни исследователи видят источник развития общества в мировом духе, абсолютной идее (например, Гегель), другие - в воле, сознании людей.

С позиций теологизма человек и его история есть результат божественного предопределения.

исторический материализм (диалектико-материалистической теории общественного развития). Согласно этой теории главным, определяющим для общественного развития признавался не идеальный, а материальный фактор, прежде всего способ общественного материального производства жизни.

Технократизм - чрезмерное увлечение идеями технократии; взгляды и поведение убеждённого технократа.

Понятие сознания.

Сознание с философской точки зрения, это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах.

Структура сознания.

Самосознание.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Человек осознает себя:

– через созданную им материальную и духовную культуру;

– ощущения своего собственного тела, движений, действий;

– общение и взаимодействие с другими людьми.

Проблема бессознательного. Известный психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное - это активно проявляющийся психический процесс, который не доходит до человеческого сознания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: