TO CREATE A SUPPORT SPACE AND THE FORMATION OF A STABLE MOTIVATIONAL STATES OF POSITIVE MINDFULNESS USING COACHING TOOLS




Создание поддерживающего пространства и формирование устойчивого мотивационного состояния позитивной осознанности с помощью инструментов коучинга

Некрасова Мария Владимировна

Doctor of Philosophy (PhD) major in computing science & engineering,

Master of science in education

учитель математики, учитель начальных классов,

сертифицированный коуч ICF

2009-2016 - ГБОУ лицей №1158 (г. Москва, Россия)

2017-н.вр. - Russian School of Mathematics (Santa Clara, USA)

https://www.facebook.com/groups/MerrySchool

mvukki@mail.ru

 

Аннотация: «Детство - школа, в которой учат читать, писать, считать, находить реки и города на карте. Но если не станет детство школой радости, школой счастья, то к чему все другие науки?» (С. Соловейчик). Ребенка необходимо и достаточно научить двум вещам – любить и жить полноценной жизнью. Тогда на основе этого фундамента выстраиваются колонны Жизни – хочу, могу и знаю. В статье приводятся простые и универсальные педагогические приемы, помогающие эффективно создавать поддерживающее пространство для ребенка во время учебного процесса, а также позволяющие необходимый и неизбежный процесс познания мира и обучения сделать максимально комфортным, легким и радостным – одним словом, счастливым.

Ключевые слова: ребенок, класс, принятие, уважение, счастье, учебно-воспитательный процесс, коучинг в образовании.

 

 

TO CREATE A SUPPORT SPACE AND THE FORMATION OF A STABLE MOTIVATIONAL STATES OF POSITIVE MINDFULNESS USING COACHING TOOLS

Nekrasova M.V

Annotation:" Childhood is a school where people learn to read, write, count, find rivers and cities on the map. But if you do not become childhood school of joy school of happiness, something to which all other Sciences?"(S. Soloveychik). Child needs and enough teach two things – love and to live full-fledged lives. Then on the basis of this Foundation columns of Life are built – I want, I can and I know. The article presents simple and universal pedagogical techniques that help to effectively create a supportive space for the child during the educational process, working on the "formation of the personal characteristics of the graduate" in accordance with Federal state educational standards of General education, as well as allowing the necessary and inevitable process of learning and learning to make the most comfortable, easy and joyful – in short, happy

Keywords: child, class, acceptance, respect, happiness, educational process, coaching in education.

 

Необходимо и достаточно научить ребенка двум вещам – любить и жить полноценной жизнью. Тогда на основе фундамента Любви выстраиваются колонны Жизни – хочу, могу и знаю.

«Если благоприятствующая среда помогает человеку расцвести, то среда поддерживающая не дает ему упасть… Для того, чтобы держаться на земле, нужна почва под ногами, но для того, чтобы чувствовать себя личностью, надо еще найти свою землю обетованную». [1]

Учебно-воспитательный процесс должен начинаться с обеспечения безопасности ребенка, которая для ребенка начинается с уверенности, что он не один. Речь не столько о физической безопасности, сколько о психологической. Только про наличии этой душевного комфорта можно продолжать говорить о воспитании, развитии и обучении. Зона комфорта базируется на трех краеугольных камнях - я вижу тебя, я верю в тебя, я уважаю тебя.

«Я вижу тебЯ», Я вижу твое Я. Ребенок перестает быть невидимым для мира. Его видят, замечают, отличают, осознают его уникальность и значимость. Детям жизненно необходимо присутствие того, кто любит, верит и поддерживает. Может быть, с этим связано, что богатство в меньшей степени влияет на успеваемость нежели атмосфера в семье. [2] Это и про принятие. «Педагогика - наука об искусстве любить детей. Любить - значит принимать человека таким, какой он есть… Не надо переделывать ребенка. Не надо переделывать себя. Наши усилия должны быть направлены не на ребенка, не на себя, а на главное - на отношение к ребенку». [3]

«Я верю в тебя». Верите ли вы в учеников, как они верят в вас? Любовь подразумевает непоколебимую веру учителя в ребенка – не только в то, что у него есть все ресурсы для достижения своих целей, но в его желание это сделать. Вера в ребенка - это не столько про цели и пути их достижения, а про поддерживающую среду. Про взаимодействие без попыток оправдать чьи-то ожидания, когда ребенок может почувствовать себя в безопасности – как ученый-изобретатель в волшебной лаборатории, в которой любой результат – это результат, где можно безбоязненно экспериментировать, потому что ничего страшного случиться априори не может.

«Я уважаю тебя». Слово "уважение" произошло от слова "важность", "вага", то есть вес. Ценность. «Подлинная цена человека - это правда о нем… А о его достоинстве, едином на всех. А когда мы узнаем что-то о ценности человека, мы постигаем правду. Чем больше возвышен в нашем сознании человек, тем ближе мы к правде» [3] Вес, важность, ценность, значимость. Для того, чтобы ребенок ощутил свою самоценность, вам нужно увидеть его и поверить в него. Увидеть и принять его таким, какой есть. И поверить в то, что опираясь на свои сильные качества, он сможет самосовершенствоваться и повышать ценность в своих собственных глазах.

Когда поддерживающая среда создана и функционирует, можно приступать к следующей надстройке – создание интереса на базе осознанной мотивации. В соответствии со стандартом образования на ступени начального общего образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку…». Для этого ребенку необходимо найти свою личную внутреннюю мотивацию, научиться ставить цели и добиваться их. А для этого процесс обучения нужно сделать осознанным, тогда и проявится внутренняя мотивация. Чего я хочу? Почему это важно для меня? Что мне это даст? Насколько экологична для меня и для окружающих моя цель? Если ребенок понимает, зачем он приходит в школу, зачем он изучает тот или иной материал, зачем ему лично это нужно, он будет осознанно прикладывать усилия для освоения знаний и начнет делать больше, чем он может. Применение шкал, техники «Путешествие в будущее» и других инструментов, позволяют эффективно достичь подавляющего большинства метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Реализуются и некоторые личностные результаты, такие как формирование ответственного отношения к учению, способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Обеспечение комфорта и интереса к учебе недостаточно для того, чтобы сделать процесс обучения счастливым. Не хватает позитивного отношения к школе, которое легко формируется за счет таких инструментов «Как если бы…», «Класс моей мечты» и др. Оптимизм и мотивация способствуют развитию творческого мышления, укрепляют веру в себя, учат эффективному принятию неудач, переводя проблемы в разряд интересных задач.

На ядре комфорта строится оболочка интереса, которая в свою очередь наращивается радостью обучения (рис.1). Когда функционируют необходимые составляющие школы радости, с помощью таких техник, как «Колесо жизненного баланса», «Пирамида образования» и др., тогда формируется достаточный компонент – «Класс-единая команда».

 

Рис.1. Компоненты школы радости

Дэйв Берджес в книге «Обучение как приключение: как сделать уроки интересными» выделяет три образовательных круга в учебно-воспитательном процессе, которые полностью совпадают с тем, из чего проистекает ценность для клиента в коучинге. [Источник: https://library.proc0aching.com/]

Рис.2. Образовательные круги и круги ценности коучинга

 

Если объединить эти круги, то получим образовательные круги коучинга в образовании (рис.3). Мастерство учителя определяется тем, насколько от 1 до 10 он профессионален и успешен во всех трех областях. Педагог должен в полной мере владеть преподаваемым материалом, иначе он является сиделкой, но не преподавателем. Результатом успешной передачи материала становятся успешно усвоенные знания, умения и навыки учащихся. С помощью различных инструментов коучинга учитель создает легкость, побуждает интерес и поддерживает устойчивое состояние осознанной мотивации. И только от учителя, ценностей и стремлений зависит, насколько комфортно будет ребенку во время учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому компьютер никогда не сможет полноценно заменить учителя, потому что только в режиме взаимодействия от сердца к сердцу можно создать взаимное доверие, уважение и эффективные коммуникации.

Рис.3. Коучинг в образовании

 

Когда необходимый и неизбежный процесс познания мира и обучения становится максимально эффективным, легким и радостным – одним словом, счастливым, тогда детство станет школой радости, школой счастья. Работа в школе превращается в поток творчества, где создается удивительный уникальный мир детства – радостного детства. И мир становится чуточку счастливее.

 

Список литературы:

1. Антон Райков - Поддерживающая среда. [Электронный ресурс] // Праздник философии: сайт — URL: https://antonrai.livejournal.com/108542.html (дата обращения 20.01.2017).

2. Светлана Кириллова - Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо? [Электронный ресурс] // Милосердие.ru: сайт — URL: https://www.miloserdie.ru/ (дата обращения 11.12.2016).

3. Симон Соловейчик - Педагогика для всех [Текст]:/. - М.: АСТ, 2018. - 384с.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 22.02.16).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: