Социальное регулирование, как система социальных норм




Понятие и виды норм права. Роль и место права в системе норм.

Норма права – общеобязательное повеление, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующее наиболее важные общественные отношения, в идеале на началах справедливости и свободы.

Право представляет собой сложную и многообразную систему норм права. Право прежде всего состоит из норм права – общих юридических правил поведения, распространяющих свое действие на большой круг лиц, большой круг ситуаций и действующих относительно длительный период времени.

Норма же права выступает одной из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Поэтому правовой норме присущи качества, характерные для всякой социальной нормы как регулятора общественных отношений.

Однако правовая норма имеет и существенные особенности. В частности, она является критерием правомерности поведения, который весьма четко обозначен и конкретен. Норма права – есть модель поведения и как таковая определяет границы возможных и должных поступков в тех или иных отношениях и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется и в том, что она прежде всего принимается государственными органами либо негосударственными структурами.

Социальное назначение правовых норм, а следовательно, и их ценность определяются их регулирующей ролью, ибо они должны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, придавать им стабильность и способствовать их развитию, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные отношения в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность содержания нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права.

Норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она приобретает способность быть их регулятором.

Следовательно, норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Признаки правовых норм

Устанавливается и санкционируется государством. т.е. закрепляется в официальных государственных актах.

Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.

Обеспечивается мерами государственного принуждения.

Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм).

К признаком нормы права относятся:

• нормативность (она имеет общий, а не конкретный характер, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц);

• общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

• формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

• связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);

• представительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

• микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура правовых норм

Выступая «клеточкой» права, норма в тоже время представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией.

Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Она показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Таких частей три:

1. гипотеза (предположение) – элемент, указывающий на условия действия нормы (время, место, субъективный состав), которые определяются путем закрепления юридических фактов;

2. диспозиция (юридическое расположение сторон) – элемент, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов; диспозиция выступает основой регулирующей частью нормы, ее ядром;

3. санкция – элемент, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания, так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Проблема структуры правовой нормы является дискуссионной. Одни авторы считают, что норма права состоит из двух частей – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большинство же ученых-юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из гипотезы, диспозиции, санкции.

Виды норм права

Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1. в зависимости от степени нормативности они подразделяются на:

• исходные, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления;

• общие, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

• специальные, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей;

2. в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) – на конституционные, гражданские, административные, земельные и т. п.;

3. в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, аграрные, экологические и т.п.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4. в зависимости от методов правового регулирования – на императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально-полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5. в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся например, в указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием).

6. в зависимости от функций на регулятивные (содержащие предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав);

7. в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм – на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан) и специальные (действуют только в отношении определенной категории лиц);

8. в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы – на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы) относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств);

9. в зависимости от сферы действия – на общефедеральные (действующие на территории всей страны), региональные (действуют на территории субъектов РФ – республиках, краях, областях) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10. в зависимости от юридической силы – на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11. в зависимости от способа правового регулирования – на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия);

12. в зависимости от субъектов правотворчества – на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Социальное регулирование, как система социальных норм

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой «зоологический индивидуализм» и в процессе общения с себе подобными вырабатывать неосознаваемые социальные установления (регуляторы). Эти установления были необходимы для удовлетворения биологических потребностей, для преодоления страха и «налаживания контактов» с непонятными ещё природными земными и небесными силами, и, наконец, для объяснения самой человеческой жизни, её сути и смысла. Формировались эти установления в ходе совместной жизни, охоты, рыбной ловли, при строительстве убежищ. Связь с предыдущими и будущими поколениями осуществлялась путём мифологического построения мира. Это были неразвитые, примитивные «регуляторы», отвечающие, в нашем современном понимании, только на один вопрос, поставленный жизнью, - «можно ли» и содержащие один ответ – «нельзя».[2]

В числе первых таких социальных регуляторов можно назвать обычаи, нормы морали, религиозные нормы, табу, агрокалендари, тотемы, мифы и сказания.

Обычаи – общие правила поведения, возникающие в результате постоянного повторения конкретных образцов поведения, и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей.

Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару со стороны фантастических духов и богов.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами - видами животных и растений.[3]

Агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Мифология – совокупность мифов, сказаний, отражавших представления людей о мире, природе и человеке.

Для социальных регуляторов доцивилизационной эпохи развития общества были характерны некоторые общие черты, рассмотрение которых позволит лучше разобраться в генезисе и перспективах развития современных регулятивных средств.

Во-первых, следует отметить их обусловленность природно-естественными факторами. Цикличность многих природных явлений, последовательность смены поколений, размеренность биологических процессов и многое другое повлияло на становление таких социальных регуляторов, как меры, нормы, образцы для поведения людей.

Во-вторых, они носят общий и неоднократный характер, они были «отмерены» для всех людей, принадлежащих к определённой социальной группе (роду, племени), живущих сегодня и рожденных в будущем.

В-третьих, все они – мононормы, т.е. одновременно нормы организации общественной жизни, нормы первобытной морали и религиозные нормы.

В-четвертых, эффективность их реализации была достаточно высока, так как это жизненно-практические правила для человека, которые соблюдались в силу авторитета и привычки. Однако, в необходимых случаях, они подкреплялись коллективным, общественным принуждением.[4]

Именно регулятивные нормы первобытного общества явились прообразом будущего права.

С усложнением социальной жизни, развитием самого человека, изменениями в материальном производстве, изменяется и система социальных норм.

Социальное (нормативное) регулирование – это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. В учебной литературе выделяют несколько подвидов нормативного регулирования. В их числе – регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и т.д.

Социальное (нормативное) регулирование включает следующие составляющие:

1) выработку социальных норм (образцов поведения);

2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций;

3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

Необходимым элементом нормативного регулирования является социальная норма.Социальная норма – это правило общего характера, регулирующее поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: