Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. «Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками» [36].
Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Напомним, что выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (К. Томас). Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др.
Рассмотрим целесообразность применения данных стратегий.
Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.
Многие исследователи считают данную стратегию ущербной для решения проблем, так как она не предоставляет возможности оппоненту реализовать свои интересы. Однако жизнь дает много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Агрессора, захватывающего чужую территорию, целесообразно останавливать жесткой стратегией, а не увещеваниями. Против преступника, посягающего на жизнь другого человека, также необходимо использовать данную стратегию. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Сегодня компромисс — наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов.
Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны. В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д: Дай Дорогу Дураку».
Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиг рать время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Сочетание стратегий определяет каким способом разрешится противоречие, лежащее в основе конфликта (рис. 36.2).
Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество» [117].
Как видно из рис. 36.2, наиболее вероятно использование компромисса, так как шаги навстречу, которые делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь асимметричного (одна сторона уступает больше, другая — меньше) или симметричного (стороны делают приблизительно равные взаимные уступки) соглашения. Ценность компромисса в том, что он может быть достигнут в тех случаях, когда стороны выбирают разные стратегии. Такое часто бывает в жизни. Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным [129] показало, что одна треть этих конфликтов завершается компромиссом, две трети — уступкой (преимущественно подчиненного) и только 1—2% конфликтов завершаются путем сотрудничества.
Объяснение такого разброса в частоте применения способов разрешения конфликтов по вертикали кроется в стереотипах мышления и поведения россиян и особенностях этого вида конфликта. Большинство из нас ориентированы на противоборство, решение проблем с итогом: я выиграл, он проиграл. Десятилетия такой принцип преобладал во взаимодействии с теми, кто был не таким, как мы, был не согласен с нами. Кроме того, в конфликтах между «руководителем и подчиненным» в 60% ситуаций начальник прав в требованиях к подчиненному (упущения по работе, недобросовестное выполнение обязанностей, неисполнительность и т.д.). Поэтому большинство руководителей последовательно проводят в конфликте стратегию соперничества, добиваясь от подчиненного желаемого поведения.
Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление — это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для каждой из них и она стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров. Процессуальные и психологические аспекты подготовки и ведения переговоров рассмотрены в гл. 38. Здесь же мы кратко охарактеризуем основные технологии компромисса и сотрудничества.
Важно нормализовать отношения оппонентов в преддверии переговорного процесса. Одним из приемов, позволяющим сделать это, является техника ПРИСН (последовательные и реципрокные инициативы в снижении напряжения — С. Линдскольд и др.). Метод ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом и успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных (Б. Бете, В. Смит). Он включает в себя следующие правила:
• делать искренние, публичные заявления о том, что одна из
сторон конфликта хочет остановить эскалацию конфликта;
• объяснять, что примирительные шаги обязательно будут
осуществлены. Сообщить, что, как и когда будет сделано;
• выполнять обещанное;
• побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать
их в качестве условия выполнения собственных обещаний;
• уступки должны осуществляться в течение достаточно дли
тельного времени и даже в том случае, если другая сторона
не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к уве
личению уязвимости стороны, их осуществляющей.
Примером успешного использования метода ПРИСН явля
ется поездка в 1977 г. президента Египта А. Садата в Иеруса
лим. Отношения между Египтом и Израилем в то время были
очень напряженными, и поездка позволила повысить взаимное
доверие и подготовила почву для переговоров.
В основе компромисса лежит технология «уступок сближения» или, как ее еще называют, — торг. Считается, что компромисс имеет недостатки: споры по поводу позиций приводт к урезанным соглашениям; создается почва для уловок; возможно ухудшение отношений, так как могут быть угрозы, давление, срыв контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т.п. По мнению Д. Лоуэлла:
Компромисс — хороший зонтик, но плохая крыша; на какое то время он целесообразен, часто нужен в межпартийной борьбе и почти никогда не нужен тому, кто управляет государством.
Несмотря на это в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора [4], которая заключается в следующем:
• заявить, что конфликт невыгоден обоим;
• предложить конфликт прекратить;
• признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте. Они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит;
• сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в
конфликте не является для вас главным. В любом конфликте
можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит
уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах;
• высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны
оппонента. Они, как правило, касаются ваших основных
интересов в конфликте;
• спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;
• если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что
конфликт исчерпан. \, •>
Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров» [117]. Он сводится к следующему.
• Отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердым по отношению к проблеме и мягким к людям.
• Внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?»
и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и
важность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы.
• Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их
оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы;
ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.
• Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только
принципу; по каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; ис
пользуйте справедливые критерии.
Выводы
1. Завершение конфликта представляет собой прекращение
его по любым причинам. Основными формами заверше
ния конфликта являются разрешение, урегулирование,
затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Исход конфликта — это результат борьбы с точки зрения
состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.
Основными критериями конструктивного разрешения
конфликта являются степень разрешения противоречия и
победа в нем правого оппонента.
2. Среди условий конструктивного разрешения конфликта
выделяют: прекращение конфликтного взаимодействия,
поиск общего в целях и интересах, снижение негативных
эмоций, изменение своего отношения к оппоненту, сни
жение негативных эмоций оппонента, объективное обсу
ждение проблемы, учет статусов (должностного положе
ния) друг друга, выбор оптимальной стратегии разреше
ния конфликта. На результативность разрешения кон
фликта влияют факторы: времени, третьей стороны, свое
временности, равновесия сил, культуры, единства ценно
стей, опыта (примера) и отношений.
3. Непосредственно разрешение конфликта представляет собой процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий. Основные стратегии разрешения конфликта — соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы. В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта способом силового подавления (уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество). Компромисс может быть достигнут с помощью техники открытого разговора, а сотрудничество — с помощью метода принципиальных переговоров.
Глава 37. Медиаторство и регулирование конфликта
Важным фактором, влияющим на результативность завершения конфликта, является участие третьей стороны в его урегулировании, или медиаторство. Это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.
37.1. Когда необходим медиатор в конфликте
В роли третьей стороны (медиатора) при урегулировании конфликтов выступает, как правило, один человек, реже — группа из двух-трех и более профессионалов. В роли медиаторов могут выступать и государства (например, Алжир в ситуации улаживания отношений между Ираном и Ираком в 1975 г.).
Медиаторство — один из наиболее древних способов разрешения конфликтов. Оно существовало издавна в Китае, в странах Африки, где старейшины рода или племени выступали в качестве своеобразных профессиональных медиаторов, обеспечивая бесконфликтное решение проблемных и конфликтных ситуаций (Д. Прюитт).
Медиаторство как общественно значимая деятельность сформировалось в США в начале 60-х годов. Появление интереса к профессиональному медиаторству в стране, где велика самостоятельность отдельных структур общества, вполне закономерно. В США выпускается ряд журналов, освещающих проблемы медиаторства, например «Ежеквартальный журнал по медиаторству». В 1983 г. основан Национальный институт Разрешения диспутов, в задачи которого входит разработка новых метбдов медиаторства, а также программ обучения веде нию переговоров. В стране действуют частная и государственная службы медиаторства (Д. Уолл).
Кто же может выступать в роли третьей стороны в конфликте? Формальное, или официальное, медиаторство предполагает I наличие у медиатора нормативного статуса или возможности воздействия на оппонентов. Неформальное, неофициальное, медиаторство заключается в отсутствии нормативного статуса медиатора, но участники конфликта признают неформальный авторитет этих лиц в решении подобных проблем.
В качестве официальных медиаторов могут быть:
• межгосударственные организации (например ООН и др.);
• отдельные государства;
• государственные правовые институты (арбитражный суд, I
прокуратура и т.д.);
• правительственные или другие государственные комиссии
(например, создающиеся для урегулирования забастовок и т.д.);
• представители правоохранительных органов (например, участковый милиционер по отношению к какому-то бытовому конфликту);
• руководители предприятий, учреждений, фирм и т.п.;
• общественные организации (комиссии по разрешению трудо-1
вых споров и конфликтов, профсоюзные организации и т.д.);
• профессиональные медиаторы-конфликтологи.
Неофициальными медиаторами обычно являются:
• известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой
деятельности (политики, бывшие государственные деятели);
• представители религиозных организаций;
• шаманы (у народов Крайнего Севера России);
• профессиональные психологи, педагоги, социальные работники;
• неформальные лидеры социальных групп разного уровня;
• старшие по возрасту (мать, отец, бабушка и т.д.);
• друзья, соседи, просто свидетели конфликта.
Особенности деятельности официального и неофициального медиаторов на примерах руководителя и психолога рас
смотрены в §37.3 и 37.4.
Целесообразность участия третьей стороны в регулировании конфликтных отношений связана с тем, обратились ли за помощью к третьей стороне оппоненты или же она вмешалась в
конфликт сама. Стороны сами обращаются к медиатору в случаях, когда:
• объектом регулирования является затянувшийся конфликт. Все
аргументы, силы, средства исчерпаны, но выхода не видно;
• стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие
интересы и не могут найти общих точек соприкосновения;
• по-разному трактуются правовые нормы или другие критерии, являющиеся ключевыми в разрешении конфликта;
• одной из сторон нанесен серьезный ущерб и она требует
санкций по отношению к оппоненту;
• сторонам важно сохранить хорошие отношения, конфликт
не интенсивный, но взаимоприемлемое решение они найти
не могут;
• оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его выполнением.
Оперативное самостоятельное вмешательство третьей стороны в конфликт необходимо в ситуациях, когда:
• происходит опасная эскалация конфликтных событий, существует непосредственная угроза применения насилия;
• одной из сторон массированно применяется насилие;
• третьей стороне лично невыгоден этот конфликт;
• конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной (руководитель вынужден регулировать конфликт, который негативно влияет на коллектив);
• стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть
возможность удовлетворить интересы обеих сторон.
В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей третьей стороны в конфликте: третейский судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.
Третейский судья — наиболее авторитарная роль, так как он обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Третейский судья изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается. Примером служит разрешение конфликтов древнерусскими князьями, старейшинами родов, а также решение суда присяжных.
Арбитр — также обладает значительными полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает его с участниками, а затем
выносит окончательное решение, которое обязательно для выполнения. Однако стороны могут не согласиться с решением и обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
Посредник — более нейтральная роль. Обладая специальными знаниями, он обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы. Окончательное решение остается за оппонентами.
Помощник — в регулировании конфликта участвует с целью совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации встреч и переговоров, не вмешиваясь в полемику по поводу содержания проблемы и принятия окончательного решения. Наблюдатель — своим присутствием в зоне конфликта сдерживает стороны от нарушения ранее достигнутых договоренностей или от взаимной агрессии. Присутствие наблюдателя создает условия для решения спорных вопросов путем переговоров.
Конфликтологами выделяются условия, в которых целесообразен тот или иной тип медиаторства. Высокоавторитарный стиль (третейский судья или арбитр) выгоден, если требуется быстрое решение; если конфликт длителен, позиции сторон определены, но они не могут найти взаимоприемлемое решение. Он также эффективен при ужесточении конфликта, его нагру- I женности эмоциями. После того как участники «остынут», воз-можно применение менее авторитарных стилей. При доверии оппонентов к третьей стороне авторитарный стиль воспринимается легче. Наличие у оппонентов навыков обсуждения проблем повышает эффективность неавторитарного стиля (посредник или
помощник).
Исход конфликта зависит от власти, авторитета и роли медиатора. Третья сторона может обеспечить:
• волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);
• разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);
• блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);
• применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);
• определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);
• оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник); содействие нормализации отношений (посредник, помощник);
• оказание помощи в организации общения (посредник, помощник);
• контроль за выполнением соглашения (арбитр, посредник,
наблюдатель).
Ситуации, с которыми сталкивается медиатор, сложны и разнообразны. Поэтому процесс медиаторства не имеет жесткой структуры. Можно выделить лишь три основных этапа [2].
1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими сторона
ми. Медиатор изучает историю проблемы, требования оппо
нентов. Многие конфликты носят специфический характер,
медиатору приходится вникать в проблему, читать соответст
вующую литературу, консультироваться со специалистами.
2. Работа с конфликтующими сторонами. Медиатор, как прави
ло, многократно встречается с каждой из сторон с целью их подго
товки к проведению совместных переговоров (уточняются требо
вания, снимаются обвинения, смягчаются формулировки и т.д.).
3. Ведение переговоров — наиболее важный этап. В ходе них
медиатор выполняет ряд функций: ведущего, тренера,
«толкача», педагога и т.д. Он следит за тем, что и как говорят
оппоненты, при необходимости поправляя, подбадривая или
осуждая их. Важно, чтобы каждая встреча была отмечена пусть
небольшим, но реальным продвижением вперед.
57.2. Результативность медиаторской деятельности
Вмешательство третьей стороны в конфликт не всегда эффективно. Выявлено, что вмешательство руководителей в конфликты между подчиненными в 67% ситуаций оказывает положительное влияние. В 25% ситуаций оно не оказало влияния на разрешение проблемы. В 8% ситуаций было зафиксировано отрицательное влияние руководителей на итоги конфликта [129].
Положительное влияние руководителей на урегулирование производственных конфликтов выявлено Н. Гришиной [29]. Высокая эффективность регулирования инновационных конфликтов отмечена Ю. Мягковым [80].
Анализ конфликтов между госслужащими регионального и федерального уровней [79] показал, что результативность вмешательства руководства невысока. Вмешательство оказывает более положительное влияние на коллектив, чем на оппонентов, и является позитивным только в 28% ситуаций. Регулирование вышестоящими начальниками конфликтов между офицерами чаще негативно влияет на разрешение противоречий. Это связано с отсутствием у руководителей необходимой подготовки и времени для эффективного посредничества [4].
Существует ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте.
1. Основным фактором является мотивированность обеих
сторон на совместную работу, готовность учесть мнение по
средника, принять предлагаемое им решение.
2. Эффективность медиаторства определяется особенностями
и характером деятельности третьей стороны.
Среди них выделяют:
• заинтересованность третьей стороны в урегулировании конфликта;
• наличие знаний и профессиональных качеств по проведению регулирующего процесса, а также способности убеждать;
• наличие опыта успешного регулирования конфликтов в прошлом;
• знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта.
3. Настойчивость в действиях третьей стороны оказывается
результативной тогда, когда разногласия участников связаны с
принципиальными для них вопросами и когда напряженность
конфликта особенно высока (Т. Кохэн, Д. Колб).
4. Степень напряженности конфликта. Данные по этому вопросу противоречивы. С одной стороны, выявлено, что разрешение трудового конфликта с помощью медиатора более ус
пешно тогда, когда забастовка уже идет, а не когда возникла
лишь ее угроза. С другой стороны, установлено, что излишний
накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успешность деятельности посредника (П. Карневале, Р. Регнеттер).
5. Длительность конфликта. Затяжные конфликты менее
поддаются регулированию, чем скоротечные [4; 129].
6. Характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее
взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество.
7. Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями медиатора.
Известно, что переговорный процесс имеет внутренний цикл развития, в ходе которого возрастает и спадает доверие участников к медиатору, их потребность в разрешении конфликта. Посреднику важно уметь улавливать критические моменты переговоров, во время которых действия, предпринимаемые им, будут максимально успешными.
Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами в ходе переговоров могут быть различными (рис. 37.1).
Рис. 37Л. Тактики взаимодействия третьей стороны с оппонентами при урегулировании конфликта:
· — медиатор; 1 — тактика поочередного выслушивания; 2 — сделка; 3 — челночная дипломатия; 4 — давление на одного из оппонентов; 5 — директивное воздействие
1. Тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации и выслушивания предложений в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно.
2. Сделка — посредник стремится больше времени вести
переговоры с участием обеих сторон, при этом основной упор
Делается на принятие компромиссных решений.
3. Челночная дипломатия — медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, согласуя
Различные аспекты соглашения. В результате обычно достигался компромисс.
4. Давление на одного из оппонентов — большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников,
в беседах с которым доказывается ошибочность его позиции. В
конечном итоге данный участник идет на уступки.
5. Директивное воздействие предполагает акцентирование
внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель —
склонение сторон к примирению.
В литературе выделены и описаны конкретные техники медиаторного процесса и рекомендации по их применению [2].
В начале работы медиатор прибегает к техникам рефлексивного вмешательства, которые помогают ему сориентироваться в проблеме, заинтересовать участников конфликта в процессе медиаторства, поднять свой авторитет в их глазах. Медиатор рассказывает клиентам о себе, своих возможностях, о медиаторстве вообще, мотивирует участников на ведение переговоров.
Большинство медиаторских техник направлено на нормализацию отношений между сторонами и достижение решения стоящих перед ними проблем. Их часто называют техниками контекстуального вмешательства. Когда клиенты предъявляют нереальные требования друг к другу, посредник стремится изменить их, демонстрируя, в чем состоит неконструктивность позиций сторон. При проявлении сторонами враждебности необходимо жестко контролировать ситуацию, используя юмор, иронию или оказывая давление на стороны, призывая к осознанию последствий такого поведения.
Когда одновременно обсуждается много вопросов, медиатор стремится упростить ситуацию, выделяя приоритетные цели, определяя перечень проблем, предлагая сторонам поторговаться из-за того, что кажется наиболее важным, и т.д.
На завершающем этапе переговоров, когда посредник уже имеет четкое представление о том, как и что должно быть сделано, он может выступать в роли судьи, активно влияя на разрешение конфликта. Он использует техники независимого вмешательства, включающие в себя показ участникам плюсов и минусов соглашений, предложение своих вариантов решений, перевод намечающейся договоренности из сферы желаемого в область действительного (В. Смит).
37.3. Как руководителю регулировать конфликты
Для руководителя крайне важно, чтобы социально-психологический климат в коллективе оказывал благоприятное воздействие на качество совместной деятельности людей. Условием эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность (Л. Петровская). Она включает в себя:
•. понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
• формирование у себя и подчиненных конструктивного от
ношения к конфликтам в организации;
• обладание навыками неконфликтного общения в трудных
ситуациях;
• умение оценивать и объяснять возникающие проблемные
ситуации;
• наличие навыков управления конфликтными явлениями;
• умение развивать конструктивные начала возникающих
конфликтов;
• умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
• умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
• наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.
Деятельность руководителя как посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта. Анализ конфликтной ситуации состоит в следующем: получение информации о конфликте; сбор данных о нем; анализ полученной информации; проверка ее достоверности; оценка конфликтной ситуации. Процесс урегулирования включает выбор способа урегулирования конфликта, типа медиаторства, реализацию выбранного способа, уточнение информации и принимаемых решений, снятие послеконфликтного напряжения в отношениях оппонентов, анализ опыта урегулирования конфликта (рис. 37.2).
Руководитель получает информацию о конфликте по разным Каналам. Он сам может быть свидетелем конфликта между сотрудниками организации. Один из участников или оба могут
обратиться к руководителю с просьбой помочь решить проблему. Информация может поступить от ближайшего окружения оппонентов. Наконец, информация о необходимости разрешения конфликта между подчиненными может поступить от вышестоящего руководства. Если полученная информация указывает на опасное развитие конфликта, то руководитель прекращает противоборство оппонентов или ограничивает их взаимодействие.
Сбор данных о конфликте происходит в ходе всей аналитической работы. Это информация о противоречии, лежащем в основе конфликта, его причинах, позициях участников, отстаиваемых целях, их отношениях. Источниками информации являются оппоненты (руководитель поочередно беседует с каждой из сторон в отдельности, принимая меры по снижению их негативных эмоций по отношению друг к другу), их руководители или подчиненные, неформальные лидеры коллектива, их друзья, свидетели конфликта, члены их семей.
Важно отказаться от изначально негативной установки по отношению к конфликту вообще и к одному из оппонентов, в частности. Необходимо быть объективным, чтобы не исказить восприятие и понимание получаемой информации.
При анализе конфликтной ситуации руководителю нужно уяснить суть проблемы, в чем заключается противоречие между оппонентами, что является объектом конфликта. Руководитель оценивает, на какой стадии развития находится конфликт, какой ущерб нанесен оппонентами друг другу. Важно определить причины конфликта. Обычно конфликты возникают в результате действия нескольких причин, одна-две из них являются доминирующими. Важно выявить все причины и повод конфликта.
Анализируя позиции участников конфликта, необходимо определить цели и интересы сторон, какие их потребности не удовлетворены и генерируют конфликтное поведение. Важно оценить возможности оппонентов по овладению объектом конфликта. Иногда одному из оппонентов лучше сразу отказаться от намерений, так как объект для него недостижим. Необходимо выяснить также доконфликтные отношения оппонентов и их актуальное состояние, оценить, кто поддерживает каждую из сторон, отношение окружающих к конфликту. Нужно уточнить социально-демографические данные, индивидуально-психологические особенности оппонентов, их формальные и неформальные статусы в коллективе.
Необходимо постоянно проверять достоверность получаемой информации, уточнять и дополнять ее, используя личные наблюдения и встречи с разными людьми.
Параллельно с анализом конфликтной ситуации руководитель оценивает ее. Оценивается степень правоты оппонентов, возможные исходы конфликта и его последствия при различных вариантах развития. Руководитель оценивает также свои возможности по урегулированию конфликта. Определяются возможности оппонентов и общественности.
На эффективность урегулирования конфликта влияет выбор руководителем способа его разрешения. Обладая властью по отношению к подчиненным, руководитель может реализовать любой из рассмотренных типов медиаторства (третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель). Существуют два подхода к пониманию роли руководителя в урегулировании конфликта. Первый заключается в том, что руководителю целесообразно ориентироваться на роль посредника в конфликте, а не арбитра [30]. Считается, что арбитраж имеет ряд особенностей, снижающих его эффективность при использовании в разрешении межличностных конфликтов, а именно:
• необходимость принятия решения побуждает руководителя
к поиску «истины», что является неадекватным подходом к
проблеме человеческих отношений;
• принятие решения «в пользу» одной из сторон вызывает у
другой стороны негативные реакции в адрес «арбитра»;
• принятие решения руководителем закрепляет его ответственность за реализацию и последствия этого решения;
• решение проблемы руководителем затрагивает предмет
борьбы, но не взаимоотношения сторон, поэтому полного
разрешения конфликта, которое предполагает договор между участниками, нет.
Второй подход, которого придерживаются авторы учебника, заключается в том, что руководителю необходимо уметь гибко применять все типы медиаторства. Основными для руководителя являются роли арбитра и посредника, а дополнительными — роли третейского судьи, помощника и наблюдателя.
Модель арбитр оптимальна в ситуациях, когда:
• руководитель имеет дело с быстро обостряющимся конфлик
том;
• одна из сторон явно неправа;
• конфликт протекает в экстремальных условиях (аварийная
ситуация, боевая обстановка);
• служебные обязанности определяют его действия именно как
арбитра (например, в условиях Вооруженных Сил и т.д.);
• нет времени на детальное разбирательство;
• конфликт кратковременный и незначительный.
Руководителю целесообразно использовать роль арбитра
при регулировании конфликтов по вертикали, особенно если оппоненты разделены несколькими ступеньками иерархической пирамиды.
Руководитель может выступать в роли посредника при урегулировании конфликтов в ситуациях:
• равенства должностных статусов участников конфликта;
• длительных неприязненных, сложных взаимоотношений
сторон;
• наличия у оппонентов хороших навыков общения и поведения