Экологическое воспитание в документах.




Образовательный модуль

К дистанционному (заочному) этапу курсов по теме

«Современные подходы к организации воспитательной деятельности

В учреждении дошкольного образования»

 

Составитель: Шаваринская С.Р., ст. преп. кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.

 

Экологическое образование дошкольников

Содержание образовательного модуля:

1. Экологическое воспитание и экология. Основные понятия. Задачи экологического воспитания. 1

2. Современное экологическое образование. Основные подходы и принципы. 3

3. Различные направления экологии в содержании экологического образования. 6

4. Обзор некоторых программ экологического образования дошкольников. 6

5. Вопросы для самоконтроля. 9

6. Задания для самостоятельной работы.. 9

- группа заданий №1. 10

- группа заданий №2. 11

7. Литература. 13

8. Приложение. 13

Экологическое воспитание и экология. Основные понятия. Задачи экологического воспитания.

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

В настоящее время экологическое образование стало одним из важных направлений дошкольной педагогики. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Специальные курсы для работников дошкольных образовательных учреждений преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи.

Экология как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Сейчас это направление называется биологической или классической, экологией. Чтобы ее понять и работать в области экологического образования, нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:

- все связано со всем;

- все куда-нибудь девается;

- все что-нибудь да стоит (ничто не дается даром);

- природа знает лучше.

И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г.А. Ягодин подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. В.А. Ясвин: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

Авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Связано это с тем, что в предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие.

Экологическое воспитание в документах.

В официальных документах подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.

В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.

В данных документах отмечается, что воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:

- пониманию самоценности природы;

- осознанию ребенком себя как части природы;

- воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

- пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

- усвоению азов экологической безопасности;

- усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: