Выборочный анализ актов, предписаний и протоколов об административных нарушениях, составленных Росздравнадзором по результатам проведенных проверок




ФАС России проведена выборочная проверка составленных актов, выданных предписаний и рассмотренных дел об административных правонарушениях центрального аппарата Росздравнадзора и его территориальных органов по результатам проведенных ими контрольных мероприятий.

В ходе анализа случайной выборки перечисленных документов обнаружены повторяющиеся признаки нарушения со стороны должностных лиц центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора. К ним можно отнести следующие основные признаки нарушения.

1. Признаки превышения полномочий и дублирования функций других органов:

- Роспотребнадзора – проверки соблюдения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.05.2010 № 58, с выдачей предписаний;

- органов лицензирования субъектов Российской Федерации – проверки лицензионных требований в организациях государственной и частной форм собственности с выдачей предписаний и привлечением к административной ответственности за нарушение лицензионных требований;

- органов лицензирования и Роспотребнадзора – проверки правил оказания платных медицинских услуг;

- Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – проверка сведений о поверке средств измерений;

- Фонда социального страхования Российской Федерации – проверка листков нетрудоспособности вместо проверки порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности;

- государственных инспекций труда проверка должностных инструкций и выдача предписаний по устранению нарушений.

2. Признаки предъявления неправомерных требований:

- выдаются предписания по соблюдению Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, не относящегося к частным медицинским организациям;

- указывается на нарушение нормативных правовых актов, действие которых утратили силу;

- выдаются предписания по осуществлению профессиональной подготовки медицинского персонала по специальностям, не относящимся к сфере деятельности медицинской организации;

- вменяется в обязанность медицинским организациям соблюдать рекомендации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и департаментов Минздрава России;

- осуществляются проверки и требования к оформлению внутренних документов организаций, не относящихся к компетенции Росздравнадзора;

- выдаются предписания о предоставлении неустановленных нормативными документами ежемесячных отчетов о проведенной работе по выявлению недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, а также незарегистрированных медицинских изделий.

3. Признаки осуществления неправомерного применения статей КоАП:

- статьи 6.28 КоАП «Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий» в связи с отсутствием утвержденных Минздравом России правил в сфере обращения медицинских изделий, за нарушение которых статьей 6.28 КоАП предусмотрена ответственность;

- статьи 6.30 КоАП « Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» за не соблюдение сроков оказания медицинской помощи;

- статьи 11.32 КоАП «Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров» в связи с отсутствием указанного порядка проведения медицинского освидетельствования, за нарушение которого статьей 11.32 КоАП предусмотрена ответственность;

- статьи 14.43 КоАП «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов» к медицинским организациям, не являющимся изготовителем, исполнителем или продавцом лекарственных средств;

- части 1 статьи 19.20 КоАП «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)» к медицинским организациям, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, в приложении к которой виды работ (услуг), составляющие медицинскую деятельность, оформлены в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности, а не с Приказом Минздрава России № 121н.

4. Не осуществляется экспертиза качества оказания гражданам медицинской помощи

- вместо проведения внеплановых проверок по жалобам выявлены факты перенаправления жалоб на рассмотрение в медицинские организации, а также факты направления заявителей в конкретные медицинские организации на проведение на платной основе экспертизы качества медицинской помощи;

- для проведения проверки, в том числе по фактам смерти пациентов, не привлекаются эксперты, не проводится экспертиза качества оказания медицинской помощи;

- в актах проведенных органами Росздравнадзора по жалобам граждан внеплановых выездных проверок отсутствуют медицинские выводы о причинах смерти пациента, выводы по установлению обстоятельств и фактов, изложенных в жалобах, зато содержится анализ нарушений оформления медицинской документации, это свидетельствует о том, что в рамках внеплановых проверок по жалобам не проводится оценка качества оказанной медицинской помощи, действий медицинских работников, не проводится исследование указанных в жалобах фактов и причин смерти пациентов;

- цели проверок не достигаются, так как не удовлетворяются жалобы о принятии мер (в том числе о привлечении к ответственности медицинских работников), которые послужили основанием для проведения проверок, даже в случаях смерти пациентов; органы Росздравнадзора выдают лишь предписания о соблюдении порядков и стандартов и устранении нарушений, которые уже произошли и повлекли ущерб здоровью либо смерть пациента.

5. Признаки нарушения организации и оформления результатов проверок

- в рамках проверки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации центральным аппаратом Росздравнадзора осуществляется проверка медицинских организаций без оформления соответствующих приказов на проверки;

- к проверочной деятельности привлекаются неаккредитованные эксперты;

- выявлен конфликт интересов в проверочной деятельности территориального органа Росздравнадзора.

Таким образом, в условиях отсутствия достаточного нормативно-правового регулирования возложенных на Росздравнадзор полномочий в рамках проводимых контрольных мероприятий Росздравнадзор может превышать свои полномочия и дублировать надзорные функции других органов.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ

 

1. По поручению ФАС России территориальными управлениями ФАС России проведен выборочный анализ актов проверок территориальных органов Росздравнадзора, в ходе которых также были выявлены признаки типичных нарушений по превышению территориальными органами Росздравнадзора своих полномочий и их бездействию по рассмотрению жалоб граждан.

 

1.1. Центральным аппаратом и территориальными управлениями ФАС России выявлены случаи бездействия ТО Росздравнадзора по рассмотрению жалоб граждан по вопросам государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

1) ФАС России выявлено, что Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Бурятия проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБУЗ «Баунтовская ЦРБ»по обращению Будаева С.А. в связи со смертью его матери Будаевой З.Н. Из обращения следует, что Будаевой З.Н. поставили неверный диагноз, отказывали в выдаче направления для обследования, в связи с незначительностью заболевания. Согласно акту проверки № 166-I от 12.08.2014 Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Бурятия по результатам проверки отмечены нарушения приказов Минздрава России, обращение Будаева С.А. признано обоснованным, акт проверки направлен в Минздрав Республики Бурятия для проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ГБУЗ «Баунтовская ЦРБ», выдано предписание от 12.08.2014 № 75 со сроком исполнения – с момента вынесения предписания.

Вместе с тем, ФАС России отмечает отсутствие привлеченных экспертов для проведения проверки по факту смерти пациента и отсутствие медицинских выводов о причинах смерти пациента. В соответствии с Положением о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности при проведении проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья, а также при проведении проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи должна проводиться экспертиза качества оказания медицинской помощи. Таким образом, Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Бурятия могло быть нарушено требование постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» в части не проведения экспертизы качества медицинской помощи пациенту.

2) Территориальным органом Росздравнадзора по Белгородской области проведена внеплановая документарная проверка ОГБУЗ «Грайворонская центральная районная больница» по жалобе Кушнарева С.Е. по факту смерти его матери Благородной С.В. Из жалобы следует, что на вызов скорой помощи к Благородной С.В. вместо врача дважды приезжала фельдшер Власенко О.А., которая в первый раз поставив укол анальгина, а во второй раз сделав кардиограмму, дважды отказала в госпитализации пациента. В результате у Благородной С.В. развивалась острая сердечная недостаточность, закончившаяся отеком легких и смертью пациента.

При документарной проверке Росздравнадзор делает выводы о нарушении требований нормативных документов, в то время как нарушены правила медицины – неправильно оценено состояние пациентки, неправильно выбрана тактика, в результате чего пациент погиб, не получив квалифицированную помощь. Кроме того, комиссией не рассмотрен вопрос, на каком основании при наличии вызова врача, как утверждает заявитель, врач не отправился на вызов, а передал вызов скорой медицинской помощи фельдшеру. В акте проверки указано, что оказание медицинской помощи осуществлено с нарушением статьи 20 ФЗ-323, а именно: отказ от госпитализации гражданке Благодарной С.В. не оформлен должным образом. Вместе с тем, из заявления следует обратное, фельдшера Власенко О.А. уговаривали в обоих случаях госпитализировать пациента для обеспечения проведения мероприятий по устранению угрожающего жизни состояния.

В предписании комиссия указывает устранить выявленные нарушения и представить отчет о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания. Комиссией описано бездействие ОГБУЗ «Грайворонская центральная районная больница» по неоформлению отказа от госпитализации, не проведено изучение случая смерти пациента, отсутствует оценка оказания качества скорой медицинской помощи и др.

ФАС России отмечает также, что Территориальным органом Росздравнадзора по Белгородской области не привлечены эксперты для проведения проверки по случаю смерти пациента, требующей медицинской оценки. В результате проведенной проверки оценка деятельности фельдшера и врача при оказании медицинской помощи не проведена, цели проверки не достигнуты, жалоба о привлечении к ответственности фельдшера не удовлетворена.

3) Территориальным органом Росздравнадзора по Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБУЗ «Урюпинская ЦРБ» по жалобе Саенко В.Н. по факту смерти ее отца Михалькова Н.Я. с просьбой проверить действия врачей ГБУЗ «Урюпинская ЦРБ».

Согласно акту проверки от 11.08.2014 № 507 комиссия Росздравнадзора по Волгоградской области пришла к следующим выводам. Адекватного обследования и лечения с момента поступления в стационар ГБУЗ «Урюпинская ЦРБ» в 18 час. 40 мин. 01.07.2014 до 09 час. 02.07.2014, то есть в течение 14 час. 20 мин. Михальков Н.Я. не получал. Этот период отсутствия патогенетического лечения (14 час. 20 мин.) явился решающим неблагоприятным фактором, повлиявшим на исход заболевания. Своевременное назначение обследования и лечения согласно порядку оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н, позволило бы снизить риск наступления смерти у пациента Михалькова Н.Я. Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: пункта 11 части 1 статьи 79 ФЗ-323 – дефекты заполнения медицинской документации дежурными и лечащими врачами; части 1 статьи 37 ФЗ-323 – невыполнение стандарта оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н.

По итогам проверки выдано предписание от 11.08.2014 № 153, согласно которому ГБУЗ «Урюпинская ЦРБ» обязано устранить выявленные нарушения и выполнить требования принятия мер по выполнению порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 928н, а также пункта 11 части 1 статьи 79 ФЗ-323 в части оформления медицинской документации.

ФАС России отмечает, что при выявлении и подтверждении неоказания пациенту, находящемуся в критической ситуации, адекватного обследования и лечения, в результате которого умирает пациент, Росздравнадзор выдает лишь предписание о соблюдении порядков и стандартов. Наряду с возможностью Росздравнадзора привлекать медицинские организации к административной ответственности за менее опасные правонарушения, механизмы принятия мер реагирования к врачам, совершающим серьезные ошибки, в результате которых умирают пациенты, отсутствуют (не работают).

4) Татарстанским УФАС России выявлено, что Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Татарстан вместо выполнения своих полномочий по рассмотрению жалоб Шамратовой А.В. от 04.02.2013 № О16-22/13, Никулиной О.А. от 11.03.2013 № В16-482/13 на действия ООО «Гарант С», Мухаметзяновой А.А. от 01.03.2014 № В16-432/13 на действия ООО «ПРАЙМ-СТОМ», Аляевой Л.Н. от 29.03.2013 № В16-606/13 на действия стоматологической клиники «Мадин Клиника», которые содержали сведения о некачественном оказании стоматологических услуг со стороны хозяйствующих субъектов, и вместо проведения внеплановых проверок направляло эти жалобы на рассмотрение в ГАУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника МЗ РТ ».

В результате анализа ответов на поступившие в адрес Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан жалобы Александровой Ч.А. от 02.03.2014 по факту проведения проверок судебных медицинских экспертиз, Низамиевой Г.И. на незаконные действия сотрудников Центра доктора Гаврилова было установлено, что Управлением Росздравнадзора по Республике Татарстан какие-либо действия по проведению контрольно-надзорных мероприятий не предпринимались, заявителям даны ответы об отсутствии полномочий, оснований для принятия мер реагирования. При этом бездействие по осуществлению надлежащего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также контроля за хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием медицинских услуг, негативно влияет на конкурентную среду, стимулирует недобросовестную конкуренцию и может приводить к осуществлению незаконной предпринимательской деятельности.

5) В адрес Территориального органа Росздравнадзора по Республике Татарстан поступили жалобы Ершовой Ю.М. от 05.05.2014 № И16-812/14 на действия ООО «Стоматология на Чуйкова», Крапивина В.А. от 17.07.2014 № И16-1265/14 на действия стоматологической поликлиники «Happy Dent» и Егоровой Г.П. от 28.02.2014 № И16-355/14 на действия клиники «Дентал Форте». Указанные жалобы содержали сведения о некачественном оказании стоматологических услуг со стороны хозяйствующих субъектов. В ответах на указанные обращения Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Татарстан сообщил, что «для проведения экспертизы качества стоматологической помощи требуется консультация пациента с привлечением врачей-экспертов. Экспертиза проводится на платной основе в ГАУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника МЗ РТ», по адресу: г. Казань, ул. Бутлерова, 16. Данная функция в компетенцию Территориального органа Росздравнадзора по Республике Татарстан не входит».

В то же время, в соответствии с подпунктом «г» пункта 11 и подпункта «е» пункта 12 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152, при проведении проверок, соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи осуществляется экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту. Кроме того, в соответствии с подпунктом «г» пункта 16 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности при проведении соответствующих проверок должностные лица центрального аппарата и территориальных органов Росздравнадзора имеют право организовывать проведение необходимых экспертиз, в том числе экспертиз качества медицинской помощи.

Несмотря на предоставленные полномочия, контрольный орган без проведения контрольных мероприятий направляет граждан на проведение экспертизы качества на платной основе в адрес конкретного хозяйствующего субъекта ГАУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника МЗ РТ. Направление граждан на проведение экспертизы на платной основе в адрес конкретного хозяйствующего субъекта ставит последнего в преимущественное положение перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги, в том числе услуги по экспертизе качества стоматологических услуг. Таким образом, в действиях Территориального органа Росздравнадзора по Республике Татарстан содержатся п ризнаки нарушения части 3 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции в части организации проведения на платной основе экспертиз качества стоматологической помощи в ГАУЗ «Республиканская стоматологическая поликлиника МЗ РТ», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

1.2. Территориальными управлениями ФАС России выявлены случаи проверки ТО Росздравнадзора соблюдения медицинскими организациями Санитарных правил и норм (СанПиН) 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», хотя проведение проверки соблюдения СанПиН и принятие решений по устранению нарушений относится ккомпетенции Роспотребнадзора.

Так, например, выявлено, что Территориальным органом Росздравнадзора по Чувашской Республике проводились проверки соответствия используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружении, помещений и территории требованиям, предъявляемым СанПиН путем осмотра.

Территориальным органом Росздравнадзора по Тюменской области такие контрольные мероприятия проводились даже в рамках внеплановых документарных проверок, в том числе в рамках проверок частных компаний. ТО Росздравнадзора по Тюменской области выявлено нарушение СанПиН в части несоблюдения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» требований к минимальному размеру площадей медицинских помещений, отсутствия помещений для осуществляемых работ (услуг), что отмечено в акте проверки № 167 от 29.09.2014, по результатам которой выдано предписание об устранении всех выявленных нарушений, в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.28. КоАП, направлена информация в Росздравнадзор и департамент здравоохранения Тюменской области.

Смоленским УФАС России указания о выявлении нарушений о соответствии набора помещений требованиям, предъявляемым порядками оказания медицинской помощи и Санитарным правилам и нормам (СанПиН), выявлены в актах 3-х проведенных Территориальным органом Росздравнадзора по Смоленской области проверок (акт плановой выездной проверки от 18.03.2013 № 11/1 в отношении ФКУ «Колония-поселение № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области»; акт плановой выездной проверки от 19.02.2014 № 13 в отношении СОГБУ «Руднянский комплексный центр обслуживания населения»; акт плановой выездной проверки от 29.04.2013 № 27 в отношении СОГБУ «Демидовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»).

 

1.3. Территориальными управлениями ФАС России выявлены случаи проверки ТО Росздравнадзоравнутренних документов организаций, не относящихся к компетенции Росздравнадзора.

Например, в актах проверок ТО Росздравнадзора по Чувашской Республике отражены сведения о проверке выполнения рекомендуемых штатных нормативов, проверке штатного расписания, трудовых договоров, должностных инструкций, оформления трудовых отношений с медицинскими работниками в соответствии с требованиями трудового законодательства, приказов о назначении на должность, записей в трудовых книжках, личных дел работников, не относящиеся к компетенции ТО Росздравнадзора по ЧР.

В рамках проверок ТО Росздравнадзора по Ярославской области предметом проверки являются, наряду с прочими документами и сведениями, трудовые договоры, должностные инструкции медицинского персонала, положения о структурных подразделениях проверяемой медицинской организации, проводится осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий. Было установлено наличие в содержании актов проверки указаний на ветхость и недостаточное количество мебели, необходимость косметического ремонта помещений медицинских учреждений.

ТО Росздравнадзора по Республике Коми при проведении плановой выездной проверки в отношении открытого акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» проведена оценка положений о структурных подразделениях ОАО «Монди СЛПК». По мнению УФАС России, такие действия неправомерны и могли повлечь, в случае выдачи ТО Росздравнадзора по Республике Коми предписания ОАО «Монди СЛПК», касающегося положений о структурных подразделениях ОАО «Монди СЛПК», необоснованное препятствование осуществлению деятельности данным хозяйствующим субъектом путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам (наличие положений о структурных подразделениях), что имеет признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

1.4. Территориальными управлениями ФАС России выявлены случаи проверки ТО Росздравнадзора соблюдения установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, что относится к компетенции Роспотребнадзора, а также органов лицензирования (в рамках лицензионного контроля).

Лицензионным требованием, предусмотренным Положением о лицензировании медицинской деятельности, является соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг, данный порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 и устанавливает обязанность медицинских организаций доводить до сведения потребителя необходимую информацию о себе и об оказываемых ими услугах. Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках лицензионного контроля вправе проверить исполнение частными медицинскими организациями вышеуказанной обязанности.

В то же время статьей 79 ФЗ-323 установлена обязанность медицинских организаций по информированию граждан в доступной форме об осуществляемой медицинской деятельности, о медицинских работниках, об их квалификации и т.д. При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности Росздравнадзор уполномочен проверять соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан. В этой связи Территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области в рамках своей контрольной деятельности осуществляет проверку вопросов, связанных с доведением частными медицинскими организациями до сведения потребителей информации, в том числе предусмотренной правилами предоставления платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006. При этом, учитывая, что соблюдение вышеуказанных правил является лицензионным требованием, соответствующие нарушения квалифицируются Росздравнадзором по Ростовской области по статье 14.1 КоАП.

Одновременно с этим полномочия по контролю за соблюдением прав потребителей осуществляет Роспотребнадзор (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322). При этом за нарушение прав потребителей на получение необходимой информации Роспотребнадзор привлекает к ответственности по статье 14.8 КоАП.

Таким образом, полномочия по контролю за соблюдением правил предоставления платных медицинских услуг (в части доведения необходимой информации) осуществляют три разных ведомства: Роспотребнадзор, Росздравнадзор и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом в зависимости от того, каким органом осуществляется проверка, одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо по статье 14.1 КоАП, либо по статье 14.8 КоАП.

В ФАС России имеются протоколы, составленные Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области по статье 14.1 КоАП за недоведение до сведений граждан необходимой информации и протоколы за аналогичные нарушения, составленные Роспотребнадзором по Ростовской области по части 1 статьи 14.8 КоАП (например, акт проверки Росздравнадзора по Ростовской области от 11.06.2014 № 242 и вынесенное по его заявлению решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.09.2014 по делу № А53-15718/2014 о привлечении к административной ответственности, а также административный протокол Роспотребнадзора по Ростовской области от 13.03.2014 № 478).

 

1.5. Территориальными управлениями ФАС России выявлены признаки незаконного привлечения территориальными органами Росздравнадзора к ответственности частных и государственных медицинских организаций за нарушение лицензионных требований

Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области выявлены нарушения, связанные с несоблюдением медицинскими организациями частной системы здравоохранения требований к лицензиатам: порядков оказания медицинской помощи, внутреннего контроля, правил предоставления платных медицинских услуг. Данные нарушения были квалифицированы по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП, то есть как нарушения лицензионных требований, хотя ТО Росздравнадзора по РО не осуществляет лицензирование деятельности медицинских организаций частной системы здравоохранения (за исключением тех, которые оказывают высокотехнологическую медицинскую помощь).

Более того, в материалах проведенной УФАС по Ростовской области проверки имеется множество судебных актов о привлечении частных медицинских организаций к административной ответственности по вышеуказанной статье КоАП на основании протоколов, составленных Росздравнадзором по РО.

При этом в силу части 3 статьи 28.3 КоАП помимо случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3, 4 статьи 14.1 КоАП, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа. В силу части 6 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3.4 статьи 14.1 КоАП в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

По смыслу этих норм административные протоколы по частям 3, 4 статьи 14.1 КоАП составляют должностные лица тех органов, которые осуществляют лицензирование соответствующего вида деятельности.

 

1.6. Территориальными управлениями ФАС России выявлены признаки нарушения составления ТО Росздравнадзора актов проверок.

При проведении контрольных мероприятий Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Адыгея совершено множество нарушений порядка проведения проверок, предусмотренного статьями 16 и 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а именно: отсутствие в актах проверок ФИО, подписей должностных лиц проверяемых организаций о датах и времени ознакомления с приказами о проведении проверок, дат окончания проведения проверок, сведений об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавшего при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала.

 

1.7. Территориальными управлениями ФАС России выявлен конфликт интересов в проверочной деятельности ТО Росздравнадзора.

Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Татарстан занимает помещения общей площадью 712,3 кв.м. на основании договора аренды, заключенного на 10 лет до 02.02.2017 с ГУП «Таттехмедфарм». На основании дополнительного соглашения от 07.03.2014 года арендная плата за пользование имуществом составляет 235 тыс. 718 руб. в месяц.

При этом, в соответствии с уставом юридического лица, ГУП «Таттехмедфарм» является коммерческой организацией и осуществляет в установленном законодательством порядке следующие основные виды деятельности: фармацевтическую деятельность, в том числе оптовую торговлю лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков постоянного комитета по контролю наркотиков, розничную торговлю лекарственными средствами с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков постоянного комитета по контролю наркотиков, с правом аптечного изготовления лекарственных средств; закупку лекарственных, профилактических, диагностических средств и других изделий медицинского назначения, медицинской техники, включая экспортно-импортные сделки; проведение торгов для размещения заказов на поставку лекарственных, профилактических, диагностических средств и других изделий медицинского назначения, медицинской техники, включая экспортно-импортные сделки; оптовую и розничную торговлю изделиями медицинского назначения, минеральными водами, косметической и парфюмерной продукцией, пищевыми продуктами, медицинской техникой, медицинской и санитарно-просветительской литературой, профилактическими и диагностическими средствами; деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и т.д.

Таким образом, ГУП «Таттехмедфарм» является организацией, непосредственно подконтрольной и поднадзорной Управлению Росздравнадзора по Республике Татарстан, в силу осуществления основных видов деятельности, находящихся в сфере контрольных полномочий Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан. Исходя из указанных обстоятельств, между ГУП «Таттехмедфарм» и Управлением Росздравнадзора по Республике Татарстан, как между контролирующим и подконтрольным лицом, имеется конфликт интересов. Поскольку ГУП «Таттехмедфарм» выступает арендодателем помещений, в которых располагается Управление Росздравнадзора по Республике Татарстан, указанный подконтрольный хозяйствующий субъект имеет возможность воздействовать на деятельность контрольного органа, в том числе имеет возможность беспрепятственного доступа в занимаемые Управлением Росздравнадзора по Республике Татарстан помещения в соответствии с условиями договора.

В соответствии с частью первой статьи 19 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Таким образом, конфликт интересов - это противоречие между частными и публичными интересами (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред). В соответствии с часть 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Ситуация тесной взаимосвязи, возникшей на основании договорных обязательств имущественного характера между контролирующим и подконтрольным лицом, может способствовать развитию коррупционных рисков.

Кроме того, ГУП «Таттехмедфарм» является хозяйствующим субъектом, имеющим преимущественное положение перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере здравоохранения на территории Республики Татарстан, поскольку имеет возможность воздействовать на деятельность контрольного органа, в том числе имеет возможность беспрепятственного доступа в занимаемые Управлением Росздравнадзора по Республике Татарстан помещения. Таким образом, в действиях Управления Росздравнадзора по Республике Татарстан содержатся признаки нарушения пунктов 6 и 8 части 1 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения договора аренды с ГУП «Таттехмедфарм», что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

2. ФАС России проведен выборочный анализ актов проверок центрального аппарата Росздравнадзора, в ходе которого выявлены типичные действия проверяющих, имеющие признаки нарушения законодательства Российской Федерации.

 

2.1. Росздравнадзором проведена плановая выездная проверка Министерства здравоохранения Астраханской области.

Согласно акту проверки от 06.06.2014 одно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: