МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Стерлитамакская государственная педагогическая академия
имени Зайнаб Биишевой»
Филологический факультет
Кафедра татарской и чувашской филологии
УТВЕРЖДАЮ
–––––––––––––––––––––
«––– » ––––––––––––––– 2011 г.
Рабочая программа дисциплины
«Теория литературы. Поэтика»
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
Профиль подготовки: Родной (татарский) язык и литература; русский язык
Квалификация выпускника: бакалавр педагогического образования
Форма обучения: очная
Стерлитамак
2011 г.
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теория литературы. Поэтика» является формирование у студентов знаний теоретических основ литературно-эстетических категорий и явлений, их образно-художественных традиций, понимания роли, места и значения литературы в системе национальной и мировой культуры.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
Дисциплина «Теория литературы. Поэтика» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.12.).
Для освоения дисциплины «Теория литературы. Поэтика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении предметов «Литература», «Родная литература» в общеобразовательной школе.
Изучение дисциплины «Теория литературы. Поэтика» является завершающим изучение литературоведческих дисциплин: «Введение в литературоведение», «История родной литературы», «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Литература родственных народов», «Филологический анализ текста».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теория литературы. Поэтика»:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владеет знаниями о национальной культуре, традициях и устно-поэтическом творчестве (СК-6);
- владеет приемами анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учетом закономерностей историко-литературного процесса (СК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- эстетическую, социально-историческую природу литературы и творческого процесса,
- родовую и жанровую дифференциацию,
- основные закономерности литературного процесса;
- поэтические формы, техники (средства, приемы) поэтического искусства;
Уметь:
- анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;
- оперировать знаниями о поэтике произведения, жанра, рода;
- работать со словарями и справочной литературой;
Владеть:
- навыками анализа литературных произведений различных видов и жанров на родном и русском языках с учетом закономерностей историко-литературного процесса.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Теория литературы. Поэтика»
а) основная литература:
Хатипов Ф. М. Әдәбият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары өчен кулланма. тулыландырылган икенче басма. – Казан: Раннур, 2002. – 352 б.
Хализев В.Е. Теория литературы.- 3-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996.
Хализев В.Е. Основы теории литературы. - М., МГУ, 1998.
б) дополнительная литература:
Әдәбият белеме сүзлеге / Төз.–мөх.: А.Әхмәдуллин. – Казан: Татар.кит.нәшр., 1990. – 239 б.
Әдәбият белеме: Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге.– Казан: Мәгариф, 2007.– 231 б.
Әдәбият теориясенә кереш / З.М.Мәҗитов ред.– Казан: Татар. кит. нәшр., 1987.– 303 б.
Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Эсалнек и др.; Под ред. Л.В.Чернец.– М.: Высш.шк., 2004.– 680 с.
Введение в литературоведение / Под ред. Г Н.Поспелова, изд. 3-е.– М., 1988.
Введение в литературоведение. Хрестоматия: Учеб. пособие / Сост.: П.А.Николаев, Е.Г. Руднева, В.Е.Хализев, Л.В. Чернец; Под. ред. П.А.Николаева.– 3-е изд., испр. и доп..– М.: Высш.шк., 1997.– 350 с.
Госман Х., Мәҗитов З. Әдәбият теориясе. – Казан.: Татар.кит.нәшр., 1980.
Госман Х. Татар шигыре. – Казан.– Казан: Татар. кит. нәшр., 1964.– 140 б.
Госман Х. Шигырь төзелеше.– Казан: Татар. кит. нәшр., 1975.– 192 б.
Основы литературоведения: Учебное пособие для филологических факультетов пед. ун–тов / Мещеряков В.П., Козлов А.С., Кубарева Н.П., Сербул М.Н.; Под общ. ред. В.П.Мещерякова.– М.: Московский Лицей, 2000.– 372 с.
Заһидуллина Д. Әдәбият кануннары һәм заман (Татар әдәбият теориясенең барлыкка килүе һәм үсеш баскычлары). – Казан: Татар.кит.нәшр., 2000. – 271 б.
Заһидуллина Д. Модернизм һәм ХХ йөз башы татар прозасы.– Казан: Татар. кит. нәшр., 2003.– 255 б.
Заһидуллина Д.Ф. Дөнья сурәте үзгәрү: ХХ йөз башы татар әдәбиятында фәлсәфи әсәрләр: Монография.– Казан: Мәгариф, 2006.– 191 б.
Заһидуллина Д.Ф. Яңа дулкында (1980–2000 еллар татар прозасында традицияләр һәм яңачалык).– Казан: Мәгариф, 2006.– 255 б.
Нигматуллина Ю. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литературы. – Казань: «Фән», 1997. – 189 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
https://www.gumfak.ru/teoriya_liter.shtml
https://www.tatknigafund.ru/
https://book.ru/cat/223
https://domaknig.net/filologiy/
https://www.akniga.ru/Catalog11473.html
https://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181310954-vvedenie-v-literaturovedenie.html
https://www.ozon.ru/context/detail/id/92954/
https://fatum-san.narod.ru/programm.html
https://www.philology.ru/literature4.htm
https://www.literature.uz/
https://allturkey.narod.ru/turkology.htm
https://philologos.narod.ru/texts.htm
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «050100 – Педагогическое образование» и профилю подготовки «Родной (татарский, чувашский) язык и литература; русский язык».
Автор: кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской и чувашской филологии Стерлитамакской государственной педагогической академии имени Зайнаб Биишевой Илсур Салихьянович Мансуров
Программа одобрена на заседании кафедры татарской и чувашской филологии от 11 мая 2011 года, протокол № 10.