Оглавление
Введение..........................................................................,......................... 5
Творческое мышление дошкольников..,............................................ 8
Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте...... 9
Приемы творческого воображения................,.................................. 12
Условия, благоприятствующие формированию
творческих способностей..........................................,................ 14
Основные направления развития творческих способностей
в дошкольном возрасте................................................................ 16
Основные направления работы психолога дошкольного учреждения
по развитию творческих способностей детей....................... 17
Технологии, методы и приемы, используемые в данной программе
для развития творческих способностей детей.................................. 19
Сказкотерапия..................................................,..................................... 19
Арттерапия............................................................................................... 22
Игровая терапия...................................................................................... 23
Креативная визуализация.................................................................... 24
Цветотерания........................................................................................... 26.
Ароматерапия.......................................................................................... 27
Программа развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста «Планета чудес»........................ 31
Занятие 1. Встреча со Звездочетом................................................... 34
Занятие 2. Путешествие в мир сказки................................................ 37
Занятие 3. Лесная школа....................................................................... 39
Занятие 4. Неведомый рай................................................................... 41
Занятие 5: Огонь и солнце..........:........................................................ 44
Занятие 6. Сказка о каменном короле............................................... 47
Занятие 7. Легенда о камне.................................................................. 49
Занятие 8. Разговор деревьев............................................................... 52
Занятие 9. Четыре желания... .-.............................................................. 54
Занятие 10. Чего на свете не бывает?................................................ 57
Занятие 11. Музыкальная шкатулка................................................. 60
Занятие 12. В гостях у Винни-Пуха................................................ -....61
Занятие 13. Снежинки............................................................................ 65
Занятие 14. Сказочные приключения Смешка.........................
Занятие 15. Про снежный колобок...............................................
Занятие 16. Мальчик Огоиек...............................................................
Занятие 17. Февраль............................................................................... 73
Занятие 18. На Горизонтских островах...........................................
Занятие 19. Сказочное путешествие............................................
Занятие 20. Удивительное дело,..................................................
Занятие 21. Почему цаплю цаплей прозвали?..........................
Занятие 22. Цыдумщик....................................................................
Занятие 23. Куда лето прячется....................................................
Занятие 24. Облачковое молочко.................................................
Занятие 25. Лесная семья...................................................................
Занятие 26. Какая бывает роса на траве.......................................
Занятие 27. Зеленый заяц..................,...............................................
Занятие 28. Прощание с Планетой чудес......................................
Диагностика творческих способностей детей дошкольного
И младшего школьного возраста..................................................................
Исследование креативности..............................................................
Тесты для родителей..................... v................................... ;..........................
Методы диагностики универсальных творческих способностей
для детей 4-5 лет (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев)
игр на развитие творческого мышления...........................................
Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Способность мыслить, творить — величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые — меньшим, но даром этим отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, никому точно не известно. Еще сложнее определить, кто в будущем достигнет высот гения, а кому уготована более скромная роль. Одно бесспорно — в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее важным возрастным этапом с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей детей является возрастной диапазон в интервале старшие дошкольники — младшие школьники.
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени Постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой Деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более старших детей, оно не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо.
И в настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий,; подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого века.
Нами была создана программа «Планета чудес», направлен: раскрытие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста и развитие креативности. Программа состоит из 28 занятий, на каждом из которых детей ожидают встречи со с Звездочетом и увлекательные путешествия в мир сказок, рассказов, стихов. Ведь очень важно научить детей видеть необычное в обычном. Применение на занятиях различных современных технологий,
в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия; позволят педагогам и психологам наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка. В этой книге психологи, педагоги и родители найдут творческие игры и задания, которые не имеют возрастного диапазона. Их можно использовать в работе как с детьми дошкольного и школьного возрастов, так и со взрослыми.
Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит психологам, воспитателям, родителям определить уровень развития творческого мышления детей дошкольного возраста
Кроме того, в книге приводятся произведения зарубежных и отечественных авторов, развивающие творческое мышление детей, а стихи, написанные детьми и авторами книги.
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.