■ Какой сказочный персонаж на что похож
Несколько, трое или четверо, человек (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой сказочный герой будет сравниваться, и выдвигают версии, на что он похож. Отгадчики входят, и ведущий начинает: «Тот сказочный персонаж, которого я загадал, похож на...» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, Колобок может ассоциироваться с шариком, луной, цыпленком и т. д. Отгадавший выбирает новых отгадчиков и предлагает следующего персонажа для ассоциации.
■ Рисунок по кругу
Первый участник игры делает набросок — изображает какой-то сюжет из сказки. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.
■ Волшебные кляксы
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди говорят, какого сказочного персонажа они видят в кляксе или ее отдельных частях.
Выигрывает тот, кто назовет больше всего сказочных персонажей.
■ Ассоциации
Вариант I. Берется любое слово, связанное со сказкой. Например, великан. Оно может ассоциироваться с горой, подъемным краном и т. п.
Вариант II. Гуляя с детьми, можно вместе подумать, на каких сказочных персонажей похожи облака, лужи на асфальте, камешки на берегу и т. п.
■ Рифмы
Психолог называет детям какой-нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму. Например: великан — барабан, карман, пеликан; колечко — крылечко и т. д.
■ Хорошо — плохо
Предлагается сказочный объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке. Нужно придумать — почему этот объект может оцениваться противоположно. Например, Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадет. Но она может быть хорошей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.
Желательно, чтобы эта игра стала частью повседневной жизни ребенка. Для ее проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно играть на прогулке, во время обеда, перед сном.
■ Теремок
Детям раздаются картинки с изображениями различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребенок просится в теремок, но он может попасть туда, если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина «теремка». Например, если просится ребенок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а с картинкой шкафа — оба предмета деревянные.
■ Собери фигурки
Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигурок).
Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных сказочных предметов или сказочных персонажей, которые можно сложить из этих фигурок: домик для поросят, дворец, тыква и т. д. Ребенку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали.
■ Сказочные нелепицы
Рисуется картинка по любому сказочному сюжету. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано с использованием предметов персонажей из других сказок. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
■ Рисуем
Вариант I. Детям предлагается дорисовать неоконченные изображения.
Вариант 2. На листе бумаги обозначен человек. Это художник не дорисовал картину. Детям предлагается дорисовать картину, придумав какой это сказочный персонаж, а затем рассказать про него сказочную историю.
Найти как можно больше самых разных, оригинальных примений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и т. п. или какое-либо явление (например, вода: купаться, пить, варить, стирать и т. д.). На выполнение этого задания отводится обычно 5-6 мин. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание применяется в очень широком возрастном диапазоне. Его можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.
Оценивается в данном случае продуктивность мышления. Чем больше идей, тем больше баллов получает участник.
■ Составьте изображение
Вариант I. Из пластмассовых, деревянных или картонных разноцветных геометрических фигур надо составить как можно больше разных стилизованных изображений.
Вариант II. Из разноцветных пластмассовых крышек от пластиковых бутылок составлять различные узоры, изображения различных предметов.
■ Коллаж
Необходимо найти на коллаже больше аналогий со сказочными персонажами. Коллаж можно поворачивать как угодно.
Коллаж надо приготовить заранее: из старых журналов вырезать фигуры разных форм и наклеить их на листок картона.
■ Подберите нужные слова
Дети подбирают сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера
и др.). Например:
— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;
— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;
— большой — Великан, Дворец, Гоблин;
— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Пилипка-сынок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.
Найдите общие признаки
Нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:
— Винни-Пух — Баба Яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом и т. д.).
— Колобок — Снежная Королева (слова Колобок и Королева начинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету).
— Репка — Мальчик-с-пальчик (Репка тоже вначале была маленькой, обоих объединяет земля: Репка в земле растет, Мальчик-с-пальчик помогал отцу пахать землю).
■ Кто больше?
Найдите как можно больше предметов, которые одновременно являются: легкими, мягкими и черными; тяжелыми, твердыми и белыми.
■ Составьте предложение
Нужно составить как можно больше предложений из слов, названий сказочных персонажей, предметов из разных сказок. Например: Золушка, невод, золотое яблочко. Вариант ответа: «Забросила Золушка невод и вытянула золотое яблочко».