ИГР НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ




■ Какой сказочный персонаж на что похож

Несколько, трое или четверо, человек (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой сказочный герой будет сравниваться, и выдвигают версии, на что он похож. Отгадчики входят, и ведущий начинает: «Тот сказочный персонаж, которого я за­гадал, похож на...» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, Колобок может ассоциироваться с шариком, луной, цыпленком и т. д. Отгадавший выбирает новых отгадчиков и предлагает следующего персонажа для ассоциации.

■ Рисунок по кругу

Первый участник игры делает набросок — изображает какой-то сюжет из сказки. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

■ Волшебные кляксы

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди го­ворят, какого сказочного персонажа они видят в кляксе или ее отдельных частях.

Выигрывает тот, кто назовет больше всего сказочных персонажей.

■ Ассоциации

Вариант I. Берется любое слово, связанное со сказкой. Например, великан. Оно может ассоциироваться с горой, подъемным краном и т. п.

Вариант II. Гуляя с детьми, можно вместе подумать, на каких ска­зочных персонажей похожи облака, лужи на асфальте, камешки на бере­гу и т. п.

■ Рифмы

Психолог называет детям какой-нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму. Например: вели­кан — барабан, карман, пеликан; колечко — крылечко и т. д.

■ Хорошо — плохо

Предлагается сказочный объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положитель­ные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъек­тивной оценке. Нужно придумать — почему этот объект может оцени­ваться противоположно. Например, Баба Яга — плохая. Баба Яга плохо поступает, когда она детей маленьких крадет. Но она может быть хоро­шей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, ска­зала, где смерть Кощея лежит, и т. д.

Желательно, чтобы эта игра стала частью повседневной жизни ре­бенка. Для ее проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно играть на прогулке, во время обеда, перед сном.

■ Теремок

Детям раздаются картинки с изображениями различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребенок просится в те­ремок, но он может попасть туда, если скажет, чем предмет на его кар­тинке похож на предмет хозяина «теремка». Например, если просится ребенок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а с картинкой шкафа — оба предмета деревянные.

■ Собери фигурки

Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т. д. (примерно 5-7 фигу­рок).

Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных сказочных предметов или сказочных персонажей, которые можно сло­жить из этих фигурок: домик для поросят, дворец, тыква и т. д. Ребен­ку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней пред­мет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисо­ваны так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали.

■ Сказочные нелепицы

Рисуется картинка по любому сказочному сюжету. На этой картин­ке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано с использованием предметов персонажей из других сказок. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

■ Рисуем

Вариант I. Детям предлагается дорисовать неоконченные изображения.

Вариант 2. На листе бумаги обозначен человек. Это художник не дорисовал картину. Детям предлагается дорисовать картину, придумав какой это сказочный персонаж, а затем рассказать про него сказочную историю.

Найти как можно больше самых разных, оригинальных примений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газе­ту и т. п. или какое-либо явление (например, вода: купаться, пить, ва­рить, стирать и т. д.). На выполнение этого задания отводится обычно 5-6 мин. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответ­ствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это за­дание применяется в очень широком возрастном диапазоне. Его мож­но предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность мышления. Чем боль­ше идей, тем больше баллов получает участник.

■ Составьте изображение

Вариант I. Из пластмассовых, деревянных или картонных разно­цветных геометрических фигур надо составить как можно больше раз­ных стилизованных изображений.

Вариант II. Из разноцветных пластмассовых крышек от пластико­вых бутылок составлять различные узоры, изображения различных предметов.

■ Коллаж

Необходимо найти на коллаже больше аналогий со сказочными пер­сонажами. Коллаж можно поворачивать как угодно.

Коллаж надо приготовить заранее: из старых журналов вырезать фигуры разных форм и наклеить их на листок картона.

■ Подберите нужные слова

Дети подбирают сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера

и др.). Например:

тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;

холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

большой — Великан, Дворец, Гоблин;

маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Пилипка-сынок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.

Найдите общие признаки

Нужно найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:

— Винни-Пух — Баба Яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом и т. д.).

— Колобок — Снежная Королева (слова Колобок и Королева начинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету).

— Репка — Мальчик-с-пальчик (Репка тоже вначале была малень­кой, обоих объединяет земля: Репка в земле растет, Мальчик-с-паль­чик помогал отцу пахать землю).

■ Кто больше?

Найдите как можно больше предметов, которые одновременно яв­ляются: легкими, мягкими и черными; тяжелыми, твердыми и белыми.

■ Составьте предложение

Нужно составить как можно больше предложений из слов, назва­ний сказочных персонажей, предметов из разных сказок. Например: Золушка, невод, золотое яблочко. Вариант ответа: «Забросила Золуш­ка невод и вытянула золотое яблочко».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: