Специальные защитные меры




Особые защитные меры

Специальные защитные меры (safeguards) — это меры, временно ограничивающие доступ отдельных товаров на внутренний рынок, если рост импорта конкретной страны наносит ущерб соответствующей отрасли нацио­нальной экономики.

Специальные защитные меры носят недискриминационный характер, т.е. действуют в отношении всех стран, откуда поступает товар, являющийся предметом защиты.

Таким образом, основным принципом находящим свое отражение в правовых документах ВТО (Соглашение по специальным защитным мерам) является принцип применения защитных мер, направленный на обеспечение недискриминационного характера их использования: защитные меры должны применяться ко всему импорту данного товара.

Специальные защитные меры применяют или в форме импортных квот, или в форме специальных пошлин, которые вводятся в дополнение к обычным пошлинам.

В соответствии с Соглашением о защитных мерах (СЗМ), их применение не должно создавать для национальных производи­телей более благоприятных условий по сравнению с иностранными поставщиками.

Специальные защитные меры носят временный характер и призваны предоста­вить национальным производителям возможность приспособиться к изменившимся условиям конкуренции.

В соответствие с Соглашением о применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008 г. на таможенной территории ТС специальная защитная мера может быть применена к товару только в том случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт этого товара на единую таможенную территорию государств Сторон осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в государствах Сторон аналогичного или непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств Сторон или создает угрозу причинения такого ущерба.

Под серьезным ущербом отрасли экономики государств Сторон понимается существенное ухудшение производственного, торгового и финансового положения отрасли экономики государств Сторон, которое выражается в общем ухудшении ситуации, связанной с производством аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах Сторон, и определяется, как правило, за 3 календарных года, предшествующих началу расследования, по которым имеются статистические данные.

Специальная защитная мера применяется к товару, импортируемому на таможенную территорию стран-участниц ТС, независимо от страны происхождения этого товара.

Исключение составляют товары, происходящие из развивающейся страны, пользующейся единой системой преференций, если до­ля импорта данного товара не превышает 3% об­щего объема его ввоза на таможенную территорию. При этом суммарная доля импорта этого товара из развивающихся стран, чье участие составляет менее 3%, не должно превышать 9% от общего объема импорта таких товаров на единую таможенную территорию ТС.

Специальные пошлины могут вводиться только на основании результатов проведенного компетентным органом расследования, в ходе которого установлена причинно-следственная связь между возросшим объемом импорта и серьезным ущербом отрасли экономики государств-членов ТС.

Расследование может быть начато, если на долю заявителя и поддержавших его производителей аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах Сторон, приходиться 50 % общего объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в государствах Сторон.

Без проведения расследования специальная пошлина может применяться на территории ТС к сельскохозяйственным товарам сроком до конца календарного года, в котором она была введена, и в размере, не превышающем 1/3 от действующей ставки таможенной пошлины на такой товар, при условии, что рост объема импорта данного товара на таможенную территорию ТС превышает базовый уровень.

Срок действия специальной пошлины не должен превышать срок, необходимый для устранения существенного ущерба отрасли экономики или для предотвращения угрозы его при­чинения и адаптации отрасли российской экономики к условиям конкуренции. При этом указанный срок не может превышать че­тырех лет.

Срок действия специальной пошлины может быть продлен, если в результате повторного расследования будет установлено компетентным органом, что существенный ущерб отрас­ли экономики или угроза его причинения продолжает сохраняться, при условии наличия доказательств, что соответствующая отрасль экономики сторон-участниц принимает меры по ее адаптации к изменившемся условиям конкуренции.

Однако максимальный общий срок действия специаль­ной пошлины не должен превышать восемь лет, учитывая время действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевалось уже действующая специальная защитная мера.

При этом, если срок действия специальной пошлины в результате повторного расследования продлевается, условия ее применения (прежде всего ставка специальной пошлины) не могут быть более ограничительными, чем условия применения в течение первона­чального срока действия специальных защитных мер.

В случае, если задержка с применением специальных защитных мер причинила или может причинить серьезный ущерб отрасли экономики, ко­торый будет трудно устранить впоследствии на основании предварительного установленной явной причинно-след­ственной связи между возросшим ввозом товара на таможенную территорию и серьезным ущербом или угрозой его причинения могут применяться специальные защитные меры путем вве­дения предварительной специальной пошлины, при условии од­новременного проведения расследования в целях получения окон­чательного заключения. Срок действия предварительной специ­альной пошлины не должен превышать 200 дней.

В случае если по результатам расследования принято решение о применении специальной защитной меры, срок действия предварительной специальной пошлины засчитывается в общий срок действия специальной защитной меры, а суммы предварительной специальной пошлины перечисляются в бюджет.

В случае если специальная защитная мера применяется посредством установления импортной квоты, уровень такой импортной квоты не должен быть ниже среднегодового уровня (в количественном или стоимостном выражении) объема импорта товара за 3 года, предшествующих дате подачи заявления о проведении расследования, по которым имеются статистические данные, за исключением случаев необходимости установления меньшего уровня импортной квоты для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств Сторон или угрозы причинения такого ущерба.

Антидемпинговые меры

Во внешнеторговой практике под демпингом понимают ценовую дискриминацию путем продажи товара за рубежом по стоимости ниже, чем стоимость реализации аналогичного товара на внутреннем рынке.

Существуют два основных способа устранения неблагоприят­ных экономических последствий демпинга: 1) введение антидем­пинговых пошлин и 2) принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств, предполагающих отказ от поставок товара по заниженным ценам.

Антидемпинговая пошлина – это пошлина, ко­торая применяется при введении антидемпинговой меры на временной основе и с соблюде­нием соответствующих правил и процедур и направленные на устранение экономических последствий демпинга. Она взима­ется таможенными органами дополнительно к ввозной та­моженной пошлине.

Введение антидемпинговых пошлин яв­ляется случаем, временного изъятия в области применения таможенных пошлин в рамках двусторонних или многосторонних соглашений и РНБ.

Экономический смысл антидемпинговых пошлин заключа­ется в повышении цен реализации импортных товаров на внут­реннем рынке до уровня, при котором устраняются искажения конкурентной среды на внутреннем рынке.

Торгово-политический смысл применения антидемпинговых пошлин – это устранение ценовой дискриминации. Антидемпинговые меры применяются на селективной осно­ве, поскольку являются ответом на дискриминацию в ценах.

Для установления факта демпинга, выяснения общей обоснованности заявления и принятие решения о целе­сообразности открытия процедуры, проводится расследование.

Период расследования устанавливается равным, как правило, 12 месяцам, предшествующим дате подачи заявления о проведении расследования, но в любом случае этот период не должен быть менее 6 месяцев.

Основным инструментом, определяющим наличие демпингового импорта и размер антидемпинговой пошлины, является демпинговая маржа. Под демпинговой маржой понимается выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене либо разница, между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях. Она показывает размер заниже­ния цены в результате демпинга.

Экспортная цена – это цена, по которой дем­пинговый товар поставляется в страну экспорта.

Нормальная стоимость – определяется компетентным органом на основе цен аналогичного товара при его продаже в период расследования на внутреннем рынке экспортирующего иностранного государства покупателям, не являющимся связанными лицами, при обычном ходе торговли для использования на таможенной территории экспортирующего иностранного государства в конкурентных условиях.

В тех случаях, когда внутренняя цена не может быть ис­пользована для сопоставления, необходим поиск альтернатив­ных методов установления нормальной стоимости.

Как правило, для этих целей используют данные об экспор­те соответствующего товара в третью страну или расчетные цены, которые определяются на основе сум­мы издержек производства в стране происхождения и административных, торговых и общих издержек, а также прибыли характерной для данной отрасли производства.

Наиболее спорным методом определения нормальной сто­имости является применение внутренних цен в третьей стране (метод суррогатной страны). Самым существенным недостатком данного метода является то, что выбор суррогатной страны почти никогда не может быть объективным.

Если в результате антидемпингового расследования установле­ны факт демпинга, причинения материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) и наличие причинно-след­ственной связи между ними, в том случае применяются антидемпинговые пошлины.

Срок действия антидемпинговой пош­лины не должен превышать пяти лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате пов­торного антидемпингового расследования.

Размер антидемпинговой пошлины не может быть выше размера демпинговой маржи.

Антидемпинговые пошлины устанавливаются индивидуально для каждого экспортера или производителя товара, являющегося предметом демпингового импорта, для которого была рассчитана индивидуальная демпинговая маржа.

В случае, если нет возможности установить индивидуальную демпинговую маржу по причине того, что экспортер или производитель демпингового товара не представил какие-либо необходимые для целей проведения расследования сведения и документы, может быть определена остаточная демпинговая маржа, которая равна самой высокой индивидуальной демпинговой марже.

Если в ходе антидемпингового расследования до его окончания имеется информация, свидетельствующая, что задержка с введением антидемпинговой пошлины может причинить существенный ущерб отрасли экономики, то на основании предваритель­ного заключения компетентного органа, может быть принято реше­ние о введении предварительной антидемпинговой пошлины,но не ранее чем через 60 дней после начала антидемпингового расследования.

Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не долж­на превышать размер предварительно подсчитанной демпинговой маржи.

В случае, если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно подсчитанной демпинго­вой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать четыре месяца, за исключением случая, если данный срок продлевается до шести месяцев на осно­вании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составля­ет большую часть (не менее чем 80%).

Если же ставка предварительной антидем­пинговой пошлины меньше предварительно подсчитанной дем­пинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинго­вой пошлины не должен превышать шесть месяцев, за исключени­ем случая, если данный срок продлевается до девяти месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпин­гового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет большую часть (не менее чем 80%).

Антидемпинговая пошлина не применяется, если:

1. в соответствии с таможенным законодательством и условиями отдельных таможенных процедур предусматривается неприменение к това­рам запретов и ограничений экономического характера;

2. товары ввозятся на таможенную территорию в качестве безвозмездной помощи (содействия).

Применение антидемпинговой пошлины считается нецелесообразной в случае, если размер демпинговой маржи состав­ляет 2% или менее (минимальная демпинговая маржа). В этом случае размер демпинга рассматривается как размер ниже значимого уровня.

Так же, если объем импорта по демпинговым ценам составляет менее 3% общего объема импорта аналогичных товаров, то он должен считаться незначительным, за исключением случая, когда сум­марный объем поставок из нескольких стран превышает 7% об­щего объема импорта, хотя доля каждой страны-экспортера менее 3%.

Избежать введения антидемпинговых мер, позволяет процедура принятия экспортером ценовых обязательств. Если в результате антидем­пингового расследования будет установлено, что оснований для введения пошлин нет, то обязательства также теряют силу. Такие переговоры проводятся до завершения анти­демпингового расследования.

 

 

1. Компенсационные пошлины

Компенсационные меры применяются в случаях ввоза на таможен­ную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Под компенсационной пошлиной понимается пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взима­ния ввозной таможенной пошлины.

Для того чтобы стать объектом применения компенсационной меры, импортированный товар должен подвергнуться воздействию специфической субсидии. Это может произойти на следующих стадиях:

- производство товара;

- экспорт товара;

- транспортировка товара.

Необязательно, чтобы на всех этапах, сопровождающих поступление товара на таможенную территорию, организации, владеющие товаром, пользовались специфической субсидией: достаточно установления факта применения её на одной из стадий.

Субсидия иност­ранного государства (союза иностранных государств) является специфической субсидией, если субсидирующим органом или за­конодательством к пользованию субсидией допускаются только конкретные организации.

Однако в любом случае субсидия иност­ранного государства (союза иностранных государств) является специфической субсидией, если предоставление такой субсидии сопровождается:

1. ограничением числа конкретных организаций, которые до­пущены к пользованию субсидией;

2. преимущественным пользованием субсидией конкретными организациями;

3. предоставлением непропорционально больших сумм субси­дии конкретным организациям;

4. выбором субсидирующим органом, льготного (преферен­циального) способа предоставления субсидии конкретным орга­низациям.

В ходе расследования устанавливается наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и существенным ущербом отрасли российской экономики.

Компенсационная пошлина применяется после то­го, как иностранному государству (союзу иностранных госу­дарств), предоставляющему специфическую субсидию, было пред­ложено провести консультации.

Компенсационная пошлина при­меняется и в случае, если указанное иностранное государство (со­юз иностранных государств) отказалось от предложенных кон­сультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое ре­шение не было достигнуто.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать раз­мер специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), рассчитанный на единицу субсидируе­мого и экспортируемого товара.

В случае, если субсидии предос­тавляются в соответствии с различными программами, учитывает­ся их совокупный размер.

Размер специфической субсидии определяется на основе размера выгоды, извлекаемой получателем такой субсидии.

Срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пять лет со дня начала ее применения или со дня завершения повторно­го расследования,

Применение компенсационной пошлины продолжается до тех пор, пока действует соответствующая субсидия. Однако в силу п. 2 ст. 24 Федерального закона «О специальных защитных, антидем­пинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» срок действия компенсационной пошлины не должен превышать пять лет со дня начала ее применения или со дня завершения повторно­го расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируе­мого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской эко­номики или в связи с истечением срока действия компенсацион­ной пошлины.

Законодательство допускает возможность прекращения взима­ния компенсационной пошлины, если иностранный производи­тель (экспортер) примет на себя обязательство (в письменном ви­де) о повышении экспортной цены товара в размере субсидии. В этом случае компенсационная пошлина не взимается со дня при­нятия Правительством РФ (или по его поручению Минэкономраз­вития России) такого обязательства. При нарушении указанного обязательства Правительство РФ вправе незамедлительно возоб­новить взимание компенсационной пошлины.

Как и в случае со специальной и антидемпинговой пошлиной, за­конодательстве допускает введение предварительной компенсацион­ной пошлины. В соответствии с Соглашением от 25.01.2008 г. в исключительных случаях, но не ранее чем через 60 дней после начала расследования, если информация, полу­ченная до его окончания, свидетельствует о наличии импорта субси­дируемого товара и существенном ущербе отрасли российской эко­номики, причиненном импортом такого товара, а также о том, что за­держка с введением компенсационной пошлины грозит причинить непоправимый существенный ущерб отрасли российской экономи­ки, Правительство РФ может принять решение о введении предварительной компенсационной пошлины на срок до 4 месяцев (этот срок может быть максимально продлен до 6 месяцев).

Компенсационные пошлины не применяются, если:

1. Размер специфической субсидии признается минимальным, если составляет менее 1 процента от стоимости товара, являющегося объектом расследования.

2. Объем субсидируемого импорта, как правило, признается незначительным, если он составляет менее 1 процента от общего объема импорта аналогичного товара на единую таможенную территорию государств Сторон при условии, что на экспортирующие иностранные государства, индивидуальная доля каждого из которых в импорте составляет менее 1 процента от общего объема импорта аналогичного товара на единую таможенную территорию государств Сторон, в совокупности приходится не более 3 процентов от общего объема импорта аналогичного товара на единую таможенную территорию государств Сторон.

Компенсационная пошлины не применяются по отношению к товарам происходящего из развивающейся страны-пользователя единой системы преференций государств, если:

1. размер специфических субсидий предоставленных в отношении данного товара, не превышает 2 процентов от его стоимости в расчете на единицу товара;

2. доля импорта данного товара из развивающейся страны в общем объеме ввоза такого товара на территорию ТС составляет менее 4 процентов при условии, что суммарная доля в импорте развивающихся стран, на которые приходится менее 4 процентов от общего объема импорта данного товара, не превышает 9 процентов от всего размера импорта этого товара на таможенную территорию ТС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: