Итак, вода в природе может находиться в трёх состояниях - жидком, газообразном (пар) и твёрдом (лёд). Вода может переходить из одного состояния в другое.




 

 

Самостоятельная работа

Уровень 1:

1. Перечислите, где можно обнаружить воду.

2. Как можно объяснить пословицу «Вода - всему голова»?

3. Если вода не прозрачна, что это значит?

4. Какой цвет имеет вода?

5. В какое состояние постоянно переходит вода в открытых сосудах?

6. В какое состояние переходит вода при её охлаждении до 0 градусов и ниже?

7. Что произойдёт с водяным паром, если его охладить?

8. Что произойдёт со льдом или снегом, если их нагреть до температуры выше 0 градусов?

 

Уровень 2:

1. Перечислите основные свойства воды.

2. Есть такая пословица: «Вода дырочку найдёт». Как вы думаете, какой смысл имеет пословица?

3. Если бы небо было красным, какого цвета было бы море?

4. При каких условиях вода переходит из жидкого состояния в твёрдое?

5. Может ли вода испаряться при температуре ниже 100 градусов?

6. При каком условии вода испаряется быстрее?

7. При каком условии водяной пар переходит в воду?

8. При каком условии лёд становится водой?

 

Уровень 3:

1. Может ли вода в обычных условиях замёрзнуть при температуре выше 0 градусов?

2. Вода попадает в моря и океаны во время дождей. Как ещё они пополняются водой?

3. По реке весной плывут льдины разных цветов - одни тёмные, другие светлые. Как вы думаете, какие льдины зимовали в городе, а какие -за городом?

4. Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё, моется сам?

5. Предположим, у нас есть смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды?

Домашняя работа

1. Прочитайте и перескажите классный текст.

2. Назовите свойства воды.

3. В каких состояниях может находиться вода в природе?

4. При каких условиях вода переходит из одного состояния в другое?

5. Прочитайте текст:

 

Изменения воды

Третьеклассник Серёжа Васильев и его семья осенью уезжали с дачи. В их дачном доме было газовое отопление, но всё равно зимой здесь становилось неуютно. Папа выключил газовый аппарат, который нагревал воду в трубах (по трубам горячая вода шла к батареям, батареи находились в каждой комнате, и во всём доме было тепло).

- Теперь, - сказал папа, - надо слить воду из труб.

- Зачем же сливать воду? - удивился Серёжа. - В следующем году мы опять приедем сюда, начнём дом обогревать, вот старая вода и пригодится. А так придётся новую воду заливать - а это 40 вёдер!

- Если мы осенью воду не сольём, то весной батареями совсем пользоваться не сможем.

- Это почему? - снова удивился Серёжа. - Она там протухнет, что ли?

- Не в этом дело, - объяснил папа. - Зимой вода в трубах замёрзнет. Ведь мы выключили газ, и нагреваться вода уже не будет. А когда вода замерзает, она расширяется. Предположим, у нас есть стакан воды. Если эту воду заморозить, то получившийся лёд будет занимать больше места, чем вода, из которой он образовался. Если в трубах и батареях оставить на зиму воду, вода замёрзнет, и трубы и батареи могут лопнуть. Они ведь были заполнены водой, а тут вдруг «наполнителя» стало больше. Даже металл этого не выдержит.

- А как лопаются трубы? - спросил мальчик. - Как воздушные шарики? Куски железа разлетаются в разные стороны?

- Нет, ничего никуда не летит. Просто в трубах образуются трещины. Но пользоваться такими трубами уже невозможно. Их приходится менять на новые.

Серёжа задумался. Он знал, что вода может ещё превращаться в пар. Интересно, а при таком превращении она займёт больше места или меньше? Мальчик спросил об этом у папы.

- Конечно, больше, - ответил папа. - Вода, превратившаяся в пар, занимает в 1500 раз больше места! Вот почему, когда мама варит что-нибудь на плите, крышка кастрюли иногда начинает прыгать. Это пару становится тесно в кастрюле, он рвётся «на свободу». Точно так же может прыгать крышка закипающего чайника. Поэтому часто в крышках чайников и кастрюль делают специальные отверстия - чтобы пар мог выходить, не скидывая крышку.

Рассказав всё это мальчику, папа пошёл сливать воду из труб и батарей. Закончив работу, он подозвал к себе сына.

- Раз уж мы заговорили про замерзающую воду, я объясню тебе, почему лёд не тонет.

Серёжа представил себе весну, ледяные глыбы, плывущие по реке. «А ведь действительно, не тонет», - подумал он и спросил:

- Почему, папа?

- Всё очень просто - лёд легче воды. Например, килограмм льда занимает больше места, чем килограмм воды. Есть такой закон природы, согласно которому вещество легче воды в воде не тонет. Поэтому лёд утонуть не может.

6. Как изменяется объём воды при замерзании и при испарении?

7. Почему лёд не тонет в воде?

 

Повторение – мать учения

1. Что такое ледник?

2. Какие горы называются снежными?

3. Чем план местности отличается от рисунка этой же местности?

4. Вы вышли из дому и пошли на юго-запад. В каком направлении вам нужно будет возвращаться?

 

Клуб интеллектуалов

Вода находится в состоянии вечного движения, вечного круговорота. Нелегко проследить её путь. Лучи солнца нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, рек, озёр, а также из почвы. Воду испаряют все растения. Пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой, в большой мороз.

 

По В. Горатову

 

Вода в природе

 

Мы захотели пить – не страшно,

И вот, открыв на кухне кран,

Включаем водопад домашний

И наполняем им стакан.

 

А где-то в огненной пустыне,

Средь раскалённого песка,

Оазис тень свою раскинул

У маленького родника.

 

Там ручеёк журчит и плещет

Из засыхающей земли

И пальма листьями трепещет

И знать не знает, что вдали,

 

В другой, арктической, пустыне,

Где вечный громоздится лёд –

Прозрачный, серебристый, синий, –

Вода замёрзшая живёт.

 

А. Ю. Шаталов

Для любознательных

1. Как вы думаете, какое свойство воды используют люди, когда моют посуду или стирают? Вода - это универсальный растворитель. Она может растворять многие вещества.

2. Какая вода называется минеральной? Подземные воды растворяют соли, которые находятся в земле. Поэтому минеральная вода - это вода, которая содержит раствор минеральных солей. Такие воды часто являются лечебными.

3. Предположим, у нас есть смесь из песка, соли и опилок. Как отделить их друг от друга при помощи воды? Мы высыпаем всю смесь в воду, опилки всплывут на поверхность, соль и песок осядут. Мы извлечём опилки и размешаем воду до полного растворения соли. Затем пропустим воду через фильтр, на нём осядет песок. Получившийся солевой раствор мы вскипятим и будем держать на огне до тех пор, пока вся вода не испарится. Поскольку соль не испаряется, она останется на дне сосуда.

4. Несмотря на то, что воды на Земле очень много, она распределена очень неравномерно. В Африке и в Азии есть огромные пространства, лишённые воды, - пустыни. Целая страна - Алжир - живёт на привозной воде. Также пресную воду доставляют на судах на некоторые острова Греции. Около 3 миллиардов человек земного шара испытывают недостаток в чистой питьевой воде.

5. Человек за свою жизнь средней продолжительности (примерно 70 лет) только в процессе питания потребляет 60 тонн воды. А 300 тонн воды идёт для удовлетворения других его жизненных потребностей. Даже добыча угля и нефти не обходится без воды: на 1 тонну угля – 5 тонн воды, на 1 тонну нефти – 130 тонн.

6. Во многих сказках упоминается живая и мёртвая вода. А бывает ли она на самом деле? В природе существуют разные виды воды. Обычная вода состоит из кислорода и водорода. Но если водород заменён более тяжёлым веществом дейтерием, получается так называемая тяжёлая вода. В больших дозах она вызывает гибель организма. Её можно назвать мёртвой. Тяжёлая вода – обязательный спутник воды обыкновенной, но её в природной воде очень мало. Обыкновенной воды в природе почти в 7000 раз больше, чем тяжёлой, поэтому её можно пить без опаски. А какую воду можно назвать живой? Талую. В ней содержится меньше тяжёлой воды, чем в воде из речки или колодца. Кроме того, вода, образовавшаяся из растаявшего льда или снега, некоторое время имеет структуру, благоприятствующую жизнедеятельности организма. Животные и растения, которые получают талую воду вместо обычной, растут и развиваются быстрее, чем прочие. Но есть одно важное условие! Талая вода должна быть обязательно чистой.

Музыка

Композитор Морис Равель, произведение «Игра воды».

Фредерик Шопен, «15-я прелюдия». Её называют «прелюдией капель», потому что в аккомпанементе неотступно повторяется один звук – будто мерно падающая капля. Потом появляется ещё одна мелодия – приветливая и распевная. Но её снова сменяет начальный мотив. Но вот изменился колорит музыки. Точно заволокло небо тучами. Всё тяжелее долбящие капли. Их немолчные удары превращаются в грозный, всё затопляющий звон. Кончается прелюдия начальной темой: она, как луч солнца, робко проглянувший из-за туч, озаряет надеждой, вносит успокоение.

Зелёный театр

Автор. Было начало лета. Стоял погожий июньский денёк, ласково пригревало солнышко. На берегу маленького лесного болотца сидели старая лягушка и лягушонок.

Лягушонок. Бабушка, а почему в нашем болоте вода пахучая, а в соседнем ручейке – ничем не пахнет?

Лягушка. Потому что в ручейке вода чистая, а в нашем болоте гниют остатки растений.

Лягушонок. Бабушка, а почему в нашем болоте вода тёмная, а в ручейке – прозрачная?

Лягушка. Потому что в ручейке вода чистая, без примесей, а в нашем болоте чего только не плавает – гнилушки, старый мох, прелая трава и ещё много всего.

Автор. Лягушка посидела, помолчала, а потом ещё рассказала внуку про воду.

Лягушка. Вода, внучек, может испаряться и замерзать. Когда вода испаряется, она превращается в водяной пар, который поднимается над поверхностью воды. Мы его не видим.

Лягушонок. И так всё наше болото улететь может?

Лягушка. Нет, испаряется только немного воды с самой поверхности. Всё болото испарится, только если всю воду очень сильно нагреть, но это сделать невозможно, так что не бойся.

Лягушонок. А как вода замерзает?

Лягушка. Она превращается в твёрдое вещество – лёд. Осенью увидишь.

Лягушонок. Бабушка, а могут пар и лёд потом опять водой стать?

Лягушка. Могут, конечно. Пар, если его охладить, опять станет водой. И лёд станет водой, если его нагреть.

 

Проблемный вопрос, который выводит на следующий урок:

если с поверхности Земли всё время испаряется вода, то почему за много миллионов лет она вся не испарилась?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: