Конспект урока музыки. Тема «Ритмоформулы. Такт. Размер.»




Конспект урока музыки

Тема «Ритмоформулы. Такт. Размер.»

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающая: раскрыть выразительное и изобразительное значение ритма, осознать связь ритма с другими элементами музыкального языка. Умение уч-ся находить связь музыки с математикой.

Коррекционно-развивающая: Коррекция логического мышления, координации движений, соотношение их с музыкальным сопровождением, активизация словаря учащихся, развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, мелодического и ритмического слуха, восприятие соотношения различных длительностей, музыкально-творческих способностей, музыкально-эстетического вкуса.

Воспитательная: воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.

План урока

1. Орг. момент. Приветствие.

2. Вхождение в урок.Коммуникативная игра

3. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

5. Физ.минутка

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока Организация этапа. Оборудо- вание. До зи ро в ка в ре ме ни Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Орг. момент. Приветствие.     Здравствуйте, ребята!   Здравствуйте. Принятие социальной роли обучающихся.
2.Вхождение в урок Коммуни- кативная игра     Дети стоят по кругу. Учитель берет обучающегося, стоящего справа (слева) за руку и поёт первый куплет, ритмично раскачивая сомкнутые руки в такт с музыкой (вперед-назад): Как здорово, что все мы здесь Собрались, собрались. Ты мне, (имя ребенка), улыбнись, Улыбнись! И так все 7 куплетов, пока все дети не сомкнут руки в одну ритмично раскачивающуюся цепочку. Окончание: (речитативом) Все мы с вами снова вместе! Ура! (сцепленные руки поднимаем вверх) Затем этот обучающийся берет за руку рядом стоящего и проделывает то же самое (поет и раскачивает сомкнутые руки)….   Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.   Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения  
3.Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока. Презента ция ребусы с математическими названиями Слайд 1 - 6. Слайд 7 Слайд 8     У.-Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке? На предыдущих уроках мы с вами говорили о средствах муз выразительности. Сегодня мы познакомимся ещё с одним из них. Но прежде вспомним о нотах, без которых не могло быть музыки. У.- Подумайте, ребята и скажите, с какими учебными предметами может дружить музыка? У.- Чтобы записать слова – мы используем буквы, чтобы записать числа – цифры, а музыку (музыкальные звуки) мы записываем нотами. Предлагаю вам отгадать ребусы с математическими терминами и найти в словах ноты. 1.Математический знак действия вычитания. 2. Геометрическая фигура с тремя углами. 3.Древнегреческий философ, установивший связь между математикой и музыкой. 4.Часть числа (доля).5.Отгадайте шараду: С буквой Н, мои друзья, ничего не значу я, Н на С перемените - смело в суп меня кладите 6.Каким свойством обладают данные фигуры? Учитель:Мы получили названия нот. А сколько их? Мы повторили математические термины и названия и расположение нот на нотном стане Учитель:Мы знаем, что при записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность). В музыке длительности составляют основу любого ритма. Какие длительности нот вы знаете?     (ответы детей)   (Перечисляют предметы, среди них - математика).     (минус). (треугольник).   (Пифагор)     (соль).   (симметрия).   (7).     (целая, половинная, четвертная, восьмая) Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию   Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами   Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.  
4.Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.   Попевка «В нашем классе десять стульев»   Работа с Диском Музыкальный класс. Размеры Песня «Осень»     фрагмент Марш   фрагмент Вальс.       У.Не стоит забывать, что мы на уроке музыки, значит, мы будем не только размышлять и считать, но и слушать, и петь. Поэтому нам необходимо подготовиться. Давайте сядем удобно и споём попевку в разных жанрах. Попевка «В нашем классе десять стульев» (исполняется как полька, вальс) Ребята как вы отличили вальс от польки Совершенно верно. Тема нашего урока ритм и размер музыки. Учитель:Окружающий нас мир полон ритмов. Оглядитесь вокруг: ритмично наше дыхание, ритмично звучат шаги, шумит море, поют птицы … Приведите свои примеры ритмичного в нашей жизни. Когда мы произносим слово ритм, наши мысли обращаются к музыке и это вполне понятно: ведь ритм – один из важнейших элементов музыки. В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.   А что же такое ритм? Серёжа нам подготовил сообщение о ритме. Вы знаете, что все звуки можно записать в определённый ритмический рисунок. Ритм – одно из ключевых средств музыкальной выразительности, задающий определённый жанр, характер. Сегодня, я предлагаю вам убедиться, что между музыкой и математикой существует связь. У.Мы, конечно же, не будем сомневаться в заключениях таких великих ученых, как Пифагор, Кант, не будем углубляться в трудные законы математики, а сами, по-детски, легко и просто попробуем установить эту связь, найти общие элементы музыки и математики. А также познакомимся с новым понятием. Размер в музыке. Мы с вами познакомимся с самыми основными размерами в музыке 2/4,3/4 Определяем размер У.А теперь вспомним песню, которую мы начали учить на прошлом уроке и попробуем определить её музыкальный размер. Правильно сели и… Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный. - Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, закруглённый, покачивающий. Как лодка на волнах.       Обучающиеся исполняют попевку «В нашем классе десять стульев» (по ритму)   (ответы обучающихся)   (сообщение) Ритм - это любая комбинация длительностей основанная на равномерной пульсации метра. Ритм может быть любой.   Люди уже очень давно задумывались о связи музыки и математики. И уже тогда, в древнем мире, ученые - философы (пифагорейцы) считали, что музыка без математики не существует. Путем долгих, сложных исследований, с помощью математических правил и законов древним ученым все-таки удалось эту связь доказать.   (Определить размер)   Поём все вместе. Отдельно девочки, мальчики. По цепочке.     (слушаем марш)     (слушаем вальс)       Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства   Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.     Использовать информационные ресурсы для поиска информации.   -извлечение из музыкального произведения необходимой информации;     -извлечение из музыкального произведения необходимой информации;  
5. Физ. минутка Физ. минутка (под баян)       - А теперь покажите эти ритмы в движениях.     Учащиеся выполняют задание: прохлопывают ритмические рисунки: вальс, марш.   выполняют движения под музыку. Умение планировать и регулировать свою деятельность
6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.       Слайд 9     игра «Узнай размер». Аудио Диск         В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша. Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни. Например, взгляните на орнамент, его элементы повторяются – значит, он ритмичен. У. Ребята. А где ещё мы можем увидеть ритм? У. Все в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм-сон и бодрствование, или утро, день, вечер и ночь. Смена времен года - это ритм планеты. Мир наполнен разными ритмами, подумайте, какие примеры ритмов вы могли бы еще привести. У.Сегодня нас с вами интересует музыкальный ритм. Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и.т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и... и так далее, в зависимости от размера. Но про музыкальные размеры мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернемся к ритму. У.В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Мы можем её явно не слышать, но ощущаем всегда..   У.Как же они характеризуются?     Вспомнить песни с цифрами и определить размер
  • Дважды два
  • Раз ступенька
  • К четырём прибавить два
  • Жили у бабуси
 
  Анализируют орнамент     -Орнаменты мы можем видеть на одежде, посуде, в архитектуре (например решетка и ограды парков)   (Время года, часы…   Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.     Ритм заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать -Двухдольный характеризуется одной сильной долей на одну слабую (РАЗ-два-РАЗ-два). Этот метр ощущается как шаг, марш, он чёткий и размеренный.Трёхдольный характеризуется одной сильной долей на две слабых (РАЗ-два-три-РАЗ-два-три). Этот метр плавный, покачивающий. Как лодка на волнах. Обратная связь (дети показывают карточки)   Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами     - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.   Использовать информационные ресурсы для поиска информации.     -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;     -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
  7.Итог урока. 8.Рефлек сия.       Слайд 10         Что такое ритм? С какими размерами музыки мы познакомились сегодня? Существует ли связь музыки и математики? Правильно! Молодцы! Музыкальный размер- это количество долей в такте. Запишите, пожалуйста, это определение в словарь. - Итак, что нового вы узнали на уроке? - Что вам особенно понравилось? - О чем вы расскажете своим друзьям и родителям? -Закончите фразу.     Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Урок окончен. Спасибо за активную работу на уроке! Ответы учащихся.   Записывают определение. Ответы учащихся Ответы учащихся Ответы учащихся Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Было интересно Испытывал трудности Еще хочу узнать Справился со всеми заданиями   Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Устанавливать причинно следственные связи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: