Использование игр с элементами спорта как одного из средств становления слоговой структуры слова




Значи­тельную сложность для логопедической работы представляет нарушение слоговой структуры слова. Недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникнове­нию у школьников дисграфии и дислексии, а также может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как замкнутость и закомплексованность.

Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способ­ность к серийно-последовательной обработке информации. Эти не­речевые процессы являются базовыми предпосылками ус­воения слоговой структуры слова.

Кроме нарушения слоговой структуры слова у детей выявляются различные двигательные недостатки: нарушение равновесия, координации движений, неловкость, чрезмерная замедленность или, наоборот, импульсивность. Недостаточное развитие ловкости проявляется в движениях, характерных для спортивных игр и упражнений с мячом.

Игры с элементами спорта и упражнения с мячом тренируют у воспитанников не только ловкость, волю и характер, но и способствуют развитию пространственных представлений, усвоению чёткой последовательности действий, выполнению действий в определённом темпе и ритме. Этот фактор очень важен для становления слоговой структуры слова.

Таким образом, с целью повышения эффективности работы по формированию слоговой структуры слова и развитию ловкости у детей были объединены усилия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Специальные игры и упражнения включаются в структуру подгрупповых занятий, которые проводятся специалистами совместно.

1.«Следы»

На полу выложена дорожка из «следов». Задача ребенка добраться до конца дорожки, ступая по ней с учетом асимметрии отпечатков следов. По мере усложнения игры предлагаются разные варианты дорожек: прямая, перекрестная, круговая

2.«Обезьянки»

Специалист поворачивается спиной к детям и выпол­няет движения рукой: вверх, в сторону, вперед, за спину, за голову, на голову, на плечо, на пояс.

Дети выполняют инструкцию. Второй вариант - копирование движений ноги.

3.«Пенальти»

Мяч находится на обозначенной линии. На противоположной стороне находятся «ворота» в виде квадратного мата. От отметки ребёнок выполняет разбег и наносит удар по мячу. Задача игрока – попасть мячом в мат (забить пенальти).

4.«Попади в пустое место»

Игроки расположены на одной стороне площадки. На противоположной стороне за волейбольной сеткой на разных линиях стоят предметы (конусы, набивные мячи). Задача игроков выполнить бросок мяча и не попасть в предметы на противоположной площадке.

5.«Где находятся мячи?»

Перед детьми разные мячи (большой и маленький). Дети выполняют инструкции:«Возьми большой мяч, положи его впереди себя. Возьми маленький мяч, положи его позади себя». «Расскажи, где находятся мячи».

6.«Дружная команда»

Дети делятся на пары, в паре один мяч. По сигналу пары движутся по направлению к баскетбольной корзине, отбивая мяч от пола двумя руками поочерёдно. Один игрок отбивает, второй ловит мяч, затем наоборот. Дойдя до корзины, дети по очереди выполняют бросок мяча в корзину.

7.«Кто больше отобьёт?»

Игроки становятся напротив стены (S=2.5-3 м), выполняют удар по мячу, чтобы он отскочил от стены. Стремятся как можно больше отбить мячей, не потеряв их.

8. «Веселые инструменты»

Педагог берет музыкальный инструмент (барабан или бубен) и задает ритмический рисунок (выполняет определенное количество ударов в за­данном темпе). Нужно воспроизвести услышанное с помо­щью хлопков или ударов мячом.

9.«Передай привет». Дети выстраиваются по кругу друг за другом. Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном педагогом темпе или ритме. Инструкция: «Передай привет правильно».

9.Игры эстафетного характера: ребёнок выполняет серию движений (например, ведение мяча до ориентира, прыжок в высоту через препятствие, заброс мяча в баскетбольную корзину).

Таким образом, использование игр с элементами спорта является залогом успешности коррекционной работы по формированию базовых предпосылок слоговой структуры слова и развитию ловкости у детей с нарушением речи.

Список литературы:

1.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.

2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Играйте на здоровье. Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий и т.д. – М.: Вентана-Граф, 2015.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: