Право как социальный институт функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, его роль в жизни общества во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на общественные отношения.
Функции права — это основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных, отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления.
С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.
Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.
Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие:
экономическая (право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения);
|
коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим «посредником» между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).
На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.
Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.
Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.
Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать, тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей — жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д.
|
Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности (Т.Н. Радько).
Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций — наказаний и процедуры их реализации.
Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилия преступности.
|
Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга — каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей.
Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.
Принципы права. Принципы права - это исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений, в которых выражается сущность и социальное назначение права.
Принципы права представляют определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативно-правовых актах или иных формах права.
На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», — записано, например, в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ (см. также: ст. 14 Конституции Испании, ст. 22 Конституции Белоруссии, ст. 1 Конституции Казахстана и др.). Принципы деятельности Конституционного Суда РФ (независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон) нашли отражение в ст. 5, 7, 13, 14, 15, 29, 35 и др. Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Содержание принципов справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 6 и 7 УК РФ.
В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права.
Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения (принципы) составляют важнейший элемент содержания права. Поэтомy принципам права присущи многие черты, характерные для правa в целом. От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей.
В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных нормативных предписаниях. На их основе формируются те или иные системы, отрасли или институты права.
Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм принципам права, он должен отменить указанные нормы, либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями.
Нередко принципы выступают важным средством устранения пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (она устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания. Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае применения аналогии права закреплена как в материальном праве, так и в процессуальных отраслях права.
Таким образом, принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
Представляется, что принципы права должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Принципы – это своего рода отправные пункты, показывающие вектор правового регулирования. Они являются более фундаментальными и обобщенными правилами поведения, нежели юридические нормы; обладают значительной устойчивостью и стабильностью, фиксируясь преимущественно в конституциях либо важнейших законах.
Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой (оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки и издания нормативных актов), правоприменительной и правоохранительной деятельности. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым относят такие принципы, как:
1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;
2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные пращ и свободы и равные возможности для их реализации»;
3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для ее умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;
4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны
быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений — субъектов права, и означает, что нет, и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;
6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые
существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном
обществе действуют две системы законодательства — общефедеральная и региональная;
7) законность — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;
8) сочетание убеждения и принуждения — универсальные методы
социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения Методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя — установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.
Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда; в земельном праве — принцип целевого характера использования земли и т. п.
Вывод: Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве.
Понятие типа права
Право – это конкретно-историческое социальное явление.
В каждую историческую эпоху, при каждой цивилизации, в каждой стране оно отличается немалым, подчас весьма существенным своеобразием. Приемом или средством познания исторического процесса развития права является типология права.
Типология права – это его специфическая классификация[1], производимая по определенным критериям, в результате которой выделяются различные типы права.
Под типом права понимается та или иная ступень его развития, отличающаяся присущим только ей своеобразием.
В юридической литературе имеются разные варианты такой классификации. Но наиболее разработана и доступна для вас историческая типология права в формационном подходе. Ее мы и рассмотрим на лекции.
По взглядам представителей данной теории тип права отвечает на вопрос – какой экономический базис лежит в его основе, интересы и потребности какого класса оно защищает, воля какого класса выражена в действующем законодательстве и актах правосудия. При формационном подходе следует исходить из того положения, что каждому типу государства соответствует свой тип права.
Исторически первым в отдельных странах возникает рабовладельческое право. Оно рождается вместе с государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у власти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта — открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.
Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно своего "говорящего" орудия, была разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобретал, становилось собственностью его владельца.
Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме – плебеи и перегрины, в Афинах — метеки и т. д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная — за плебеями, еще более ограниченная — за иностранцами. Рабы были полностью неправоспособны.
В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми. Ни жена, ни дети не имели права приобретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни.
Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приобретения, пользования, и распоряжения ею. Охрана частной собственности сопровождалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Наивысшего расцвета этот институт достиг в нормах римского права, которое было классической формой права, основанного на частной собственности. В римском праве подробно регламентировалось все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т. д.), и это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (достаточно сослаться на кодекс Наполеона).
С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивно. Преобладал правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества возникла потребность ввести право в виде законов, роль которого все более и более возрастала. Немалое значение имела и такая форма, как судебный или административный прецедент. Рабовладельческому государству было известно правотворчество в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти (сенатом) или должностными лицами.
Рабовладельческое право было систематизировано. Так, римские юристы различали: цивильное право — право, которое каждый отдельный "народ" устанавливал для себя; естественное право — право, установленное самой природой; право народов, по которому аргументировалось рабство во всех его формах.
Цивильное право по чисто формальным моментам делилось на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал римский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право выражает интересы римского государства, частное – отдельных лиц. Публичное право включает святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное делится на три части: предписания собственно правовые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственности, наследования, семейное право.
В отдельных странах исторически первым возникает феодальное право, для которого характерен принцип формального неравенства: права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию.
Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партикулярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразвитой технике и медленному развитию сельского хозяйства способствовала политическая децентрализация.
Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладений и личности феодалов, в закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земельная собственность — это непосредственные отношения господства и порабощения, отсюда феодальное право — это кулачное право. Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве крупной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности. Иммунитеты ограждали частные интересы собственников.
Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в средневековом обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологической силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе мировоззрения, носившего теологический характер, авторитет феодального законодательства подкреплялся религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
Буржуазное право появилось как результат правотворческой деятельности буржуазного государства для укрепления капиталистического общественного и государственного строя.
Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип "священной и неприкосновенной частной собственности", идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и т. п.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, закрепляет принадлежность власти народу. На первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии.
Вывод: Типология исторически известныхвидов права – это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы. Все типы права – это исторические формообразования определенным образом понимаемой сущности права, определенная форма его исторического выражения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращаясь к решению проблемы сущности права, мы следуем общей закономерности познания этого социального явления. Его познание позволяет сделать вывод, что право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами.
Итак, с позиций сегодняшнего дня, право – это система общих правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством, отражающих идеи социальной справедливости и свободы, направленных на регулирование общественных отношений путем установления определенного порядка, и охраняемых от нарушений государством.
Сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права, исходя из исторических условий, на первый план может выходить любое из начал (классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое).
Условия развития общества накладывают на право свой отпечаток, что выражается в том или ином его типе. Тип права – это историческая определенность сущности права, обусловленная общественно-экономическим развитием.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Понятие объективного и субъективного права
2. Соотношение права и государства
Литература
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. Ст.Ст. 17-19.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.2. Теория права. Т. 1. - М.: Юристъ, 1996. С. 96-111.
3. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации. // Государство и право. 1996. № 11.
4. Корельский В.М., Перевалов В.Д. /ред./. Теория государства и права. М., Изд..гр. ИНФРА. М-НОРМА, 1997.
5. Корнев А.В. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России. // Государство и право. 1998. № 5. С. 93-98.
6. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика. // Государство и право. 1996. № 6. С.12.
7. Матузов Н.И., Малько А.В. /ред./. Теория государства и права. М., Юрист, 1997.
8. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник. – М.: Издательство НОРМА. 2000. С. 236-245.
9. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Курс лекций. - СПб.: издательство АООТ «ГПНИИ-5», 1995. С. 88-97.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Во вступительном слове через содержание предмета теории государства и права обращается внимание на то, что право является узловым моментом предмета ТГП: право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Следует обратить внимание курсантов на многозначность понятия «право», раскрыть им понимание этого термина с точки зрения философии и социологии.
В ходе изложения учебного материала необходимо обращать внимание курсантов на общеупотребительное значение слов, обозначающих юридические термины (такие как: субъект, объект, функция, принцип, классификация, критерий и т.д.)
При рассмотрении первого вопроса подробно следует остановиться на различии понятия права в объективном и субъективном смысле. Необходимо обратить их внимание на тот факт, что предметом ТГП в большей части является объективное право. Далее следует сформулировать его определение, раскрыть признаки и ценность права для общества.
Второй вопрос посвящен рассмотрению принципов права и его функций. Более детально рассматриваются общеправовые принципы, а так же специально-юридические функции права.
Третий учебный вопрос посвящен рассмотрению содержания права на различных исторических этапах развития общества. Главная задача – проследить динамику изменений, происходящих в праве со сменой общественно-экономической формации. Отдельно следует остановиться на особенностях права в современных демократических государствах.
Содержание учебных вопросов излагается методом устного изложения учебного материала, сопровождающегося демонстрацией видеоматериалов и схем, с использованием средств вычислительной техники и мультимедиа.
Д.В. Новокшонов
«___» _____________ 200__ г.
[1] От слова «класс» – система внутренне соподчиненных понятий в какой-либо области, распределенных по группам на основе учета общих признаков и закономерных связей между ними.