Пример 1. Выполнить гигиеническую оценку и классифицировать условия труда водителя грузового автомобиля при воздействии следующих производственных факторов:
1. Химический фактор:
Диоксид азота: факт. концентрация C NxOy= 1.5 мг/м³ на протяжении 0,75 времени смены;
Оксид углерода: факт. концентрация CCO =15,0 мг/м³ на протяжении 0,75 времени смены.
2. Биологический фактор: при перевозках общего назначения вредные факторы биологической природы отсутствуют.
3. Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПДФ):
Кремземсодержащие пыли с содержанием двуокиси кремния до 10% с фактической концентрацией CфSiO2 = 6 мг/м³ протяжении 0,2 времени смены.
4. Шумовой фактор: исходные данные приведены в табл. 1.5.1.
Таблица 1.5.1
Шумовой фактор
Уровень звука, дБА | ||||
Доля времени смены | 0,063 | 0,625 | 0,250 | 0,062 |
5. Вибрационный фактор:
5.1.Исходные данные по общей вибрации приведены в табл. 1.5.2.
Таблица 1.5.2
Вибрационный фактор
Корректированный уровень виброскорости, дБ | |||
Доля времени смены | 0,063 | 0,625 | 0,250 |
5.2. Источники локальной вибрации отсутствуют.
5.3. Уровни инфра- и ультразвука в кабине данной машины не превышают фоновых значений.
6. Микроклиматический фактор: работа выполняется в теплый период года в условиях нагревающего микроклимата; тепловое излучение от нагретых солнцем поверхностей кабины составляет 53 Вт/м²; температура влажного термометра tвл = 22º С; температура сухого термометра tс = 24º С; температура шарового термометра tш = 26º С.
7. Показатели световой среды: стекла кабины и осветительные приборы находятся в исправном состоянии.
8. Уровень ионизирующих и неионизирующих излучений: уровень как
ионизирующих, так и неионизирующих полей и излучений находится
в пределах естественного фона.
9. Показатели тяжести трудового процесса.
9.1. Физическая динамическая нагрузка: при работе водителя имеет место региональная нагрузка (преимущественно с участием мышц рук и плечевого пояса) до 2500 кг∙м за смену. Общая нагрузка, связанная с перемещением груза, отсутствует.
9.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную равна нулю.
9.3. Количество стереотипных рабочих движений при региональной нагрузке – до 10000.
9.4. Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза отсутствует.
9.5. Рабочая поза водителя связана с периодическим, до 25% времени смены, нахождением в неудобной и фиксированной позе.
9.6. Наклоны корпуса при работе водителя отсутствуют.
9.7. Перемещения в пространстве в течение смены – переходы, обусловленные технологическим процессом, отсутствуют.
10. Показатели напряженности трудового процесса.
10.1. Нагрузки интеллектуального характера.
10.1.1. Содержание работы: решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам.
10.1.2. Восприятие сигналов и их оценка: деятельность водителя связана с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой информации.
10.1.3. Распределение функций по степени сложности задания: обработка, проверка и контроль выполнения задания.
10.1.4. Характер выполняемой работы: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат.
10.2. Сенсорные нагрузки.
10.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения: у водителя составляет более 75% времени смены.
10.2.2. Плотность сигналов и сообщений за 1 час работы: у водителя составляет в среднем 200 сигналов.
10.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения: составляет в среднем 9 объектов.
10.2.4. Размер объектов различения: больше 5 мм 100% смены.
10.2.5. Работа с оптическими приборами: у водителя отсутствует.
10.2.6. Наблюдения за экранами видеотерминалов и др.: отсутствует.
10.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор: имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м.
10.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат: суммарное число часов, наговариваемое за неделю до 16.
10.3. Эмоциональные нагрузки.
10.3.1. Степень ответственности за результаты собственной деятельности,
значимость ошибки: для водителя характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки
могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей.
10.3.2. Степень риска для собственной жизни: вероятна.
10.3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц: возможна.
10.3.4.. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену: отсутствуют.
10.4. Монотонность нагрузок.
10.4.1. Число элементов, необходимых для реализации простого задания:
6 элементов.
10.4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий: более 100.
10.4.3. Время активных действий: более 75% продолжительности смены.
10.4.4. Монотонность производственной обстановки: время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса менее 20% от времени смены.
10.5. Режим работы.
10.5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня: 8 - 9 часов.
10.5.2. Сменность работы: двухсменная работа без ночной смены.
10.5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность: перерывы регламентированы, достаточной продолжительности.
Решение:
1.Гигиеническая оценка условий труда водителя грузового автомобиля при воздействии химического фактора.
1.1. Степень вредности условий труда для раздражающих веществ (NxOy) и веществ с остронаправленным механизмом действия (CO) устанавливается по максимальным концентрациям вредных веществ.
1.2.1. Оценка условий труда по диоксиду азота: фактическая концентрация CNxOy = 1.5 мг/м³; ПДКмр = 2,0 мг/м³, тогда CNxOy/ ПДКмр = 0,75; поэтому класс условий труда по табл. 1 составляет 2.
1.2.2. Оценка условий труда по оксиду углерода: фактическая концентрация CCO =15,0
мг/м³; ПДКмр = 20 мг/м³, тогда CCO/ ПДКмр = 0,75; поэтому класс условий труда по табл. 1 составляет 2.
1.2.3. Согласно прилож. 1 Р 2.2.2006-95 комбинация диоксида азота и оксида углерода обладает эффектом суммации. Оценку их совместного действия проводят по формуле:
CNxOy/(ПДКNxOy) + CCO/(ПДКCO) ≤ 1, т.е. 1,5/2+15/20=1,5>1
Следовательно, окончательная оценка условий труда по химическому фактору согласно табл. 1 составляет класс 3.1 (вредный, степени 1).
2.Оценка условий труда по факторам биологической природы: т.к. при
перевозках общего назначения вредные факторы биологической природы отсутствуют, то согласно табл. 2 устанавливаем 2-ой (допустимый) класс условий труда по этому фактору.
3. Оценка условий труда по воздействию АПДФ: класс условий труда при
контакте с АПДФ определяют исходя из фактической величины среднесменных концентраций АПДФ Ссс и кратности превышения среднесменных ПДКсс по табл. 3, т.е.
Ссс = Cфsio2∙0,2 = 6∙0,2 =1,2 мг/м³; тогда Ссс/ПДКсс = 1,2/4 = 0,3.
В этом случае согласно табл. 3 имеем 2-ой класс условий труда (допустимый).
4. Гигиеническая оценка условий труда по шумовому фактору.
4.1.Определяем поправки ΔLAi, дБА, в зависимости от продолжительности ступеней шума по табл. 1.5.3 (продолжительность смены 480 минут): ΔLA1 = 12,0 дБА (30 минут); ΔLA2 = 2,0 (300 минут); ΔLA3 =6,0 дБА (120 минут); ΔLA4 =12,0 дБА (30 минут).
Таблица 1.5.3
Поправки к значениям ΔLAi в зависимости от продолжительности
ступеней шума
Продолжительность ступени прерывис- того шума, мин. | |||||||||||
Поправка ΔLAi, дБА | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 3,0 | 4,2 | 6,0 | 9,0 | 15.1 |
4.2. Вычисляем разности L1A1=LA1 – ΔLA2= 60 – 12 = 48 дБА; L1A2=LA2- LA2= 70 – 2 = 68 дБА; L1A3= LA3- ΔLA3=80 – 6 = 74 дБА; L1A4=LA4- ΔLA4=85 – 12 = 73 дБА.
4.3. Полученные разности энергетически суммируются в соответствии
с табл. 1.5.4.
Таблица 1.5.4
Значения добавок, ΔLi, в зависимости от разности слагаемых уровней
Разность слагаемых уровней L1 –L2, дБ | ||||||||||||
Добавка, ∆Li, дБ | 2,5 | 2,2 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,4 |
Для этого вычисляем разность двух наибольших уровней звука L1A3- L1A4= 74 -73 = 1,0; определяем добавку ∆L1=2,5 дБА (см. табл. 1.5.4) и прибавляем к более высокому уровню L1A3= 74,0 дБА: L1Σ= L1A3+∆L1=74,0 + 2,5 = 76,5 дБА. Аналогичные действия производим с полученной суммой и третьим уровнем звука и т.д.: L1Σ- L1A2=76,5 – 68.0 = 8,5 дБА; ∆L2 = 0,55 дБА (см. табл. 3.4); L2Σ= L1Σ+ ∆L2 =76,5 + 0,55 = 77,0 дБА; L2Σ- L1A1=77,0 – 48, 0 = 29,0 дБА; ∆L3 = 0 дБА (см. табл. 3.4); L3Σ= L2Σ+∆L3=77,0+ 0=77,0 дБА, т.е. L3Σ=Lсум=77,0 дБА.
4.4. Полученный эквивалентный уровень звука Lэкв = Lсум = 77,0 дБА сравниваем с ПДУ по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 равным уровню 75 дБА и определяем ΔLA = Lэкв – ПДУ = 77 - 75 = 2 дБА, поэтому класс условий труда по табл. 4составляет – 3.1 (вредный, степени 1).
5.Гигиеническая оценка условий труда по вибрационному фактору.
5.1. Определяем по табл. 1.5.5 поправки ∆Lvi к корректированному уровню на время действия общей вибрации: ∆Lv1 = 12,0 дБА (30 минут), ∆Lv2 = 2,0 (300 минут) и ∆Lv3 =6,0 дБА (120 минут) для расчета эквивалентного уровня Lvэкв по табл. 5 и выполняем расчет эквивалентного корректированного уровня общей вибрации Lvэкв в дБ по методике, аналогичной изложенной в п. 4: L1v1=Lv1-∆Lv1=120-12=108; L1v2=Lv2-∆Lv2=110-2=108 дБ; L1v3=Lv3-∆Lv3=60- -6=54 дБ. ∆L1v1= L1v1-L1v2=108-108=0; ∆Lv1=3 дБ (см. табл. 3.4); L1v1Σ= L1v1- -∆Lv1=108+3=111 дБ. L1v1Σ-L1v3=111-54=57 дБ; ∆Lv2=0 дБ (см. табл. 3.4); L1v2Σ= =L1v1Σ+∆Lv2=111+0=111 дБ. Полученный эквивалентный корректированный уровень вибрации ∆Lvэкв = L1v2Σ= 111 дБ сравниваем с ПДУv = 110 дБ по СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и определяем ∆Lvэкв = 111 – 110 = 1 дБ, поэтому класс условий труда согласно табл. 4 составляет класс 3.1 (вредный, степени 1).
Таблица 1.5.5
Поправки на время действия вибрации данного уровня
Продолжитель-ность действия, мин. | |||||||||||
Поправка ∆Lvi, дБ | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 3,0 | 4,2 |
5.2. Так как по условию задачи источники локальной вибрации отсутствуют, класс условий труда по табл. 4 – 1-ый.
5.3. Уровни инфра- и ультразвука в кабине данной машины не превышают фоновых значений, поэтому класс условий труда по этим факторам согласно табл. 4 – 1-ый.
6. Определение класса условий труда по показателям микроклимата.
6.1. Работа выполняется в условиях нагревающего микроклимата, поэтому для его оценки следует использовать ТНС – индекс, определяемый по формуле:
ТНС = 0,7tвл + 0,1tс + 0,2 tш, т.е. ТНС = 0,7∙22 + 0,1∙24 + 0,2∙26 = 23º С.
6.2. По табл. 5 определяем класс условий труда для работ 1б (водитель транспортного средства), равный 2-му (допустимому).
7. Определение класса условий труда по показателям световой среды (см. табл. 8): при исправном состоянии стекол и световых приборов класс условий труда по показателям световой среды равен 2-му (допустимому), при этом коэффициент естественного освещения должен быть ≥ 0,6. Это накладывает ограничение на тонировку боковых окон кабины.
8. Определение класса условий труда по показателям уровней ионизирующих и неионизирующих полей и излучений: так как уровень ионизирующих и неионизирующих полей и излучений находится и пределах естественного
фона, то по табл. 9, 10 и 11 установлен 1-ый (оптимальный) класс
условий труда по этому фактору.
9. Класс условий труда по тяжести трудового процесса (см. табл. 12).
9.1. Физическая динамическая нагрузка: при работе водителя имеет место региональная нагрузка (преимущественно с участием мышц рук и плечевого
пояса) до 2500 кг∙м за смену. Общая нагрузка, связанная с перемещением груза, отсутствует. Поэтому класс условий труда – 1-ый.
9.2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную равна нулю, поэтому класс условий труда – 1-ый.
9.3. Стереотипные рабочие движения: так как количество стереотипных рабочих движений при региональной нагрузке – до 10000, а локальная нагрузка отсутствует, класс условий труда – 1-ый.
9.4. Статическая нагрузка, связанная с удержанием груза отсутствует, поэтому класс условий труда – 1-ый.
9.5. Рабочая поза водителя связана с периодическим, до 25% времени смены, нахождением в неудобной и фиксированной позе, поэтому класс условий труда – 2-ой.
9.6. Наклоны корпуса при работе водителя отсутствуют, поэтому класс условий труда – 1-ый.
9.7. Перемещения в пространстве в течение смены – переходы, обусловленные технологическим процессом, отсутствуют, поэтому класс условий труда – 1-ый.
9.8. Общая оценка тяжести трудового процесса делается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. В нашем случае это показатель рабочей позы, поэтому класс условий труда по тяжести трудового процесса – 2-ой (см. табл. 3.6).
Таблица 1.5.6
Определение класса условий труда по тяжести трудового процесса
Показатели | Класс условий труда | |||
3.1 | 3.2 | |||
9.1.Физическая динамическая нагрузка | + | |||
9.2.Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную | + | |||
9.3. Стереотипные рабочие движения | + | |||
9.4. Статическая нагрузка | + | |||
9.5. Рабочая поза | + | |||
9.6. Наклоны корпуса | + | |||
9.7. Перемещения в пространстве | + | |||
Количество показателей в каждом классе | ||||
Общая оценка тяжести труда | + |
10. Определение класса условий труда по напряженности трудового процесса (см. табл. 13).
10.1. Нагрузки интеллектуального характера.
10.1.1. Содержание работы: решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам, поэтому условия труда водителя относятся к классу 3.1.
10.1.2. Восприятие сигналов и их оценка: деятельность водителя связана с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой информации,
поэтому имеем класс 3.1.
10.1.3. Распределение функций по степени сложности задания: обработка, проверка и контроль выполнения задания – это соответствует классу 3.2.
10.1.4. Характер выполняемой работы: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат, т.е. класс 3.2.
10.2. Сенсорные нагрузки.
10.2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения: у водителя составляет более 75% времени смены, что соответствует классу 3.2.
10.2.2. Плотность сигналов и сообщений за 1 час работы: у водителя составляет в среднем 200 сигналов, что соответствует классу 3.1.
10.2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения: составляет у водителя в среднем 9 объектов, что соответствует классу 2.
10.2.4. Размер объектов различения: больше 5 мм 100% смены, что соответствует классу 1.
10.2.5. Работа с оптическими приборами: у водителя отсутствует, что соответствует классу 1.
10.2.6. Наблюдения за экранами видеотерминалов и др.: отсутствует,, что соответствует классу 1.
10.2.7. Нагрузка на слуховой анализатор: имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м, что соответствует классу 2.
10.2.8. Нагрузка на голосовой аппарат: суммарное число часов, наговариваемое за неделю до 16, что соответствует классу 1.
10.3. Эмоциональные нагрузки.
10.3.1. Степень ответственности за результаты собственной деятельности, значимость ошибки: для водителя характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей, поэтому условия труда относятся к классу 3.2..
10.3.2. Степень риска для собственной жизни: вероятна, поэтому имеем класс 3.2.
10.3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц: возможна, поэтому имеем класс 3.2.
10.3.4. Количество конфликтных производственных ситуаций за смену: конфликтные ситуации почти отсутствуют, поэтому имеем класс 2.
10.4. Монотонность нагрузок.
10.4.1. Число элементов, необходимых для реализации простого задания:
6 элементов, т.е. находим класс 2.
10.4.2. Продолжительность (в с) выполнения простых производственных заданий: более 100, что соответствует классу 1.
10.4.3. Время активных действий: более 75% продолжительности смены, что соответствует классу 1.
10.4.4. Монотонность производственной обстановки: время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса менее 20% от времени смены, что
соответствует классу 1.
10.5. Режим работы.
10.5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня: 8-9 часов, что соответствует 2-му классу.
10.5.2. Сменность работы: двухсменная работа без ночной смены, что соответствует 2-му классу.
10.5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность: перерывы регламентированы, достаточной продолжительности, что соответствует классу 1.
10.6 Общая оценка напряженности трудового процесса – 3.2 (см. табл. 1.5.7).
Таблица 3.7
Определение класса условий труда по напряженности трудового процесса
Показатели | Класс условий труда | ||||
3.1 | 3.2 | 3.3 | |||
10.1.Интеллектуальные нагрузки | |||||
10.1.1 | + | ||||
10.1.2 | + | ||||
10.1.3 | + | ||||
10.1.4 | + | ||||
10.2.Сенсорные нагрузки | |||||
10.2.1 | + | ||||
10.2.2 | + | ||||
10.2.3 | + | ||||
10.2.4 | + | ||||
10.2.5 | + | ||||
10.2.6 | + | ||||
10.2.7 | + | ||||
10.2.8 | + | ||||
10.3.Эмоциональные нагрузки | |||||
10.3.1 | + | ||||
10.3.2 | + | ||||
10.3.3 | + | ||||
10.3.4 | + | ||||
10.4.Монотонность нагрузок | |||||
10.4.1 | + | ||||
10.4.2 | + | ||||
10.4.3 | + | ||||
10.4.4 | + | ||||
10.5.Режим работы | |||||
10.5.1 | + | ||||
10.5.2 | + | ||||
10.5.3 | + | ||||
Количество показателей в каждом классе | |||||
Общая оценка | + |
11. Итоговая оценка условий труда – 3.2 (см. табл. 1.5.8).
Таблица 1.5.8
Общая гигиеническая оценка условий труда в кабине грузового автомобиля
Фактор | Класс условий труда | ||||||||
Оптималь- ный | Допусти- мый | Вредный | Опас- ный | ||||||
3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | ||||||
Химический | + | ||||||||
Биологический | + | ||||||||
АПДФ | + | ||||||||
Шум | + | ||||||||
Ультразвук | + | ||||||||
Инфразвук | + | ||||||||
Вибрация общ. | + | ||||||||
Вибрация лок. | + | ||||||||
Неиониз.излуч. | + | ||||||||
Иониз. излуч. | + | ||||||||
Микроклимат | + | ||||||||
Освещение | + | ||||||||
Тяжесть труда | + | ||||||||
Напряженность труда | + | ||||||||
Общая оценка условий труда | + | ||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 5