Программа выпускного государственного экзамена для студентов бакалавриата направления «Педагогика»




Вопросы к выпускному государственному экзамену для студентов бакалавриата направления «Педагогика»

(часть Социальная педагогика)

1. Социальная педагогика как наука, объект, предмет, проблемное поле социальной педагогики.

2. Социальная педагогика как область практической деятельности, объект, предмет, субъекты социально-педагогической деятельности.

3. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России.

4. Понятие социализации, подходы к ее определению, роль адаптации и автономизации в социальном становлении человека.

5. Идеи социализации в работах отечественных педагогов начала ХХ века.

6. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике второй половины ХХ века.

7. Факторы и механизмы социализации, их роль и значение в социальном становлении личности.

8. Социально-педагогическое сопровождение как целевая функция социально-педагогической деятельности.

9. Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.

10. Проблема девиаций в социальной педагогике: типы девиаций, концепции девиаций, причины девиантного поведения подростков.

11. Алкоголизм, как форма проявления девиантного поведения подростков, профилактика алкоголизма в школе.

12. Наркомания как форма проявления девиантного поведения, социально-педагогическая реабилитация подростков склонных к употреблению ПАВ.

13. Подростковая преступность как форма проявления делинквентного поведения, коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями.

14. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

15. Социально-правовая защита детей в Российской федерации.

16. Технологии консультирования в деятельности социального педагога.

17. Социальная политика в Российской федерации: ее сущность, цели и принципы.

18. Социальная работа как особый вид деятельности, объект, предмет, содержание и средства социальной работы.

19. Нормативно-правовые основы социальной работы.

20. Управление социальной работой: понятие, виды и функции социального управления.

21. Система управления социальной работой в Российской Федерации.

22. Администрирование в социальной сфере.

23. Технологии социального проектирования в социально-педагогической деятельности.

24. Социально-педагогическая технология: понятие и сущность, виды социально-педагогических технологий.

25. Социальная служба школы, профессиональный статус социального педагога в школе.


Программа выпускного государственного экзамена для студентов бакалавриата направления «Педагогика»

(часть Социальная педагогика)

1. Социальная педагогика как наука, объект, предмет, проблемное поле социальной педагогики.

Характеристика социальной педагогики как научно-познавательной деятельности людей и институтов социума, государства и общества. Объектно-предметная область науки социальной педагогики. Цель данной научной дисциплины. Функции социальной педагогики как науки. Задачи научной дисциплины “Социальная педагогика”. Связи и направления взаимодействия социальной педагогики с другими науками и научными дисциплинами гуманитарного и социально-экономического профиля. Проблемное поле социальной педагогики, как перечень направлений научных исследований, организованный в соответствии со структурой социальной педагогики как науки

2. Социальная педагогика как область практической деятельности, объект, предмет, субъекты социально-педагогической деятельности.

Социальная педагогика как научно-преобразовательная деятельность людей, институтов социума, ее объект и предмет. Цель практической социально-педагогической деятельности, ее задачи. Основные стратегии и, соответствующие им, роли социальной педагогики как практической деятельности, обеспечивающих достижение ее целей и решение задач. Уровни и пространственные поля профессионально-практического воздействия социальной педагогики. Субъекты профессиональной и непрофессиональной социально-педагогической деятельности.

3. Исторические предпосылки становления социальной педагогики в России.

Милосердие и благотворительность как исторические предпосылки становления социальной педагогики. Этапы развития милосердия и благотворительности в России: дохристианские традиции, этап развития частной благотворительности русских князей и православной церкви, становление системы государственного призрения, общественная благотворительность в России на рубеже 19 и 20 века.

4. Понятие социализации, подходы к ее определению, роль адаптации и автономизации в социальном становлении человека.

История возникновения и развития понятия социализация, подходы к обоснованию сущности данного понятия, характеристика социализации с позиций субъект-субъектного подхода, роль адаптации и автономизации в социальном становлении человека..

5. Идеи социализации в работах отечественных педагогов начала ХХ века.

Идеи социализации в творчестве педагогов – гуманистов начала ХХ века П.Ф. Каптерева, С.И. Гессена, К.Н. Вентцеля. Классово-пролетарская концепция социализации. Идеи социального становления ребенка в работах педологов (Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд). Технократический подход к социализации А.К. Гастева.

6. Осмысление проблем социализации в отечественной педагогике второй половины ХХ века.

Идеи социализации подрастающего поколения в работах В.А. Сухомлинского. Становление концептуальных основ современной социальной педагогики в 80 – 90 е гг. ХХ века: педагогика среды В.В. Бочкаревой, работы И.С. Кона, теория педагогической поддержки О.С. Газмана.

7. Факторы и механизмы социализации, их роль и значение в социальном становлении личности.

Факторы социализации в классификации А.В. Мудрика: краткая характеристика мега-, макро-, мезо- и микрофакторов социализации. Психологические механизмы социализации. Социально-педагогические механизмы социализации. Их роль в социальном становлении человека.

8. Социально-педагогическое сопровождение как целевая функция социально-педагогической деятельности.

Понятие, цели, функции сопровождения. Этапы сопровождения. Принципы социально-педагогического сопровождения.

9. Сущность понятий «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике.

Понятие «норма» и его историческая динамика. Поле нормативности социальной жизни. Виды норм и их влияние на социализацию личности. Отклонение от нормы: типология отклонений, причины и последствия отклонений от норм. Норма, паталогия и субнормальность в социально-психологическом развитии ребенка.

10. Проблема девиаций в социальной педагогике: типы девиаций, концепции девиаций, причины девиантного поведения подростков.

Понятие «девиантное поведение». Концепции девиаций: биологические, психологические, социологические, социо-культурные. Современные подходы к объяснению причин девиантного поведения. Типы девиантного поведения, их краткая характеристика.

11. Алкоголизм, как форма проявления девиантного поведения подростков, профилактика алкоголизма в школе.

Алкоголизм и пьянство как социальная проблема. Типы алкогольного опьянения. Социальные последствия алкоголизации населения. Особенности алкоголизации несовершеннолетних, влияние алкоголя на организм подростков. Классификация мотивов употребления алкоголя несовершеннолетними. Работа социального педагога по профилактике подросткового алкоголизма. Направления профилактики употребления алкоголя несовершеннолетними.

12. Наркомания как форма проявления девиантного поведения, социально-педагогическая реабилитация подростков склонных к употреблению ПАВ.

Наркомания как вид аддиктивного поведения. Причины и последствия употребления психоактивных веществ. Стадии формирования наркотической зависимости. Социально-педагогическая реабилитация подростков, склонных к употреблению ПАВ: сущность, содержание, принципы социально-педагогической реабилитации, условия эффективности реабилитации подростков, склонных к употреблению ПАВ.

13. Подростковая преступность как форма проявления делинквентного поведения, коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Нарушение норм права как форма отклоняющегося поведения. Условия формирования делинквентного поведения личности. Типология правонарушений, особенности правонарушений, совершаемых подростками. Противоправная мотивация несовершеннолетних правонарушителей. Нормативно-правовые основы работы с несовершеннолетними правонарушителями. Сущность и содержание коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей.

14. Семья как объект социально-педагогической деятельности.

Понятие семьи в современном нормативно-правовом и социальном пространстве. Типология семей. Функции семьи, их нарушения как причина семейного неблагополучия. Типы семейного неблагополучия, их влияние на социализацию ребенка. Социально-педагогические технологии работы с неблагополучной семьей.

15. Социально-правовая защита детей в Российской федерации.

Международные основы формирования правовых норм в отношении несовершеннолетних. Права детей, зафиксированные в Семейном Кодексе РФ. Деятельность социального педагога по защите прав ребенка.

16. Технологии консультирования в деятельности социального педагога.

Понятие и специфика социально-педагогического консультирования. Виды и формы консультирования, применяемые социальным педагогом. Структура процесса социально-педагогического консультирования.

17. Социальная политика в Российской федерации: ее сущность, цели и принципы.

Нормативно-правовые основы социальной политики в РФ. Сущность и содержание социальной политики. Современные цели и приоритеты социальной политики РФ. Принципы социальной политики РФ.

18. Социальная работа как особый вид деятельности, объект, предмет, содержание и средства социальной работы.

Актуальность проблем социальной работы на современном этапе. Социальная работа как вид профессиональной деятельности. Объектно-предметная область современной социальной работы. Этические принципы социального работника. Характеристика непрофессионального уровня социальной работы.

19. Нормативно-правовые основы социальной работы.

Международные документы в области социальной работы. Декларация прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка. Социальная политика РФ. Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу в РФ. Семейный кодекс РФ. Законодательство РФ о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

20. Управление социальной работой: понятие, виды и функции социального управления.

Понятие социального управления. Виды и функции управления. Теории управления, применяемые в социальной сфере.

21. Система управления социальной работой в Российской Федерации.

Федеральный, региональный и муниципальный уровни управления социальной работой. Виды организационных структур социальной службы.

22. Администрирование в социальной сфере.

Понятие администрирования, методы и формы администрирования. Специфика администрирования в организациях социальной сферы.

23. Технологии социального проектирования в социально-педагогической деятельности.

Проектирование в деятельности социального педагога. Понятие проекта. Характеристика основных этапов проектирования. Управление проектами.

24. Социально-педагогическая технология: понятие и сущность, виды социально-педагогических технологий.

Характеристика различных подходов к понятию технологии: педагогического, социального, социально-педагогического. Типология социально-педагогических технологий. Примеры применения различных технологий в деятельности школьного социального педагога.

25. Социальная служба школы, профессиональный статус социального педагога в школе.

Социальная служба в образовательном учреждении: сущность деятельности, направления работы, функции. Анализ должностных инструкций социального педагога школы. Профессиональные требования к современному социальному педагогу.

Литература для подготовки:

 

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. С-Пб, 2004.

2. Змановская Е.В. Девиантология: учебное пособие. М., 2005.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика М., 1999.

4. Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Учебно-методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007.

5. Современные концепции воспитания. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000.

6. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М., 2003.

7. Технология социальной работы / Под. Ред. И.Г. Зайнышева. – М., 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: