Художественная культура.




Структура культуры

 

Можно ли говорить о строении, структуре культуры? В наличии закона внутреннего строения культуры сомневаться не приходится: строение культуры отражает строение деятельности. Внутреннее строение такой сложной системы, как культура, многомерно: тут пересекаются разные плоскости дифференциации форм её существования. Можно выделить в культуре, во-первых, две грани – технико-технологическую и предметно-продуктивную; во-вторых, как минимум, три слоя – материальный, духовный и художественный; в-третьих, путём морфологического анализа деятельности обнаружить сложное внутреннее строение слоёв и граней культуры.

 

Широко распространено разделение культуры на материальную и духовную. Но не следует огрублённо понимать такое деление, то есть абсолютизировать противоположность материальной и духовной культур и представлять дело таким образом, будто первая есть только материальное, а вторая – только духовное. Ведь даже самый примитивный физический труд опосредован сознательной целью и опережающим каждое действие идеальным его моделированием. В этом смысле Маркс характеризовал промышленность как чувственно представшую перед нами человеческую психологию. Но ведь и любой познавательный или идеологический акт закрепляется в некоей системе знаков, то есть приобретает материальную оболочку: на «духе» с самого начала лежит проклятие – быть «отягощённым» материей звуковой речи. Таким образом, соотношение материального и духовного слоёв культуры характеризуется диалектикой связи и различий: оба они принадлежат к культуре и находятся в постоянном и многостороннем взаимодействии, различаясь, в то же время, законами бытия и развития. При определении места, занимаемого художественной культурой, иногда возникает вопрос, являются ли художественная и эстетическая культуры разными социальными явлениями или это разные обозначения одного и того же феномена. Можно, пожалуй, заключить, что художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности – художественного творчества, художественного восприятия, художественной критики и т.п. Эстетическая же культура не имеет самостоятельной локализации, так как носителями эстетических ценностей, кроме художественных явлений, служат также продукты и процессы всех конкретных форм деятельности как из области материальной, так и из области духовной культуры (например, красивыми могут быть машина, симфония, поступок, теория, любая работа, выполняемая мастером своего дела). Можно, следовательно, говорить об эстетическом потенциале культуры как одном из её параметров. Чтобы убедиться в том, что художественная культура есть относительно самостоятельный – третий – слой культуры, существующий наряду с материальным и духовным слоями, проанализируем соотношение материального и духовного в искусстве. Начнём с архитектуры, прикладного искусства, дизайна, которые воплощают известное равновесие материально-технической и духовно-эстетической сторон деятельности. Вряд ли нужно доказывать, что эти виды искусства нельзя включать ни в материальную культуру, ни в духовную, т.к. они принадлежат как бы одновременно и той, и другой. Что касается классических, «чистых» видов искусства (танец, музыка, живопись, скульптура, сценическое искусство), то и тут материальная сторона не является обычным для духовного производства способом материального закрепления выражаемых понятий и идей. Особое значение материальной стороны обусловлено здесь тем, что, в отличие от проектирующей деятельности инженера, творчество художника не безразлично к тому, какое конкретное материальное воплощение получит создаваемый им идеальный образ. В искусстве происходит реальное конструирование таких материальных объектов – пластических, звуковых, мимико-жестикуляционных. – которые должны адекватно воплощать вкладываемую в них поэтическую информацию. Здесь происходит удивительный процесс слияния материальной формы и духовного содержания, которое не может быть перекодировано, переложено в другую форму без той или иной степени искажения. Материальная сторона играет в искусстве не только отрицательную (ограничивающую духовность), но и положительную роль, т.к. именно в ней, с ней, через неё возникает художественная выразительность и эстетическая ценность образа. Наконец, даже словесное искусство, как бы ни казалось полностью дематериализованным и тем самым сходным с научно-философско-публицистическими формами духовной деятельности, всё же принципиально отлично от них в рассматриваемом нами отношении. Печать чувственности, материальности лежит и на словесном искусстве, которое потому-то и обращается не к мысли читателя (к которой апеллирует учёный), а к его воображению, к его способности представить воссоздаваемый художником материальный мир. Литературное произведение является звуковой конструкцией, подобной музыкальной и тоже требующей озвучивания (особенно поэзия).

Таким образом, материальность играет во всех видах искусства принципиально иную роль, чем в духовной деятельности. Здесь – в области художественной деятельности – речь идёт об особой – целостной – структуре, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, не известная формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый, самостоятельный и центральный, слой культуры, который вплотную подходит с одной стороны к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой – к слою культуры духовной (близость литературы к науке и идеологии).

 

Материальная культура.

 

Общим фундаментом культуры является материальная культура. Как и оба других её слоя, материальная культура имеет две грани (стороны, аспекта) – предметно-продуктивную и технико-технологическую. Различие двух сторон культуры обусловлено различием цели деятельности и её средств. Хотя созданный продукт (инструмент, научный трактат, симфония и т. п.) сам выступает в качестве средства, технологического элемента другого отрезка деятельности, он является целью по отношению к той деятельности, которая его создавала, используя в качестве средств другие продукты. Таким образом, различие этих двух сторон культуры относительно.

Материальная культура, рассмотренная с предметно-продуктивной стороны, есть система компонентов, необходимых и достаточных для её нормального функционирования. Поэтому в ней выделяют две области, образуемые результатами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности. Каждая из этих двух областей имеет внутреннее членение. К практически-преобразовательной материальной культуре относятся производственно-техническая культура (вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, а также технические сооружения, оснащающие материальное производство) и культура воспроизводства человеческого рода (воспроизводство человека не является чисто биологической активностью, аналогичной размножению животных; оно есть двуплановая, биосоциальная деятельность, т. е. одновременно и природный, и культурный феномен. Даже физический акт полового общения опосредуется у человека психологически, нравственно и социально-организационно. Тем более это относится к процессу выращивания новых поколений людей). Выделение двух областей материальной культуры: производственно-технической и воспроизводства человеческого рода – обусловлено строением самого фундамента человеческой жизни. Однако производство и воспроизводство материальной жизни нуждается ещё в двояком материальном обеспечении: с одной стороны, в оптимальных физических качествах человека, необходимых и для успешного воспроизводства рода, и для эффективного осуществления трудовых действий; с другой – поскольку вся материальная практика человека имеет социальный характер – в социально-организационном обеспечении. Так выделяются ещё две области материальной культуры – физическая культура и культура социально-организационная. Физическая культура включает в себя спорт и медицинскую практику, цель которых не только исправление «брака» самой природы и травм, но и усовершенствование, культивирование данных человеку природой анатомо-физиологических качеств. Под культурой социально-организационной понимается всё многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное материальное «тело» общественной жизни (социально-организационная практика, упраздняющая устаревшие общественные институты и устанавливающая новые, более эффективные).

Таковы четыре подразделения предметно-продуктивного слоя материальной культуры (производственно-техническая культура, культура воспроизводства человеческого рода, физическая культура и культура социально-организационная), которые характеризуют её состав, так как охватывают все возможные и необходимые направления практического преобразования человеком бытия природного и социального. И на каждом из этих направлений деятельности вырастают своеобразные формы материального общения людей, поскольку вне общения никакая деятельность немыслима. Материальная же коллективная деятельность требует не только духовного, но и материального общения её участников.

Первой формой этого материального общения как особого раздела культуры является связь людей в процессе производства. Вторая форма общения складывается в ходе социально-политической практики. Третьим проявлением культурогенных сил материального общения людей нужно считать их отношения в процессе воспроизводства человеческого рода. Хотя эти отношения выходят за рамки физиологических в той именно мере, в какой они являются человеческими, социально преображёнными, их нельзя тем не менее рассматривать как чисто духовные отношения. Общение мужа и жены, родителей и детей развёртывается и на духовном, и на материальном уровнях. Семья как социальный институт является основным материальным воплощением общения людей в сфере воспроизводства человеческого рода. Четвёртая форма общения людей складывается в сфере физической культуры. Отчасти они подобны общению людей в процессе производства (например, отношение врача и пациента или отношение тренера и спортсмена). Однако тут возникают различные глубоко своеобразные формы общения, складывающиеся тогда, когда физическое совершенствование человека принимает форму игры.

 

Структура материальной культуры (предметно-продуктивная сторона)

 

Четыре элемента производства и воспроизводства материальной жизни
  1 Производственно-техническая культура (станки, одежда) Соответствующая культура общения     4 Физическая культура: спорт, практическая медицина (оптимизация физических качеств человека) Соответствующая культура общения
  2 Культура воспроизводства человеческого рода (половой акт, выращивание людей)
 
 


Соответствующая культура

общения

  3 Социально-организационная культура (учреждения и практические действия)   Соответствующая культура общения

 

Духовная культура.

 

Духовная культура образуется совокупными усилиями таких видов деятельности, как преобразование, познание, оценка и общение, и имеет поэтому четырёхчленную структуру.

Первый из четырёх разделов духовной культуры – проективная культура – порождается созидательной активностью человеческого воображения. Проективный вид деятельности имеет величайшую культурную ценность, поскольку, как правило, предшествует материальной, предметной практике, предлагая ей специально разработанные модели её будущих созданий. Со временем эта сторона духовной деятельности превратилась в специализированную отрасль духовного производства. Так выделилась профессия инженера-проектировщика; всё более распространённой в истории культуры становилась деятельность политиков, юристов, социологов, разрабатывавших проекты новых социальных институтов, новых форм устройства общества. Объектом такого проектирования становился и сам человек – его новые и более совершенные формы проектируют, с одной стороны, врачи, а с другой стороны, педагоги. Наконец, в собственной жизни каждый человек проектирует самого себя в будущем – как свой идеал, как модель своего потребного будущего.

Практически-духовная, проективная деятельность имеет, таким образом, четырёхслойное внутреннее строение, определяемое характером проектируемых предметов.

Структура второй области духовной культуры – культуры познания – охватывает плоды познавательной деятельности. Она выступает в виде совокупности знаний о тех же четырёх объектах: о природе, об обществе, о человеке и о внутреннем «я» познающего субъекта. Результаты познания первых трёх объектов существуют и на научном и на донаучном уровнях. Самопознание же чаще всего выступает не в форме науки, а в виде нефиксированного или фиксированного в дневниках, письмах, исповедях самонаблюдения-самоанализа.

Строение третьего раздела духовной культуры – культуры оценки – связано с ценностно-ориентационной, идеологической деятельностью.

Центральным объектом ценностного осмысления является человек. Для ценностного сознания наибольший интерес в человеке представляет его социально-духовная сторона, поскольку она зачастую представляется более важной и более поддающейся целенаправленному воздействию, чем физическая. Поэтому ценностно-ориентационная деятельность выражается прежде всего в плоскости нравственной, где устанавливаются нормы человеческого поведения и оценка внутреннего мира человека.

Поскольку человек живёт в социальном пространстве, постольку ценностное сознание оказывается призванным определить, каким должно быть само общество – его государственный строй и юридические установления. Соответственно вычленяются политическая и правовая плоскости ценностной ориентации.

В связи с тем, что физический облик, внутренний мир и поведение человека, а также природа, в которой развёртывается его бытие и частью которого он является, могут быть сопряжены с человеческими идеалами и измерены их мерой, постольку выявилась ещё одна плоскость ценностных ориентаций – эстетическая. В ходе исторического развития культуры обнаружилось, что в этой же плоскости может определяться также ценность различных социальных институтов. Так эстетическое оценивание обнаружило свою всеобщность.

Существует и ещё одна плоскость ценностных ориентаций – религиозная, которая по своему охвату сопоставима с эстетической. Религия также имеет в центре внимания человека, а затем уже распространяет свой интерес на природу и общество. Особенность религиозной точки зрения на человека, природу, общество заключается в том, что она соотносит их со сверхъестественным, запредельным, находящимся вне нашего мира – богом, представляющим собой духовную компенсацию вожделенного и отсутствующего. Поэтому религиозная плоскость ценностной ориентации в истории была тем весомее, чем слабее оказывался человек перед лицом природы, общественных сил, другим человеком. В религиозных ценностях обнаружилось отчуждение человека от реального мира.

Четыре плоскости оценки человека и его окружения как особенность духовной культуры существуют во взаимном проникновении, хотя самому человеку или обществу может казаться реальностью их изолированное существование или подчинение всех какой-либо одной. Главная особенность идеологической сферы заключается в том, что в ней наиболее непосредственно и остро запечатлены противоречия в социальной жизни. К этой сфере культуры прежде всего относятся слова о том, что в антагонистическом обществе каждая национальная культура включает две культуры. Если труд, познание, общение обладают общечеловеческой ценностью, так как каждый из этих видов деятельности способствует совершенствованию человека и общества, росту их сил и свободы, то идеологические представления и учения могут быть и прогрессивными и реакционными, и демократическими и антинародными, и гуманистическими и антинародными. На этой основе возникает парадоксальная ситуация: в ряде случаев ценностный элемент культуры оказывается культуроразрушающим (вспомним хотя бы нацистскую идеологию, советскую псевдосоциалистическую идеологию и их влияние на культуру, маоистскую идеологию и «культурную революцию» в Китае).

Наконец, четвёртой областью духовной культуры является духовное общение людей в самых разнообразных формах в зависимости от особенностей предмета общения.

Душевный контакт партнёров есть высокая культурная ценность, а некоммуникабельность, напротив, - явление патологическое с точки зрения нормального функционирования культуры. Социальное значение общения столь велико, что разрушение его возможностей становится одной из глубочайших трагедий человеческой жизни и тяжкой общественной карой (обычай изгнания из племени, остракизм, одиночное заключение и т. п.).

История культуры показывает, как воспитание в массе людей качества общительности в той или иной конкретной его модификации, равно как и воспитание эгоистической замкнутости, индивидуалистического эгоцентризма в очень значительной мере зависит от общественных отношений, от господствующих в данной социальной среде ценностных ориентаций (вспомним красоту общения в цивилизованных социальных группах, умение интересно и весело проводить время с знакомыми и малознакомыми людьми и распространённый в части нашего общества стимул общительности, без которого не обходится ни праздник, ни встреча приятелей). Сплочённость, солидарность, готовность к взаимной выручке, а если надо – к самопожертвованию, характерны для периодов восхождения каждой общественной формации, а самоизоляция личности, связанная с затуханием социальной ответственности, анемия общительности – это социально-психологический феномен, характерный для периода распада общества.

 

Структура предметно-продуктивной стороны

проективной культуры

 

Область действительности Результат
Проектирование материального производства Конструкция сооружения
Проектирование общественного устройства (политические, правовые, социологические проекты общественных институтов) Программа политической партии, принятие закона и т. п.
Проектирование человека педагогами и медиками, родительские планы воспитания ребёнка План воспитательной работы учителя, программа оздоровления населения
Самопроектирование человека Намерение сбросить лишний вес

 

 

Структура предметно-продуктивной стороны культуры познания

 

Знание о природе (обыденное, донаучное, научное)
Знание об обществе (обыденное, донаучное, научное)
Знание о человеке (обыденное, донаучное, научное)
Самопознание (нефиксированное или фиксированное в дневниках, письмах, исповедях)

 

 

Структура предметно-продуктивной стороны

ценностно-ориентационной культуры (культуры оценки)

 

 

Групповая (классовая, национальная, конфессиональная и др.) оценка Оценка человека, его поведения, оценка социальных групп и отдельных обществ, наконец, всего человечества в его отношении к природе в соответствии с понятиями о добре и зле (нравственная оценка) Общечеловеческая
Оценка общества, социальных групп, личности в соответствии с представлениями о справедливом устройстве общества (политическая и правовая оценки)
Оценка индивида, его физического облика, внутреннего мира, его поведения; оценка взаимоотношения людей; оценка природы в соответствии с понятиями о прекрасном и безобразном (эстетическая оценка)
Оценка человека, общества, природы в сравнении с потусторонним идеалом (богом) – религиозная оценка

Художественная культура.

 

Художественная культура представляет собой систему, состоящую из таких сфер, как а\ художественное производство, б\ художественные ценности, в\ художественное потребление и г\ художественная критика. В этой системе, то есть в художественной культуре человеческая деятельность запечатлевается всеми своими видами, которые не только сливаются в самом искусстве, но входят во все остальные сферы. Так, 1) преобразовательная деятельность существует в художественной культуре в форме художественного производства; 2) коммуникативная деятельность входит в художественную культуру в виде потребления произведений искусства публикой, поскольку восприятие искусства есть своего рода общение публики с художником и общение внутри самой публики, опосредованное данным художественным произведением; 3) ценностно-ориентационная деятельность, входя в состав художественной культуры, специализируется на оценках произведений искусства, а кроме того и вместе с этим – на оценке различных творческих методов, стилей, направлений художественного развития. Так образуется третье звено художественной культуры – художественная критика; 4) познавательная деятельность проявляет свой интерес к искусству, делая его предметом специального изучения целой группы наук: литературоведения, музыковедения, театроведения и т. д. Комплекс искусствоведческих наук составляет четвёртую сферу художественной культуры (хотя они как науки относятся и к духовной культуре).

В искусстве как центральном звене художественной культуры сфокусированы все четыре вида деятельности: оно выступает как предмет производства, отношения потребления, критического оценивания и научного познания.

 

Структура художественной культуры

(предметно-продуктивная сторона)

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!