Кафедра информатики и информационных таможенных технологий




 

Реферат

по дисциплине «Информатика»

на тему: «Картина мира и информация»

 

Выполнил студент

Учебной группы Тс02/1501

Ефимова Яна

Подпись ____________________

 

Проверил

 

 


Подпись ____________________

«» 2016г.

Владивосток

Содержание

1. Введение стр. 3

2. Понятие информации стр. 4

3. Теория информации стр. 6

4. Информационная картина мира и ее отличия стр. 8

5. Заключение стр. 10

6. Список использованных источников стр. 11

 

Введение

Каждый человек в своей жизни постепенно приходит к необходимости осознания мира вокруг себя. Первые движения начинаются еще в детстве, когда маленький ребенок интересуется, почему что-либо называется или представляется именно так, а никак не по-другому. С постепенным развитием мысли и человека, его интерес охватывает все более и более глобальные масштабы, вследствие чего, собственно, человек и составляет свою собственную либо же нейтральную картину мира. Так существует много интерпретаций и версий объяснения каких-либо конкретных явлений, событий, фактов, но, тем не менее, всех их объединяет одна вещь, - информация. Ведь все это есть информация. Информация в разных объемах, разных видах. Так информация о картине мира древних людей содержалась в виде наскальных символов, рисунков, наша же информация сегодня тоже включает в себя определенные рисунки, символы, а так же разные языки, разные алфавиты, будь то русский язык или язык кодирования информации.

Но, допустим, что с информацией все более или мене понятно, а вот какое место она занимает в картине мира? Всем известно, что существуют разные картины мира в зависимости от направления исследования. Так какова же роль информации в нашей жизни и во вселенной? Поиск ответа на этот вопрос и будет являться целью моей работы.


 

Понятие информации

Как и большинство научных выражений, слово «информация» происходит от латинского слова “informatio”. Если мы переведем данное слово, то получим: сведение, разъяснение, ознакомление. Безусловно, понятие «информация» является базовым в такой науке как информатика, и истолковать его иным путем довольно-таки непросто.

Выше определенное понятие «информация» также используется и в других науках, правда там оно уже носит другой оттенок. Так в биологии, информация, а именно, наследственные данные об организме, записываются в ДНК. Они передаются по наследству и хранятся во всех клетках организма. С точки зрения философии, информация – это познание, отражение и взаимодействие. В философии же, информация – это некие сведения, независимо от формы представления, воспринимаемы либо человеком, либо устройством как отражение фактов материального мира в процессе связи. Со стороны кибернетики – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линиям коммуникации.

Говоря о методах определения информации, можно выделить следующие подходы:

· Традиционный (обыденный) используется в информатике: Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

 

· Вероятностный используется в теории об информации: Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Для человека же, информация – это некоторые знания, которые он воспринимает по средствам органов чувств из разнообразных источников.

Не стоит, конечно, забывать, что информация, как и любое явление обладает своими собственными, отличительными свойства, а именно:

ü Объективность

ü Достоверность

ü Полнота

ü Актуальность

ü Полезность

ü Ясность

Кроме данных шести свойства можно добавить еще три: атрибутивные свойства, динамические и практические.

Информация, может храниться в трех видах: в устной форме, в виде жестов или определенных сигналов и в знаковой письменной форме.

 


 

Теория информации

 

Что такое теория информации, кто ее придумал и как она работает?

Теория информации – раздел математики, исследующий процессы хранения, преобразования и передачи информации. В его основе лежит определенный способ измерения количества информации. Возникшая из задач теории связи, теория информации иногда рассматривается как математическая теория систем передачи информации. Опираясь на основополагающую работу К.Шеннона (1948), теория информации устанавливает основные границы возможностей систем передачи информации, задает исходные принципы их разработки и практического воплощения.

Разберемся с теорией информации с точки зрения Шеннона.

В 1948 американский ученый Клод Шеннон опубликовал свою научную работу «Математическая теория связи». В ней он выделил основные границы и принципы хранения и передачи информации, что объясняется схемой: Источник информации ® Кодер источника ® Кодер канала® Модулятор ® Среда распространения/хранения информации, и соответственно схема в обратном направлении: Среда распространения/хранения информации ® Демодулятор ® Декодер канала ® Декодер источника ® Получатель информации. В представленной схеме Шеннона источников информации может служить любой объект вселенной, который способен создать сообщение, перемещаемое в пространстве и времени.

Вне зависимости от начального физического состояния информации, все передаваемые сообщения трансформируются в форму электрических сигналов, рассматриваемых как выход источника. Кодер источника информации сжимает ее до более удобного размера, а следующий за ним кодер канала защищает сообщения от воздействия помех и шумов. Модулятор преобразует полученную информацию в соответствующую среде распространения и хранения информации. А сам канал связи уже добавляет побочные шумы, затрудняющие прочтение информации. По средствам расположенных блоков, информация на пути к получателю преобразуется в сообщения удобные для его восприятия. Таким образом, сложность передачи информации вовсе не заключается осмысленности сообщения.

Информацию можно воспринять не только как свойство объекта, но и как результат их взаимодействия. Ряд ученых, глубоко изучая явление «информации» пришли к нестандартному выводу: Информацию можно назвать третьей субстанцией материального мира (как энергия и материя). Но, увы, пока что еще не сформулированы фундаментальные законы сохранения либо перехода информации в состояние материи или энергии. Не смотря на это, ученые сходятся во мнении, что информация существует всегда, а вот проявляется лишь при взаимодействии.


 

Информационная картина мира и ее отличия

 

Можно заметить, что к концу ХХ века сложилась информационная картина мира, рассматривающая мир под совершенно другим углом зрения – информационным. Данную систему можно рассмотреть с двух сторон: во-первых, это специальное научное знание, а во-вторых, информационная картина мира формируется не только по средствам научных методов, но и впитывая в себя знания и культуру, находящиеся за пределами научных рамок. Таким образом, информационную картину мира воспринимают как «хранилище» мировых знаний, сообщений, которые дают возможность человеку трезво воспринимать окружающую реальность.

Если мы говорим о информационной картине мира, то окружающая действительность предстает перед нами в виде самого процесса передачи информационных сообщений. Перед данной научной картиной мира встают следующие задачи:

Ø Обеспечение синтеза всей информации

Ø Систематизация информации

Ø Распространение информации на весь мир в целом по средствам информационного взаимодействия

Любой индивид воспринимает информационное сообщение, затем переосмысляет ее и создает в своем сознании свою собственную картину мира. Для лучшей навигации в данном информационном пространстве, он запечатляет в собственной памяти данный отрезок сообщение (т.е. сохраняет информацию), а во время принятия какого-либо решения он обрабатывает имеющуюся информацию.

Разобравшись в небольшой схеме, я пришла к выводу, что на сегодняшний день информационные связи и инструменты занимают в нашей жизни настолько высокую позицию, что это радикально меняет нашу жизнь, наше мировоззрение, наши потребности и цели. Например, для реализации информационного процесса необходима информационная система, в которой протекает процесс ® Для работы информационной системы требуется использование соответствующих ресурсов, в том числе информационных ресурсов ® Использование информационных ресурсов требует информационных технологий.

И это доказывает, что в настоящее время, для свободной ориентации и жизнедеятельности, человеку просто необходимо владение информацией, использование ее ресурсов и инструментов.

Особенно важно подметить, что информационная картина мира, являясь научной, жива и активна. Как и любой другой научный проект, она подвергается изменениям и этапам «взросления», проходит через череду революционных изменений. Это мы можем заметить прямо сейчас: за последние года, ведущим источником информации стал интернет – хранилище знаний мира, «всемирная паутина». Данное явление приводит нас уже не к просто информационной, а сетевой информационной картине мира. Шаги этого продвижения настолько масштабны, что его можно обозначить как социокультурное явление.

Как и любая система, настоящая картина мира состоит из своих блоков:

· Источник информации

· Получатель информации

· Сетевые информационные технологии

Каналом же связи в данной ситуации будет выступать интернет. Стоит отметить, что феноменальным явлением для информационной картины мира служит ее такое свойство как интерактивность (т.е. взаимодействие). А ее все взаимодействие появляется благодаря такой характеристике интернета как гиперизмерение (отсутствие пределов пространства и времени).

Таким образом, всеохватывающие поле информации сегодня открыло для нас новые многосторонние возможности связи.

 

 


 

Заключение

 

Информация всегда имела огромное значение в жизни человека. Заглядывая на страницы истории, мы видим своеобразную интерпретацию мира, разделение общества на, так скажем условно, посвященных и непосвященных. А истоками всего этого являлась информация, степень владения ею. Имея желание быть членом общества, безусловно, нужно обладать каким-то определенным базовым набором информации, а при стремлении занять более высокую ступень в иерархии общества, несомненно, объемы имеющейся информации должны быть не только больше, но их применение должно быть уже совсем другим.

Находясь сегодня в веке информации, невозможно недооценивать влияние информационной среды на человека. Множество факторов заставляют человека думать, видеть и слышать совсем иначе. Одно только значение и смысл «информации» уже заставляет человека изменить взгляд на действительность. Даже сейчас я, проработав и постаравшись разобраться в данном вопросе, изменила свои убеждения, подвергла многие постулаты сомнениям.

Является ли информация третьей субстанцией материального мира, или же ее нет, до момента востребованности, - вопрос сложный. Но, несмотря на это, любая теория имеет право на существование, а любое убеждение – сомнению. Так и вопрос о месте информации в картине мира требует более долгого и глубокого исследования.


 

Список использованных источников

 

1. Теория информации. Работа Клода Шеннона/[электронный ресурс]: свободная энциклопедия//режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 29.03.2016)

2. Басшаева. О. Г. Особенности информационной картины мира /[электронный ресурс]: материал VII международной ведеко-практической конференции//режим доступа https://www.rusnauka.com/17_AND_2011/Philosophia/2_89469.doc.htm (дата обращения 29.03.2016)

3. Понятие информатики/[электронный ресурс]: сайт учителя информатики Подвинцевой О.В.//режим доступа https://informatika.sch880.ru/p17aa1.html (дата обращения 29.03.2016)

4. Роль и место информации в современной научной картине мира и основные подходы к феномену информации/[электронный ресурс]: учебник Е.А. Ракитина, В.Л. Пархоменко. Информатика и информационные системы в экономике. Часть 1, 2005//режим доступа https://textbook.news/tehnologii-ekonomike-informatsionnyie/rol-mesto-informatsii-sovremennoy.html (дата обращения 29.03.2016)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: