Государственное вмешательство в механизм спроса и предложения




Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

· налоги;

· дотации;

· фиксированные цены.

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

a) налог уплачивают продавцы;

b) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1(равновесный объем продаж - Q1 (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами.

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р- до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP-, а взнос покупателей - Р+ACP1.

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 1.2). Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога - продавцы или покупатели. Из рис. 1.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 1.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями.

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая - на продавцов (рис. 1.3, а). Из рис. 1.3, а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р+АСР1, а взнос продавцов - P1CBP-. На рис. 1.3, б иллюстрируется противоположное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая - на покупателей.

Рис. 1.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения.

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация - это отрицательный налог, или "налог наоборот". Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1 а равновесная цена - P1 (рис. 1.4).

 

Рис. 1.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации.

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V руб. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р-, цена, получаемая производителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

a) установление верхнего ("потолка") предела цен;

b) установление нижнего ("пола") предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая "социально низкая цена") - это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

 

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, "потолок" цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения "черного рынка".

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела ("пола") цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QE. В первом случае будет продано Q'q единиц блага, во втором - Q"s.

Рис. 1.5. Фиксированная цена.

 

Издержки производства и прибыль

Издержки – это затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме.

Издержки бывают внешними (явными, бухгалтерскими) и внутренними (неявными, вмененными). К внешним издержкам относится стоимость израсходованных ресурсов, оцененная в текущих ценах их приобретения.

Внутреннимииздержками являются:

1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

2) нормальная прибыль, которая приходится на такой ресурс, как предпринимательские способности.

Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Они равнысумме доходов, которую можно получить при наиболее выгодном из всех альтернативных способов использования ресурсов.

Совокупный доход (TR) – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

TR = P * Q,

где P – цена;

Q – проданное количество благ.

Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

Предельный доход (MR) – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции. Цена складывается объективно, поэтому каждая фирма выступает как ценополучатель.

В общем виде прибыль определяется как разность между совокупной выручкой (совокупным доходом) и совокупными издержками:

PF = TR – TC,

где TR – совокупная выручка;

TC – совокупные издержки;

PF – прибыль.

Бухгалтерская прибыль (APF) = Совокупная выручка – Внешние издержки.

Экономическая прибыль (EPF) =Бухгалтерская прибыль – Внутренние издержки.

Прибыль бухгалтерская будет больше прибыли экономической на величину неявных затрат.

Нормальная прибыль появляется, когда TR = TC, исчисленным как затраты упущенных возможностей для всех использованных ресурсов. Нормальная прибыль (NPF) определяется равенством бухгалтерской прибыли и неявных затрат. Фирма, которая получает нормальную прибыль, считается безубыточной.

Нормальная прибыль – минимальный доход, при котором предприниматель останется в данной сфере производства.

Нормальная прибыль рассматривается в двух аспектах:

1) прибыль на вложенный капитал. Она определяется объективными факторами (процентная ставка по депозитам);

2) цена предпринимательского таланта и риска. Определяется субъективными факторами (как оценивают себя предприниматели) и минимальным уровнем прибыли, который получают большинство предпринимателей в этой сфере бизнеса.

Если TR > TC, то фирма получает положительную экономическую прибыль (сверхприбыль). Наличие экономической прибыли означает, что на данном предприятии ресурсы используются более эффективно, чем где бы то ни было. Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования имеющихся ресурсов. Ее наличие или отсутствие является стимулом привлечения дополнительных ресурсов или перехода их в другие сферы использования. Деятельность экономически оправдана, если она приносит экономическую прибыль.

Каждая фирма заинтересована в максимизации прибыли. Этого можно достичь за счет:

1) увеличения выпуска продукции (если фирма обладает финансовой устойчивостью);

2) повышения цены (если фирма обладает монопольной властью;

3) снижения издержек.

Краткосрочный период – это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными.

К постоянным факторам относятся основные фонды, количество фирм, функционирующих в отрасли. В этом периоде фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей.

Долгосрочный период – это отрезок времени, в течение которого все факторы являются переменными. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность изменить общие размеры зданий, сооружений, количество оборудования, а отрасль – число функционирующих в ней фирм.

Все издержки фирмы делятся на две группы в зависимости от их реакции на изменение объема выпуска – постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Постоянные издержки (FC) – это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Т.к. с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки (AFC) представляют собой уменьшающуюся величину.

AFC = FC/ Q.

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Средние переменные издержки (AVC) равны:

AVC = VC/ Q.

Общие издержки (TC) – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы.

Общие издержки являются функцией от произведенной продукции:

TC = f (Q), TC = FC + VC.

Графически общие издержки получают путем суммирования кривых постоянных и переменных издержек (рис.2.3).

Рис.2.3. Кривая переменных, постоянных и общих издержек

Средние общие издержки равны: ATC = TC/Q или AFC +AVC = (FC + VC)/ Q.

Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC.

Предельные издержки (MC) – это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками обычно понимают издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.

MC = ΔTC = ΔVC
ΔQ ΔQ

Графики функций средних, средних переменных и предельных издержек представлены на рисунке 2.4.

С ростом объема производства AVC сначала уменьшаются, достигая минимума, а затем возрастают в силу закона убывающей отдачи.

Рис. 2.4. Функции средних и предельных издержек

Различные характеристики затрат связаны друг с другом, а значит и графики функций расположены в определенной зависимости относительно друг друга:

1) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних в точке, где средние издержки принимают наименьшее значение;

2) Если MC<AC, средние издержки убывают; а если MC>AC, то средние издержки растут;

3) Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек в точке, где средние переменные издержки принимают наименьшее значение;

4) Если MC<AVC, средние издержки убывают; а если MC>AVC, то средние переменные издержки растут.

Взаимосвязь между производственной функцией и функциями издержек (труд – единственный переменный ресурс):

AVC = VC/Q = wL/Q = w/APL

МС = ΔVC/ΔQ = wΔL/ΔQ = w/МPL,

где w – ставка заработной платы;

L – труд;

АРL – средний продукт труда;

МPL– предельный продукт труда.

Если предельный продукт труда уменьшается, то предельные издержки увеличиваются, и наоборот. Если средний продукт труда уменьшается, то средние переменные издержки увеличиваются, и наоборот. Таким образом, существует обратная зависимость между МР и МС, АР и АС.

 

Измерение результатов функционирования национальной экономики

Прежде чем анализировать методы, формы государственного регулирования рыночной экономики, следует рассмотреть основные показатели, характеризующие состояние национальной экономики.

Основным макроэкономическим показателем изучения производства и потребления национального продукта является валовой внутренний продукт (ВВП). (ВВП) – стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (обычно за год), факторами производства, находящихся в собственности граждан и иностранцев.

Номинальный ВВП – валовой внутренний продукт, подсчитанный в реальных (текущих) ценах определенного периода.

ВВПном. = ∑ Pti × Qti

где Pti - цена; Qti – количество i товара – произведенного в стране

На величину ВВП номинального большое воздействие оказывают инфляционные процесса: он повышается с ростом цен. Чтобы избавиться от инфляционных воздействий, вычисляется реальный ВВП (валовой внутренний продукт в постоянных ценах), т.е. в ценах базисного года.

Реальный ВВП можно получить, разделив номинальный на индекс цен (дефлятор). При индексе цен менее единицы корректировка ВВП в сторону увеличения называется инфлированием. При индексе цен более единицы корректировка в сторону снижения называется дефлированием. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятор. Он характеризует изменение общего уровня цен и показывает насколько возрос ВВП исключительно за счет роста цен.

Индексы цен

1. Индекс цен с постоянной структурой называют корзинами цен.

Индекс Лайспереса Ip =∑ Pti * Qoi / ∑ Poi * Qoi , где

Pti – цена i – товара в текущем периоде;

Qoi – объем потребления в данном периоде;

Poi - цена i -товара в базовом периоде.

2. Индекс потребительских цен (ИПЦ) – корзина цен потребления среднего домохозяйства и включает цены несколько сот продовольственных и непродовольственных товаров и платных услуг. Является измерителем инфляции для населения.

3. Индекс цен реализации готовой продукции – показывает изменение цен на продукцию предприятиями-изготовителями.

4. Индекс цен приобретения текущих ресурсов – отражает закупочные цены на сырье, энергию (кроме зарплаты).

Цены использования показателя ВВП:

- он является исходным показателем всей системы национальных счетов;

- динамика ВВП является показателем состояния конъюнктуры в стране: циклических колебаний экономической активности, глубины кризисов и т.п.;

- ВВП используется для анализа проблем денежного обращения и инфляции;

- ВВП является наиболее часто употребляемым критерием уровня развития страны и уровня жизни.

Методы подсчёта ВВП:

- по расходам на созданную в стране продукцию (метод конечного использования);

- по доходам, получаемым в результате производства продукции (распределительный метод);

- по добавленной стоимости (производственный метод).

Кроме того, ВВП «по доходам».

Необходимо включить:

- косвенные налоги, т.е. налоги минус субсидию;

- амортизационные отчисления.

 

1. ВВП – валовой внутренний продукт подчитывается в денежном выражении и показывает стоимость конечной продукции, произведённой на территории данной страны за определённый период времени (за год), независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны, либо принадлежат иностранцам.

ВВП = ВНП – Хп

Превышение ВВП над ВНП свидетельствует о значительной роли иностранной собственности в развитии экономики страны.

2. ЧНП (чистый национальный продукт), измеряется в стоимостном выражении, является наиболее точным показателем произведённых и приобретённых нацией товаров и услуг за определённый период времени.

ЧНП = ВВП – амортизационные отчисления

3. ВНД ( валовой национальный доход) – совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства за определённый период времени, он также учитывает внешнеэкономические связи.

ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов из-за заграницы, изменяет поток первичных доходов.

Сюда входят:

- заработная плата;

- рентные доходы;

- прибыль;

- процентные доходы.

НД = ЧНП – косвенные налоги

4.ЛД (личный доход) – весь доход, заработанный или полученный.

ЛД = НД – взнос на социальное страхование – налог на прибыль – нераспределённые прибыли корпораций + трансфертные платежи.

5. РД (располагаемый доход) – личный доход, остающийся после уплаты налогов и доступен для непосредственного расходования данного хозяйства.

РД = ЛД – подоходный налог – налоговые платежи.

Располагаемый доход делится на потребление и сбережение.

6. ЧЭБ ( чистое экономическое благосостояние)

ЧЭБ = ВВП + работа на дому + теневая экономика + досуг – загрязнение окружающей среды.

Этот показатель был предложен Дж.Тобином и В.Нордхаусом. Он предполагает более точную корректировку оценки достижений страны.

 

Задачи

Тема 1

Тема 2

Тема 3

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: